Формы работы с родителями по воспитанию семейных ценностей
статья по обж (старшая группа)

семейные ценности – это основные постулаты, на которых основываются взаимоотношения в семье,  поведение членов семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и семейные ценности

2018 год объявлен Годом семьи. То, что именно тема семьи ныне становятся приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста совсем не новая тема, я не ставлю перед собой цели выявить что-то новое для слушателей. Моё выступление – это скорее, желание поделиться с присутствующими опытом, как в нашем ДОУ происходит развитие и формирование семейных ценностей на практике.    

  Проблема возрождения семейных традиций является актуальной в любое время и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».    

Однако без теории не будет и практики. Поэтому сначала небольшой теоретический экскурс. Формирование семейных ценностей у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим людям и культурам. Личность в обществе выступает представителем определённой социальной группы – семьи, которая является одним из основополагающих факторов, влияющих на развитие ребёнка.

 Что же можно отнести к семейным ценностям? Это  - история семьи, обычаи, традиции, нормы и правила поведения, манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой.     Так, известный психолог Вадим Маркович Розин относит к семейным ценностям любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений.     Социолог А.В. Ковалева выделяет следующую группу семейных ценностей: единство, защищённость, ответственность.     Но, так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы,  то для нас особенно важным является его утверждение , который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения, демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.

     Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых основываются взаимоотношения в семье,  поведение членов семьи.  Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов, есть и нормативная база для ДОУ, которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего - это ФГОС ДО.

 Позволю себе процитировать задачи,  на решение которых он направлен:

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,

Именно эти задачи ФГОС ДО нацеливают нас на работу с детьми и родителями по формированию семейных ценностей.      

Таким образом, особенностью Программы «От рождения до школы»  является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. А именно, воспитание уважения к

традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста:

- формировать  интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и обычаи,

- воспитывать уважение к членам семьи,

- привлекать  родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций,

 - создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.

  В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом

процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:

 - этические беседы,

- Непосредственно образовтельная  деятельность,

- рассматривание семейных альбомов, картин,

- выставки детских работ,

- сюжетно-ролевые игры,

- заучивание стихов, пословиц, поговорок

- чтение сказок,

- утренники, досуги, развлечения,

- проектная деятельность.    

Невозможно формировать семейные ценности у детей, не привлекая к этому саму семью, поэтому в нашем ДОУ ведётся разнообразная работа  с родителями.

Мы используем различные формы  работы, стимулирующие участие родителей в деятельности ДОУ, что тоже способствует укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что живое участие родителей позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество.

Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с семьёй:

 - анкетирование

- проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний

- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, утренниках, досугах

  - привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях

- участие родителей совместно с детьми в проектах.  

  - участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах

В конкурсах, акциях или в других мероприятиях всегда есть активные семьи. Мы их всегда отмечаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами в разных наминациях.

Все формы работы с родителями эффективны. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем выше их активность в жизни ДОУ. Так как  вся эта работа  позволяет объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: детей, родителей и педагогов.

А также позволяют сплотить семьи, сблизить родителей с детьми, укрепить добрые отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою нужность.

Проведенная нами работа способствовала:

• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;

• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения  к своим родным, близким;

• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;

• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;

• Произошел обмен опытом семейного воспитания;

• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Малыш» с. Михайловка  муниципального района

Бижбулякский район Республики Башкортостан

Выступление на РМО

Тема: « Формы работы с родителями по воспитанию семейных ценностей»

                                               Подготовила:

                                                                           Воспитатель первой категории

Ильина Людмила Анатолиевна

с. Михайловка

2018 г



Предварительный просмотр:

Семья и семейные ценности

2018 год объявлен Годом семьи. То, что именно тема семьи ныне становятся приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста совсем не новая тема, я не ставлю перед собой цели выявить что-то новое для слушателей. Моё выступление – это скорее, желание поделиться с присутствующими опытом, как в нашем ДОУ происходит развитие и формирование семейных ценностей на практике.    

  Проблема возрождения семейных традиций является актуальной в любое время и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».    

