Методическая разработка «Учусь жить безопасно»
методическая разработка по обж на тему

Кармаева Надежда Николаевна

Методическая разработка  содержит практический материал  для   проведения  занятий с группой детей  с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала.  Материал адресован  педагогам  детского сада в организации  совместной и самостоятельной деятельности в ходе изучения и закрепления  данной темы. Может  использоваться в ходе  работы по  индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения  материала на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_sayt.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Учусь жить безопасно»

Воспитатель МБДОУ детский сад №14,

г. Славянск-на-Кубани, Кармаева Надежда Николаевна

2017 г.

Структура методической разработки

1. Введение………………………………………………………………...3

2. Теоретическое обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации ……………..……………………...8

2.1. Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………8

2.2. Содержание, формы и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста …..………14

2.3. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

по основам безопасности жизнедеятельности ………………………………...20

3. Заключение……………………………………………………………48

4. Литература…………………………………………………………….49

5. Приложения…………………………………………………………...50

1. Введение

Методическая разработка  содержит практический материал  для   проведения  занятий с группой детей  с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала.  Материал адресован  педагогам  детского сада в организации  совместной и самостоятельной деятельности в ходе изучения и закрепления  данной темы. Может  использоваться в ходе  работы по  индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения  материала на данную тему.

Не стоит вооружать детей готовыми знаниями и рецептами поведения на все случаи жизни, нужно учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного выхода из сложной ситуации. Не надо заучивать с детьми правила дорожного движения, нужно обучать их в игровой форме правилам безопасного поведения на улице. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Применять разные формы работы-викторины, конкурсы, развлечения, театральную деятельность, метод проекта. Стараться строить свою работу на принципе интеграции образовательных областей, использовать элементы исследовательского обучения: выявление проблем, выдвижение гипотез, использование наблюдений, поощряют в детях умение делать выводы.

Актуальность методической разработки:

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т.Г. Хромцов

Цель методической разработки: дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.    

Задачи.

1. Освоение знаний по ОБЖ.

2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

5. Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

6. Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.

7. Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.

8. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

Новизна данной методической разработке состоит в том, что несформированность у детей качественных основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли образовательной, игровой деятельностей и социума в образовательном процессе.

Ожидаемый результат методическая разработка поможет сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту, выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Реализация содержания программы в образовательных областях:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,    художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.


2-я младшая группа

Сентябрь

Занятия с детьми

Темы индивидуальных и групповых бесед

Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, спектакля

Игровая деятельность

Ситуации, этюды

Рассматривание

наблюдения

Работа с родителями

Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей шофёр...
  - дать общее представление о
способах
передвижения
людей и транспорта

«Не попади в беду на дороге» - закреплять правило «не гуляй на дороге» и « будь внимателен при переходе улицы».

Отрывок «Айболит»

(про зайчика)

К. Чуковского

«Машины»

Я. Пишумов закрепление правила «пропусти машину, а потом иди»

«Собери картинку» - систематизировать знания о  профессии людей работающих на транспорте, о различных видах транспорта.

П/и «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль» - развивать навык бега, умение слушать сигнал.

С/р игра «Шофёры» - знакомить с простыми правилами движения.

Этюды

Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход! — обратить внимание на то, что машина остановиться сразу не может, а человек может. Зайкино футбольное поле около дороги.- учим правило «нельзя играть у края дороги».

Иллюстраций

различного транспорта.

Наблюдение «Машины на нашей улице» — знакомить с видами транспорта.

Консультация: «Что читать

детям о безопасности».

Памятка: «Не нарушайте ПДД»,

«Жить без опасности!».

Октябрь

«В гостях у

Айболита» -  закрепление знаний детей о

понятии «здоровья»,

уточнить правила

сохранения здоровья,

сформировать интерес к

собственному организму,

самочувствию, настроению,

связанному с состоянием

здоровья.

Наши детки кружочком сидят, а в кармашках платочки лежат - учить соблюдать правила личной гигиены.

С. Маршак «Мяч»

Чтение стихов к демонстрационным картинкам « Как избежать неприятностей дома»

Просмотр м/ф «Волк и семеро козлят»

д/и «Подбери игрушку

Танюшке» - знакомить

Предметами быта, с

которыми можно / нельзя

играть «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту.

«Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомит с тем, как он используется.

Моделирование ситуации:

Незнакомый человек угощает конфетой — учить отказываться от угощения.  «Каждой вещи —своё место» (с макетом)

— знакомить с правилами хранения предметов.

Прогулка «Знакомство с улицей» — уточнять представление об улице, дороге, тротуаре. Знакомить с элементарными правилами поведения на улице.

Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей дома?»

знакомить с правилами безопасного поведения дома.

Ширма: «Азбука безопасности»

Консультация: «Безопасное

поведение вашего ребенка –

залог его здоровья».

подготовительная группа

Декабрь

Использование и хранение опасных предметов -рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах.

«Небезопасные зимние забавы» - формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.

«Как сберечь своё здоровье?» (аккуратно и тепло одеваться не торопиться, спускаясь с лестницы и быстро не бегать) - закрепить представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки

Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» - научить детей осторожному поведению на улице и во дворе.

Н. Носов «Автомобиль» - учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.

П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке» - углублять знания детей о причинах возникновения пожара.

Д/и «Знакомый, свой, чужой» - развивать у детей способность различать людей по определённым признакам.

Настольная игра «Зоологическая цепочка» - расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности.

Настольная игра «Кто быстрей потушит дом» - углублять знания детей о причинах возникновения пожара.

Д/и «Угадай, какой знак?» - учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения

С/р игра «На дорогах города» - закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Игровая ситуация: «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы» - закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказать помощь другому.

Прогулка «Правила для пешеходов» - расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Оказание первой помощи -знакомство с правилами.

 Рассматривание иллюстраций, картинок.

 Практическая деятельность.

Родительские посиделки «Правила безопасности»

Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет» -закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».

Апрель

«Насекомые – польза или вред» - дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения.

«Детские шалости с огнём» - объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить опасность при попадании в неумелые руки.

«Будем беречь и охранять природу» - воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

«Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города - продолжать знакомить детей с основными элементами улицы, с правилами езды на велосипеде (самокате, роликах)

«Марта и Чичи идут в парк» Т. Шорыгина - закрепление знаний о пра вилах перехода улицы.

О.Вацетис «Сказка о пожаре» - расширять знания о труде пожарных, воспитывать интерес к его работе.

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы» - расширять представления о причинах возникновения пожара.

Г.Новицкая «Дворняжка», А.Дмитриев «Бездомная кошка». Экологические сказки «Кто дал Земле жизнь?»

Н. Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию.

Д/и «Опасно - не опасно» - учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных.

С/р игра «На станции технического обслуживания автомобилей» - расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры.

Д/и «Четвертый лишний» - развивать умение обобщать и исключать.

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» - учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям.

Настольная игра «Наши помощники» - закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом» - познакомить со ст.31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни.

Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным» - учить правильному обращению с  незнакомым животным,  ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения».

Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных - пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой и живыми существами.

Тематическая прогулка «Правила для пешеходов».

Наблюдение за местом отведённым для продвижения пешеходов.

Досуг «Если хочешь быть здоровым»

«Как обеспечить безопасность дошкольнику» 

Консультация для родителей


3. Заключение

Безопасность жизнедеятельности – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Продуманный план работы по основам безопасности жизнедеятельности у дошкольников создает возможность спокойной, организованной детской деятельности, дружеских взаимоотношений.

Специально организованные занятия дают свои результаты, первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.

Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ОБЖ Тема «Учусь жить безопасно»

Цель проекта:  создание  условий  для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незн...

Презентация "Учимся жить безопасно"

В презентации представлены дидактичсекие игры, изготовленные своими руками, направленные на формирование и закрепление знаний дошкольников о здоровом образе жизни, ПДД, правильном питании и личной без...

Проект по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе «Учусь жить безопасно…»

Цель проектаСоздание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасного поведения....

Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год

Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности«Учусь жить безопасно»...

ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»

проект рассчитан для детей 2 младшей и средней групп...

2024-2025 ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»

ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Учусь жить безопасно…»Авторы-составители:старший воспитатель Грязнова О.В.,воспитатели Василенкова Н.В., Осинцева В.В.,учитель-...