Программа дополнительного образования "Три сигнала светофора"
рабочая программа по обж на тему

Камозина Елена Сергеевна

Светофор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog._tri_signala_svetofora-.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА                                                        УТВЕРЖДЕНА

на педсовете, протоколом                                     приказом заведующей

от 01. 09.2015 г. № 1                                                   МБДОУ №1г. Починка

                                                           от 01.09.2015 г. № 53 а

                                                                                 ____________ Е.М.Чижова

Программа

дополнительного образования

«Три сигнала светофора»

Образовательная область:

«Социально - коммуникативное развитие»

«познавательное развитие»

Педагог: Камозина Елена Сергеевна

Возраст детей: 6 - 7лет

Срок реализации: 1 год.

Починок

Пояснительная записка

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.

   Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители.  Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения или не всегда выполняют их,  имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Цель программы:        

- Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи программы:

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.

3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

4. Закреплять знания детей о сигналах светофора, знание цветов: желтый, красный, зеленый.

5. Расширять знания о городском транспорте.

6. Продолжать знакомить с дорожными знаками.

7. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

8. Совершенствовать культуру поведения детей на улице.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.
  • Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
  • Повышение научно - методического обеспечения профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
  • Усовершенствование предметно-развивающейсреды в обучении детей правилам дорожного движения.
  • Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя образовательную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Поэтому в детском саду был разработан комплекс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

- что такое транспорт, его виды;

- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

- какие бывают пешеходные переходы;

- какие могут быть опасности на улицах.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.

Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель.

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

-  Дорога в дошкольное учреждение.

- Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

- Предвидение опасности на улицах.

- Виды транспортных средств.

- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).

- Нахождение на улице с взрослыми.

-  Правила перехода проезжей части дороги.

-  Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.

- Виды и сигналы светофоров.

- Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).

- Дорожные знаки для пешеходов.

- Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Подготовительная к школе группа  (6-7 лет):

С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Литература для работы

  1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.
  2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
  3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
  4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
  5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.
  6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
  7. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
  8. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
  9. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
  10. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  11. Семенюк В.И., Владимиров Н.В.  Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
  12. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002.
  13. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
  14. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.

План работы кружка «Три сигнала светофора»

на 2015 – 2016 год

Октябрь

Тема: Улица полна неожиданностей

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I - II

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

III

Наша улица

Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Художественна

литература

Беседа: «Улица полна неожиданностей».

Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

***

Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД).

IV

Знай и выполняй правила уличного движения

Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Физическая культура

Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили».

***

Экскурсия по улице города. «Какие дорожные знаки?»

Вечер  развлечений «Улица полна неожиданностей».

Ноябрь

Тема: Транспорт

Неделя

Тема

Цель

Интеграция

образовательных областей

Методы и приемы

I

История транспорта

Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Продуктивная деятельность

Рассказы  о старинном транспорте.

Рассматривание иллюстраций.

***

Ситуация общения «Транспорт будущего».

Рисование «Транспорт»

II

Кто больше знает

Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Художественна

литература

Дидактическая игра «Почемучка?»

«Кто больше знает».

***

Вечер загадок.

III

Велосипед

Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Загадка про велосипед.

Ситуация общения «Правила велосипедиста»

***

Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста».

Дидактическая игра«Светофорчик».

IV

Перекресток

Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Ситуация общения «Как перейти перекресток».

Игра «Перекресток».

***

Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка».

Декабрь

Тема: Помощники на дороге

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Работа сотрудника ГИБДД

Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности».

***

Беседа: « О сигналах светофора»

II

Дорожные знаки

Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Продуктивная

деятельность

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Дидактическая игра «Какой это знак».

Дидактическая игра «Почини машину».

***

Дидактическая игра «Объяснялки».

Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни».

III

Безопасное поведение на улице в зимний период

Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Целевая прогулка по городу.

Январь

Тема: Поведение в автомобиле

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

III

Автомобиль не для игры

Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения,умение адекватно оценивать поступки героев.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Художественная литература

Чтение произведения

Н. Носова «Автомобиль».

***

Ситуация общения «Для чего нужны правила».

IV

Мы пассажиры

Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Ситуация общения «Правила поведения в транспорте».

***

Дидактическая игра «Автомобиль».

Проблемная ситуация «Что случится, если…»

Февраль

Тема: Пусть дорога станет безопасней

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Безопасное движение

Учить составлять индивидуальный маршрут от  дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Ситуация общения «Как дойти до детского сада».

Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада.

***

С/Р. игра «Помоги Незнайке».

II

Пассажиры, пешеходы будьте вниматель-ны

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте.

Учить действовать в сложной дорожной ситуации.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Дидактическая игра «Автобус».

Чтение стихотворения  

А. Усачева «Правила для пассажиров».

***

Подготовка к развлечению.

Ситуация общения «Правила дорожного движения».

Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир».

IV

Пусть дорога станет безопасной

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте, на улице.

Формировать умение читать индивидуальный маршрут.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Музыка

***

Ситуация общения «Пешеходам быть наука».

«Как мне дойти до школы».

***

Развлечение «Пусть дорога станет безопасной»

Март

Тема: Дорожные знаки

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II

Запрещаю-щие

Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено».

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Дидактическая игра «Найди запрещающийзнак».

Ситуация общения «Что обозначаютзапрещающие знаки».

***

Кроссворд дорожные знаки.

III

Предупреждающие

Закрепить знания о предупреждающихдорожных знаках.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак».

 Ситуация общения «Что обозначаютпредупреждающие дорожные знаки».

***

Дидактическая игра «Найди знак».

IV

Информирующие

Закрепить знания обинформирующихдорожных знаках.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Дидактическая игра «Найди

Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки».

***

Игра «Какой это знак».

Апрель

Тема: Мы водители

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Твой велосипед

Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

***

Ситуация общения «Твой транспорт».

Дидактическая игра «Собери картинку».

***

Чтение произведения

А. Усачева.

II

Идем в гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Познание

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Рисование: «Моя машина»

Дид. игра: «Собери машину»

III - IV

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Май

Тема: «Правила дорожные детям знать положено»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

III

Грамотный пешеход

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Безопасность

Социализация

Коммуникация

Музыка

Физическая культура

Развлечение

«Правила дорожного движения»

IV

«Правила дорожные детям знать положено»

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Познание

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Выставка макетов, рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД "Три сигнала светофора"

План – конспект по правилам дорожного движения по теме:«Три сигнала светофора»...

"Три сигнала светофора"

Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения,  для детей среднего возраста....

Программа по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста "Три сигнала светофора"

Программа по обучению правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет...

Презентация программы по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста "Три сигнала светофора"

Презентация программы по правилам дорожного движения "Три сигнала светофора" для детей от 3 до 7 лет....

Программа дополнительного образования "Веселый светофор"

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.  Поэтому с самого раннего воз...

Презентация к программе «Три сигнала светофора»

Цель: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах....

«Рабочая программа «Три сигнала светофора» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма от 3 до 7 лет»

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Рабочая программа «Три сигнала светофора&ra...