Однако без теории не будет и практики. Поэтому сначала небольшой теоретический экскурс. Формирование семейных ценностей у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим людям и культурам. Личность в обществе выступает представителем определённой социальной группы – семьи, которая является одним из основополагающих факторов, влияющих на развитие ребёнка.

 Что же можно отнести к семейным ценностям? Это  - история семьи, обычаи, традиции, нормы и правила поведения, манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой.     Так, известный психолог Вадим Маркович Розин относит к семейным ценностям любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений.     Социолог А.В. Ковалева выделяет следующую группу семейных ценностей: единство, защищённость, ответственность.     Но, так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы,  то для нас особенно важным является его утверждение , который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения, демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.

     Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых основываются взаимоотношения в семье,  поведение членов семьи.  Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов, есть и нормативная база для ДОУ, которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего - это ФГОС ДО.

 Позволю себе процитировать задачи,  на решение которых он направлен:

 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,

Именно эти задачи ФГОС ДО нацеливают нас на работу с детьми и родителями по формированию семейных ценностей.      

Таким образом, особенностью Программы «От рождения до школы»  является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. А именно, воспитание уважения к

традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа подчёркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста:

- формировать  интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и обычаи,

- воспитывать уважение к членам семьи,

- привлекать  родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций,

 - создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.

  В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом

процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:

 - этические беседы,

- Непосредственно образовтельная  деятельность,

- рассматривание семейных альбомов, картин,

- выставки детских работ,

- сюжетно-ролевые игры,

- заучивание стихов, пословиц, поговорок

- чтение сказок,

- утренники, досуги, развлечения,

- проектная деятельность.    

Невозможно формировать семейные ценности у детей, не привлекая к этому саму семью, поэтому в нашем ДОУ ведётся разнообразная работа  с родителями.

Мы используем различные формы  работы, стимулирующие участие родителей в деятельности ДОУ, что тоже способствует укреплению семейных ценностей. Практика показывает, что живое участие родителей позволяет без назиданий познакомиться с интересующей темой, погрузить родителей в среду педагогического общения, создать единое образовательное сообщество.

Исходя из этого, мы используем следующие формы работы с семьёй:

 - анкетирование

- проведение индивидуальных консультаций и родительских собраний

- привлечение родителей к участию в спортивных праздниках, утренниках, досугах

  - привлечение родителей к участию в социальных и экологических акциях

- участие родителей совместно с детьми в проектах.  

  - участие родителей совместно с детьми в выставках и конкурсах

В конкурсах, акциях или в других мероприятиях всегда есть активные семьи. Мы их всегда отмечаем дипломами, грамотами, благодарственными письмами в разных наминациях.

Все формы работы с родителями эффективны. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем выше их активность в жизни ДОУ. Так как  вся эта работа  позволяет объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: детей, родителей и педагогов.

А также позволяют сплотить семьи, сблизить родителей с детьми, укрепить добрые отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою нужность.

Проведенная нами работа способствовала:

• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;

• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения  к своим родным, близким;

• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;

• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;

• Произошел обмен опытом семейного воспитания;

• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Малыш» с. Михайловка  муниципального района

Бижбулякский район Республики Башкортостан

Выступление на РМО

Тема: « Формы работы с родителями по воспитанию семейных ценностей»

                                               Подготовила:

                                                                           Воспитатель первой категории

Ильина Людмила Анатолиевна

с. Михайловка

2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по воспитанию навыков культуры поведения.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг С этой целью необходимо ежедневно повторение обязательных, совершаемых под влияни...

Проектная деятельность как форма работы с родителями по воспитанию семейных ценностей у дошкольников.

Я поделилась с коллегами своей работой. Показала презентацию.Также приятно было совместить свое выступление и выступление священника Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы....

Выступление на тему: "Информационные буклеты и памятки как форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Выступление о применении информационных буклетов и памяток как формы работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей.Форма работы с родителями по воспитанию у детей чувства- патриотизма

Консульация для воспитателей. Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства-патриотизма...

Формы работы с родителями по воспитанию безопасного поведения у ребенка

Формы работы с родителями по воспитанию безопасного поведения у ребенка...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ»

Цель: Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.Задачи:• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;• Находить оптимальные п...