Методическая разработка «Учусь жить безопасно»
методическая разработка по обж на тему
Методическая разработка содержит практический материал для проведения занятий с группой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Материал адресован педагогам детского сада в организации совместной и самостоятельной деятельности в ходе изучения и закрепления данной темы. Может использоваться в ходе работы по индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения материала на данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_sayt.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Учусь жить безопасно»
Воспитатель МБДОУ детский сад №14,
г. Славянск-на-Кубани, Кармаева Надежда Николаевна
2017 г.
Структура методической разработки
1. Введение………………………………………………………………...3
2. Теоретическое обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации ……………..……………………...8
2.1. Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»…………8
2.2. Содержание, формы и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста …..………14
2.3. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста
по основам безопасности жизнедеятельности ………………………………...20
3. Заключение……………………………………………………………48
4. Литература…………………………………………………………….49
5. Приложения…………………………………………………………...50
1. Введение
Методическая разработка содержит практический материал для проведения занятий с группой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Материал адресован педагогам детского сада в организации совместной и самостоятельной деятельности в ходе изучения и закрепления данной темы. Может использоваться в ходе работы по индивидуальным программам развития дошкольников, с целью углубленного изучения материала на данную тему.
Не стоит вооружать детей готовыми знаниями и рецептами поведения на все случаи жизни, нужно учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного выхода из сложной ситуации. Не надо заучивать с детьми правила дорожного движения, нужно обучать их в игровой форме правилам безопасного поведения на улице. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Применять разные формы работы-викторины, конкурсы, развлечения, театральную деятельность, метод проекта. Стараться строить свою работу на принципе интеграции образовательных областей, использовать элементы исследовательского обучения: выявление проблем, выдвижение гипотез, использование наблюдений, поощряют в детях умение делать выводы.
Актуальность методической разработки:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцов
Цель методической разработки: дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Задачи.
1. Освоение знаний по ОБЖ.
2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
5. Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
6. Формировать знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
7. Развивать основы экологической культуры и становление бережного отношения к природе.
8. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.
Новизна данной методической разработке состоит в том, что несформированность у детей качественных основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование и усиление воспитательной роли образовательной, игровой деятельностей и социума в образовательном процессе.
Ожидаемый результат методическая разработка поможет сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту, выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Реализация содержания программы в образовательных областях:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
2-я младшая группа | ||||||
Сентябрь | ||||||
Занятия с детьми | Темы индивидуальных и групповых бесед | Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, спектакля | Игровая деятельность | Ситуации, этюды | Рассматривание наблюдения | Работа с родителями |
Стоп, машина! | «Не попади в беду на дороге» - закреплять правило «не гуляй на дороге» и « будь внимателен при переходе улицы». | Отрывок «Айболит» (про зайчика) К. Чуковского «Машины» Я. Пишумов закрепление правила «пропусти машину, а потом иди» | «Собери картинку» - систематизировать знания о профессии людей работающих на транспорте, о различных видах транспорта. П/и «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль» - развивать навык бега, умение слушать сигнал. С/р игра «Шофёры» - знакомить с простыми правилами движения. | Этюды Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход! — обратить внимание на то, что машина остановиться сразу не может, а человек может. Зайкино футбольное поле около дороги.- учим правило «нельзя играть у края дороги». | Иллюстраций различного транспорта. Наблюдение «Машины на нашей улице» — знакомить с видами транспорта. | Консультация: «Что читать детям о безопасности». Памятка: «Не нарушайте ПДД», «Жить без опасности!». |
Октябрь | ||||||
«В гостях у Айболита» - закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. | Наши детки кружочком сидят, а в кармашках платочки лежат - учить соблюдать правила личной гигиены. | С. Маршак «Мяч» Чтение стихов к демонстрационным картинкам « Как избежать неприятностей дома» Просмотр м/ф «Волк и семеро козлят» | д/и «Подбери игрушку Танюшке» - знакомить Предметами быта, с которыми можно / нельзя играть «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту. «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомит с тем, как он используется. | Моделирование ситуации: Незнакомый человек угощает конфетой — учить отказываться от угощения. «Каждой вещи —своё место» (с макетом) — знакомить с правилами хранения предметов. | Прогулка «Знакомство с улицей» — уточнять представление об улице, дороге, тротуаре. Знакомить с элементарными правилами поведения на улице. Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей дома?» знакомить с правилами безопасного поведения дома. | Ширма: «Азбука безопасности» Консультация: «Безопасное поведение вашего ребенка – залог его здоровья». |
