Программа дополнительного образования "Три сигнала светофора"
рабочая программа по обж на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на педсовете, протоколом приказом заведующей
от 01. 09.2015 г. № 1 МБДОУ №1г. Починка
от 01.09.2015 г. № 53 а
____________ Е.М.Чижова
Программа
дополнительного образования
«Три сигнала светофора»
Образовательная область:
«Социально - коммуникативное развитие»
«познавательное развитие»
Педагог: Камозина Елена Сергеевна
Возраст детей: 6 - 7лет
Срок реализации: 1 год.
Починок
Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Цель программы:
- Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
4. Закреплять знания детей о сигналах светофора, знание цветов: желтый, красный, зеленый.
5. Расширять знания о городском транспорте.
6. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
7. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
8. Совершенствовать культуру поведения детей на улице.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.
- Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
- Повышение научно - методического обеспечения профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
- Усовершенствование предметно-развивающейсреды в обучении детей правилам дорожного движения.
- Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя образовательную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Поэтому в детском саду был разработан комплекс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:
- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
- что такое транспорт, его виды;
- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
- какие бывают пешеходные переходы;
- какие могут быть опасности на улицах.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель.
В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:
- Дорога в дошкольное учреждение.
- Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.
- Предвидение опасности на улицах.
- Виды транспортных средств.
- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).
- Нахождение на улице с взрослыми.
- Правила перехода проезжей части дороги.
- Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.
- Виды и сигналы светофоров.
- Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).
- Дорожные знаки для пешеходов.
- Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.
Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.
Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.
Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Литература для работы
- Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.
- Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
- Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
- Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
- Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
- Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
- Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
- Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
- Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения.м., 2002.
- Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
План работы кружка «Три сигнала светофора»
на 2015 – 2016 год
Октябрь
Тема: Улица полна неожиданностей
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I - II | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. | ||
III | Наша улица | Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественна литература | Беседа: «Улица полна неожиданностей». Дидактическая игра «Правильно – неправильно». *** Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД). |
IV | Знай и выполняй правила уличного движения | Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Физическая культура | Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили». *** Экскурсия по улице города. «Какие дорожные знаки?» Вечер развлечений «Улица полна неожиданностей». |
Ноябрь
Тема: Транспорт
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | История транспорта | Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Продуктивная деятельность | Рассказы о старинном транспорте. Рассматривание иллюстраций. *** Ситуация общения «Транспорт будущего». Рисование «Транспорт» |
II | Кто больше знает | Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественна литература | Дидактическая игра «Почемучка?» «Кто больше знает». *** Вечер загадок. |
III | Велосипед | Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Загадка про велосипед. Ситуация общения «Правила велосипедиста» *** Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста». Дидактическая игра«Светофорчик». |
IV | Перекресток | Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Ситуация общения «Как перейти перекресток». Игра «Перекресток». *** Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка». |
Декабрь
Тема: Помощники на дороге
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Работа сотрудника ГИБДД | Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности». *** Беседа: « О сигналах светофора» |
II | Дорожные знаки | Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Продуктивная деятельность | Дидактическая игра «Узнай и назови». Дидактическая игра «Какой это знак». Дидактическая игра «Почини машину». *** Дидактическая игра «Объяснялки». Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни». |
III | Безопасное поведение на улице в зимний период | Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Целевая прогулка по городу. |
Январь
Тема: Поведение в автомобиле
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Автомобиль не для игры | Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения,умение адекватно оценивать поступки героев. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественная литература | Чтение произведения Н. Носова «Автомобиль». *** Ситуация общения «Для чего нужны правила». |
IV | Мы пассажиры | Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Ситуация общения «Правила поведения в транспорте». *** Дидактическая игра «Автомобиль». Проблемная ситуация «Что случится, если…» |
Февраль
Тема: Пусть дорога станет безопасней
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Безопасное движение | Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Ситуация общения «Как дойти до детского сада». Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада. *** С/Р. игра «Помоги Незнайке». |
II | Пассажиры, пешеходы будьте вниматель-ны | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. Учить действовать в сложной дорожной ситуации. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Дидактическая игра «Автобус». Чтение стихотворения А. Усачева «Правила для пассажиров». *** Подготовка к развлечению. Ситуация общения «Правила дорожного движения». Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир». |
IV | Пусть дорога станет безопасной | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте, на улице. Формировать умение читать индивидуальный маршрут. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Музыка | *** Ситуация общения «Пешеходам быть наука». «Как мне дойти до школы». *** Развлечение «Пусть дорога станет безопасной» |
Март
Тема: Дорожные знаки
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
II | Запрещаю-щие | Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено». | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Дидактическая игра «Найди запрещающийзнак». Ситуация общения «Что обозначаютзапрещающие знаки». *** Кроссворд дорожные знаки. |
III | Предупреждающие | Закрепить знания о предупреждающихдорожных знаках. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак». Ситуация общения «Что обозначаютпредупреждающие дорожные знаки». *** Дидактическая игра «Найди знак». |
IV | Информирующие | Закрепить знания обинформирующихдорожных знаках. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Дидактическая игра «Найди Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки». *** Игра «Какой это знак». |
Апрель
Тема: Мы водители
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Твой велосипед | Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | *** Ситуация общения «Твой транспорт». Дидактическая игра «Собери картинку». *** Чтение произведения А. Усачева. |
II | Идем в гости | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Рисование: «Моя машина» Дид. игра: «Собери машину» |
III - IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Грамотный пешеход | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. | Безопасность Социализация Коммуникация Музыка Физическая культура | Развлечение «Правила дорожного движения» |
IV | «Правила дорожные детям знать положено» | Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте. | Познание Социализация Коммуникация Художественное творчество | Выставка макетов, рисунков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ПДД "Три сигнала светофора"
План – конспект по правилам дорожного движения по теме:«Три сигнала светофора»...
"Три сигнала светофора"
Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, для детей среднего возраста....
Программа по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста "Три сигнала светофора"
Программа по обучению правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет...
Презентация программы по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста "Три сигнала светофора"
Презентация программы по правилам дорожного движения "Три сигнала светофора" для детей от 3 до 7 лет....
Программа дополнительного образования "Веселый светофор"
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому с самого раннего воз...
Презентация к программе «Три сигнала светофора»
Цель: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах....
«Рабочая программа «Три сигнала светофора» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма от 3 до 7 лет»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Рабочая программа «Три сигнала светофора&ra...