Долгосрочный проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР с основами безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно» на 2022-2023 учебный год
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект
по ознакомлению дошкольников с ЗПР
с основами безопасности жизнедеятельности
«Учусь жить безопасно»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_proekt_po_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_doshkolnikov_s_zpr_uchus_zhit_bezopasno.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Долгосрочный проект
по ознакомлению дошкольников с ЗПР
с основами безопасности жизнедеятельности
«Учусь жить безопасно»
Воспитатели: Силкина С.А.,
Кравцова Е.В.,
тьютор Михальченкова Е.В.
Смоленск, 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из острых проблем современного социума. Одной из важнейших задач для всего человечества является обеспечение безопасности жизнеобеспечения. Это находит отражение в трудах многих ученых и педагогов, как зарубежных, так и отечественных.
Современная жизнь, при кажущейся безопасности, открытости, таит множество опасностей для детей. Сложившаяся в мире социальная и экологическая обстановка вызывает тревогу у политиков, правозащитников, и простых людей. Особое беспокойство мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Наша задача, как взрослых, состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с опасностью.
Печальный опыт современного мира доказал необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению.
Дети дошкольного возраста зачастую просто не готовы к встрече с опасностью, не владеют навыками самосохранительного поведения. У них очень слабо развито умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия своих действий. У нас возникает необходимость оградить детей от опасностей, но при этом, не навредив детской открытости к миру, доверию к взрослым, не подавив их любознательности, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДО в образовательной области социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).
Данный проект разработан с целью обучения детей с задержкой психического развития основам безопасной жизнедеятельности.
Ощущение безопасности делает человека неосторожным.
Александр Дюма (отец)
Проблема безопасности подрастающего поколения по праву является общественной. Наиболее опасны современные социальные и техногенные происшествия для маленьких детей. Дети очень любознательны, открыты к миру и доверчивы. Дошкольники не могут оценить степень грозящей им опасности, а также предугадать последствия своих поступков. Наша задача, как взрослых, научить детей основам безопасности жизнедеятельности. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.
Как же помочь ребенку разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Отличить опасную ситуацию от безопасной? Как научить ребенка правильно действовать, чтобы уберечь себя от негативных последствий?
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Особенно важно отметить, что безопасность – это не просто сумма знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Особо актуальна эта проблема в работе с детьми с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение в формировании и развитии психических навыков ребенка. Иными словами, это и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, когнитивных способностей, нарушения познавательной деятельности. Очень часто интеллектуальный уровень ребенка с ЗПР значительно ниже, чем у сверстников, их базовые знания очень скудны.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы.
У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание на длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Дети с задержкой психического развития очень часто отвлекаются, их внимание очень трудно удержать. Кроме того, их трудно заинтересовать и увлечь, они довольно инертны. У дошкольников с ЗПР недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Данный проект был составлен с учетом психологических особенностей детей с ЗПР. Занятия и задания подобраны так, чтобы заинтересовать детей и обеспечить им полное погружение в тему. Системное выполнение упражнений способствует развитию у детей с ЗПР навыков безопасной жизнедеятельности. Большое значение при этом имеет опора на ситуации из жизни.
Актуальность проекта. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).
Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.
Задачи:
- формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т.п.;
- обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим;
- формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков;
- стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях;
- научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.
В данной системе занятий используются несколько методов педагогики:
- наглядный метод используется во время чтения сказок, наблюдений, рассмотрения иллюстраций к сказкам, репродукций, предметов;
- словесный метод: чтение литературных произведений воспитателем, стихотворений детьми и воспитателями, бесед, обсуждений, ответов на вопросы, загадывание загадок, слушание музыкальных произведений;
- практический метод: рисование на заданные темы, лепка, совместные проекты, создание макетов с родителями, оформление выставки работ.