подготовительная группа | ||||||
Декабрь | ||||||
Использование и хранение опасных предметов -рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах. | «Небезопасные зимние забавы» - формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени. «Как сберечь своё здоровье?» (аккуратно и тепло одеваться не торопиться, спускаясь с лестницы и быстро не бегать) - закрепить представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки | Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки» - научить детей осторожному поведению на улице и во дворе. Н. Носов «Автомобиль» - учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном. П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке» - углублять знания детей о причинах возникновения пожара. | Д/и «Знакомый, свой, чужой» - развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Настольная игра «Зоологическая цепочка» - расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности. Настольная игра «Кто быстрей потушит дом» - углублять знания детей о причинах возникновения пожара. Д/и «Угадай, какой знак?» - учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения С/р игра «На дорогах города» - закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. | Игровая ситуация: «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы» - закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказать помощь другому. | Прогулка «Правила для пешеходов» - расширять знания детей о правилах поведения на улице. Оказание первой помощи -знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. | Родительские посиделки «Правила безопасности» Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет» -закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника». |
Апрель | ||||||
«Насекомые – польза или вред» - дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения. | «Детские шалости с огнём» - объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить опасность при попадании в неумелые руки. «Будем беречь и охранять природу» - воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города - продолжать знакомить детей с основными элементами улицы, с правилами езды на велосипеде (самокате, роликах) | «Марта и Чичи идут в парк» Т. Шорыгина - закрепление знаний о пра вилах перехода улицы. О.Вацетис «Сказка о пожаре» - расширять знания о труде пожарных, воспитывать интерес к его работе. Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы» - расширять представления о причинах возникновения пожара. Г.Новицкая «Дворняжка», А.Дмитриев «Бездомная кошка». Экологические сказки «Кто дал Земле жизнь?» Н. Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. | Д/и «Опасно - не опасно» - учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных. С/р игра «На станции технического обслуживания автомобилей» - расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры. Д/и «Четвертый лишний» - развивать умение обобщать и исключать. Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» - учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям. Настольная игра «Наши помощники» - закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов. | Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом» - познакомить со ст.31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным» - учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях. Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». | Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных - пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой и живыми существами. Тематическая прогулка «Правила для пешеходов». Наблюдение за местом отведённым для продвижения пешеходов. | Досуг «Если хочешь быть здоровым» «Как обеспечить безопасность дошкольнику» Консультация для родителей |
3. Заключение
Безопасность жизнедеятельности – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Продуманный план работы по основам безопасности жизнедеятельности у дошкольников создает возможность спокойной, организованной детской деятельности, дружеских взаимоотношений.
Специально организованные занятия дают свои результаты, первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ОБЖ Тема «Учусь жить безопасно»
Цель проекта: создание условий для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незн...
Презентация "Учимся жить безопасно"
В презентации представлены дидактичсекие игры, изготовленные своими руками, направленные на формирование и закрепление знаний дошкольников о здоровом образе жизни, ПДД, правильном питании и личной без...
Проект по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе «Учусь жить безопасно…»
Цель проектаСоздание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасного поведения....
Конспекты для проекта по безопасности жизнедеятельности "Учусь жить безопасно"
Приложения к проекту...
Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год
Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности«Учусь жить безопасно»...
ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»
проект рассчитан для детей 2 младшей и средней групп...
2024-2025 ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»
ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Учусь жить безопасно…»Авторы-составители:старший воспитатель Грязнова О.В.,воспитатели Василенкова Н.В., Осинцева В.В.,учитель-...