Организация предметно - развивающей среды по ОБЖ в ДОУ
консультация по обж
Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predmetno-razvivayushchey_sredy_po_obzh.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание предметно – развивающей среды по ОБЖ в ДОУ
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Исходя из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования выделен раздел «Формирование основ безопасной жизнедеятельности» в образовательной области « Социально-коммуникативное развитие», призванный подготовить детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной
В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.
Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В группах раннего возраста должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оборудование группового пространства соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В группах дошкольного возраста, необходимо организовать уголок безопасности.
Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать в соответствии с возрастными требованиями и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.
Уголок безопасности может содержать:
Тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ., альбомы со стихами и загадками, пословицами.
Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Противопожарные щиты безопасности»; «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые. «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память.
Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, подбором дидактических игр по ПДД, соответствующих возрасту детей;
По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, плакаты.
По разделу «Безопасность в природе» подбор настольно-печатных игр «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Познавательная и художественная литература.
Раздел «Ребенок и другие люди» плакаты, тематические альбомы, картинки, иллюстрации.
Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Подбор литературы так же осуществляется с учётом возраста и интереса детей.
Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно - ролевые игры. Данные игры позволяют «проиграть» опасные жизненные ситуации. Необходимо подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как, например: «Автобус», «Спасатели», «Пожарные». «Постовой - регулировщик», «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка)
Желательно, чтобы группы в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - телевизор или мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики), «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки, которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;
Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях необходимо широко использовать информацию, а именно информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...