Аннотация проекта: в ходе реализации данного проекта дошкольники расширят свой кругозор и представления об опасностях, подстерегающих их в повседневной жизни. У детей появится возможность рассмотреть привычные ситуации с другой стороны и научится избегать опасных ситуаций. Игровая мотивация превалирует и перерастает в образовательную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих знаний.
Данный проект состоит из 4 блоков:
- «Незнакомцы»;
- «Один дома»;
- «Я – пешеход»;
- «Огонь добрый – огонь злой».
Реализация данного проекта рассчитана на 6 недель.
1 этап: подготовительный.
Развивающая среда:
- пополнить книжный уголок книгами: «Осторожные сказки», «Волк и семеро козлят», «Светофор», «Приключения ежика», «Маша и медведь», «Как котенок Мурлыка перестал кататься на велосипеде»;
- подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о безопасности жизнедеятельности;
- сделать дидактические и настольные игры «Хорошо и плохо», «Осторожно, опасность!», «Узнай по описанию»
Взаимодействие с родителями:
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу по пешеходному переходу, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у детей растерянность, обиду или даже агрессию.
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Проект по ознакомлению дошкольников с ЗПР
с основами безопасности жизнедеятельности
Блок/Тема | Форма занятия | Работа с родителями | Цели и задачи |
| Дид.игры : «Свой – чужой», «Хорошо – плохо», Беседы «Что, если к тебе подошел незнакомец и говорит…»; рассматривание альбома «Опасные ситуации»; обсуждение опасных ситуаций Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец на улице» |
| Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в социуме Задачи:
|
| Дид. игра «Опасность в доме» Беседы: «Ножик детям не игрушка»- рассматривание иллюстраций «Бытовая химия в доме» «Опасные ситуации с опасными предметами» Развитие речи составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один» Рисование Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки) Аппликация изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?» |
| Задачи:
|
| Беседы Цель: Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения на дороге «Дорожные знаки» «Игры во дворе дома» Рисование Выставка рисунков «Соблюдай ПДД» |
| Задачи:
с/р игра «Машины» (используя модули). К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся? |
| Познавательное развитие «Что делать, если начался пожар» Развитие речи
Рисование Хороший огонь – плохой огонь. Аппликация изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?» |
| Задачи:
|
3 этап: результативность проекта.
- Выставка рисунков детей
- Коллективная работа группы – макет «Безопасный город»
- Выставка детско-родительских макетов «Я в безопасности»
Заключение
Проект «Учусь жить безопасно» рассчитан на 6 недель. Он был успешно реализован в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития. Воспитанники коррекционной группы, в которой реализуется проект, очень полюбили внережимные занятия по основам безопасности жизнеобеспечения. Они с большим энтузиазмом берутся за любое задание, которое им предлагается. Родители воспитанников также поддержали инициативу подобного рода занятий и включились в работу по созданию совместных проектов с детьми. Занятия дали результаты: у воспитанников коррекционной группы расширились представления о правилах поведения на дороге, о необходимости проявлять осторожность с незнакомыми людьми, об опасности, подстерегающей их дома. Кроме того, у детей заметно увеличился активный словарный запас.
Проект также содействовал развитию элементарных навыков продуктивной деятельности, развитию мотивационной сферы и эстетического вкуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе на 2022-2023 уч.год в
Беседы,чтение худ.литературы,настольно-печатные,дидактические игры,викторина...
Проект по безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе «Учусь жить безопасно…»
Цель проектаСоздание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия «безопасного поведения....
Конспекты для проекта по безопасности жизнедеятельности "Учусь жить безопасно"
Приложения к проекту...
Долгосрочный проект по ПДД "«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Целью проекта служит формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах....
ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»
проект рассчитан для детей 2 младшей и средней групп...
2024-2025 ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учусь жить безопасно…»
ПРОЕКТ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Учусь жить безопасно…»Авторы-составители:старший воспитатель Грязнова О.В.,воспитатели Василенкова Н.В., Осинцева В.В.,учитель-...
2024-2025 Проект по основам безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно…»
Проект по основам безопасности жизнедеятельности «Учусь жить безопасно…»...