Выступление на тему: "Информационные буклеты и памятки как форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста"
консультация по теме
Выступление о применении информационных буклетов и памяток как формы работы с родителями по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_buklety.docx | 451.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №58» НМР РТ
Выступление
на городском методическом объединении
тема: «Информационные буклеты и памятки как инновационная форма работы с родителями по воспитанию экологической культуры»
Составила:
воспитатель
Бородина Е.А.
высшая
квалификационная
категория
Татарстан
г. Нижнекамск
В любое время года природа привлекает любителей отдыха на свежем воздухе. Активные движения среди окружающих красот полезны и для взрослых и для детей. Особенно интересны для детишек совместные походы или просто прогулки по лесу. Они обычно оставляют множество впечатлений и запоминаются на долгое время. Причем положительные эмоции приносят удовольствие и родителям, и малышам, играя немаловажную роль в развитии ребенка. Но любой «выход в природу» – серьезное испытание и проверка знаний и норм поведения.
Культура поведения на природе подразумевает цивилизованное отношение к окружающему миру, ведь, как сказал философ, «мы не наследуем землю – мы одалживаем ее у наших детей». А наши дети – у своих детей, и для них очень важно с раннего возраста усваивать позитивную модель пребывания на природе.
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры и экологически грамотное поведение. Глубже раскрыть эту тему помогают произведения М. Пришвина, В. Бианки, Р. Киплинга.
Обновление системы дошкольного образования призывает нас учитывать идею о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Сегодня педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть условия, которые исключительно важны для нравственного воспитания ребенка. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки.
Воплощая в жизнь современные установки взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, решая задачу психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, мы ищем новые подходы, формы и методы консультирования родителей по вопросам воспитания детей.
Одной из таких форм является разработка наглядно – информационных тематических буклетов и памяток, в содержание которых входит теоретический и практический материал для родителей по вопросам гармоничного развития детей. Положительным моментом в такой форме взаимодействия является то, что родители получают возможность ознакомиться с содержанием в спокойной домашней обстановке, обсудить его с другими членами семьи и принять решение, насколько приемлемо применение тех или иных советов и рекомендаций по отношению к их ребенку.
Материал каждого буклета или памятки содержателен, конкретен, красиво оформлен, читабелен, сопровождается иллюстрациями и фотографиями.
Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (лето)
Страница 1. Титульный лист буклета.
Страница 2.
О ЧЕМ ПОБЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ ПЕРЕД ЛЕСНОЙ ПРОГУЛКОЙ?
Есть несколько важных тем, которые важно обсудить с ребятами перед прогулкой в лес:
- Рассказать дошкольникам о лесе и законах, по которым он существует.
- Побеседовать с ними о правилах поведения в лесу.
- Разъяснить, как подготовиться к походу: как одеться, что взять с собой и т.д.
- Дать элементарные сведения о том, как выйти из сложных ситуаций.
Малыши должны вынести из этого разговора:
В природе все устроено очень мудро: каждое дерево, растение, насекомое, животное выполняет свою работу. Лес – большой общий дом для них. Вот почему не надо повреждать кору березы ради глотка березового сока, разорять муравейники, трогать руками выпавших из гнезда птенцов. Задача человека – наблюдать, благодарно принимать дары природы в виде грибов, ягод, орехов, целебных трав и т.д., но при этом не вторгаться в жизнь лесных обитателей, которые живут по своим законам.
Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка.
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу,
у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
а) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
б) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
в) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
г) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
16. Не засоряй водоёмы - может быть, тебе придётся отсюда брать воду для приготовления пищи? А может, ты захочешь искупаться?
Надеемся, что с вашей помощью
ребенок усвоит эти правила!
«Пример родителей – самый надежный урок!» Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!
Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (осень)
Страница 1. Титульный лист буклета.
Страница 2.
О ЧЕМ ПОБЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ ПЕРЕД ЛЕСНОЙ ПРОГУЛКОЙ?
Лето и осень – время, когда природа щедро начинает одаривать нас грибами, и ягодами. Многие устремляются в лес собрать эти дары, чтобы заготовить на зиму, или продать. В любом случае, направляясь в лес необходимо помнить о правилах поведения. Собирая грибы или ягоды нужно аккуратно, чтобы не навредить природе и самое главное следует соблюдать меру.
Как собирать грибы
- Никогда не следует брать незнакомый гриб, если есть сомнения, лучше оставить его или посоветоваться со взрослыми.
- Нельзя брать большие переросшие грибы. Даже в чистых районах, они - кладезь вредных веществ.
- Место для сбора грибов не должно быть расположено возле дорог и промышленных объектов – чем дальше в лес, тем безопасней.
- Собирать грибы лучше всего в утренние часы.
- Никогда нельзя пробовать грибы на вкус, даже если это сыроежки.
- Выкручивание и выламывание гриба из грибницы – кощунственное действие по отношению к природе. У грибника всегда с собой должен быть небольшой ножик, которым удобно подрезать ножку гриба.
- Нежелательно использовать пластиковые ведра и целлофановые мешки для сбора грибов – если поездка предстоит длительная, а погода теплая, то возможно перегревание содержимого мешка и его порча.
Для детей существуют те же правила сбора грибов, что и для их родителей.
Только на своем примере можно показать как нужно вести себя во время сбора. Если взрослые хотят приучить ребенка к своему любимому занятию, то с самого раннего возраста следует заострять внимание на названиях грибов, на их отличиях, а особенно на том, что существуют смертельно опасные грибы.
Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка.
1. В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
2. Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
3. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.
6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
7. Не поджигайте сухую траву и листья;
8. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.
9. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
10. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу,
у реки) мусор.
Надеемся, что с вашей помощью
ребенок усвоит эти правила!
Буклет «Лесной этикет» для старших дошкольников (зима)
Страница 1. Титульный лист буклета.
Страница 2.
Приближается Новый год – веселый добрый праздник, но для природы это испытание. Особенно страдают хвойные деревья: ели и сосны.
В преддверии Нового года мы призываем вас не ставить в своих домах натуральные ели и сосны, ведь срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи. Вы можете заменить их искусственными ёлочками, которые будут радовать вас в течение многих лет.
Ты не руби ель топором:
Она растет в лесу – значит там ее дом!
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Ель относится к хвойным деревьям. Это могучие легкие нашей планеты, животворные родники, дарующие людям здоровье. Эфирные масла и другие вещества, добываемые из хвойных деревьев, успешно применяются для профилактики и лечения многих распространенных заболеваний человека.
Целебные свойства хвои ели обусловлены высоким содержанием в ней аскорбиновой кислоты, витамина С, повышающего защитные силы организма, дубильных веществ, обладающих противовоспалительным действием, микроэлементов, поддерживающих нормальный обмен веществ, различных смол, обладающих бактерицидным действием, а также эфирных масел, которые губительны для болезнетворных микробов.
Полезна не только хвоя, но и зеленые шишки. Они также считаются хорошим лекарством при лечении заболеваний дыхательных путей, гастритов, язвенной болезни желудка.
Елочку-красавицу
Давайте сбережем:
На праздник новогодний
Из лесу не возьмем!
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Если каждый ель возьмет
К празднику на Новый год,
То придут такие дни -
В лесу будут только пни.
Пусть елочка-красавица
В лесу своем стоит.
За это вас природа
ОТБЛАГОДАРИТ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Система педагогической работы "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Пять лет я работала по этой теме. Предлагаю конечный продукт....
Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени...
Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...