РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Капельки Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Направление: адаптация к условиям ДОУ для воспитанников: 2 – 3 лет Составитель: А.В. Жебровская, воспитатель.
рабочая программа на тему

Жебровская Алена Валерьевна

Содержание:

Паспорт программы                                                                                         3

Пояснительная записка                                                                                    4

Условия реализации программы                                                                     7

Практическая реализация                                                                                8

Примерная схема организации образовательной деятельности                  9

Материально-техническое обеспечение                                                        10

Перспективное планирование                                                                         11

Встречи с родителями                                                                                      20

План работы  с родителями                                                                             20

Подведение итоговых результатов освоения программы                            20

Целевые ориентиры                                                                                         24             

Коррекционная работа                                                                                     27

Список литературы                                                                                          29

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_kapelki.docx59.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Паспорт программы                                                                                         3

Пояснительная записка                                                                                    4

Условия реализации программы                                                                     7

Практическая реализация                                                                                8

Примерная схема организации образовательной деятельности                  9

Материально-техническое обеспечение                                                        10

Перспективное планирование                                                                         11

Встречи с родителями                                                                                      20

План работы  с родителями                                                                             20

Подведение итоговых результатов освоения программы                            20

Целевые ориентиры                                                                                         24              

Коррекционная работа                                                                                     27

Список литературы                                                                                          29

                   
Паспорт программы            
               


 Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Актуальность. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработка рабочей программы «Капельки» обусловлена:

1. Нормативно - правовой базой:

  •  Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

2. Социальным заказом родителей.

Настоящая программа составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И. Лисиной.

Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 72 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. В месяц проводится восемь занятий, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).

Длительность каждого занятия 5-15 минут

В программе выделяются два раздела:

1. Встречи с детьми и их родителями (3 раза за год)

2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу)

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Оздоровительные:

  • сохранять и укреплять  психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
  • обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

Образовательные:

  • побуждать детей к самостоятельной деятельности;
  • формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
  • расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
  • обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
  • развивать любознательность;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ;
  • вызвать у детей радость от общения с окружающими.

Для родителей:

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача  в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 Целевые ориентиры

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:   1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям ДОУ.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

Условия реализации программы

1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой: «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в группах раннего возраста для детей с 1 года до 3 лет; Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.

Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста:

  • Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». М.П. Кочетова.

2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное и личностно - ориентированное развитие ребенка.

3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.

5. Методические рекомендации по каждому направлению.

6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности в ДОУ.

7. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие компьютерные игры,  проектор и т.д.

Практическая реализация

Данная программа реализуется воспитателями на групповых, индивидуальных и дифференцированных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

Характеристика форм работы с детьми

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Социально-коммуникативное развитие (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые и театрализованные игры, элементы трудовой деятельности - самообслуживание, коллективная трудовая деятельность, свободное общение с педагогом и со сверстниками)

Познавательное развитие (познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, дидактические игры,  развивающие игры)

Исследовательская и продуктивная/ конструктивная деятельность  (конструирование, ручной труд)

Художественно-эстетическое развитие  (изобразительная деятельность, лепка)

Физическое развитие  (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Речевое развитие (фольклор,  ознакомление с художественной литературой)


Примерная схема организации образовательной деятельности:

1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);

2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);

3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);

4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);

5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);

6. Физ-минутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);

7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);

8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (2-3 мин.).

Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.

Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.

Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Методическая и художественная литература по возрасту

207

2. Печатные пособия

Репродукции  картин,  иллюстративный  материал,  демонстрационный  и  раздаточный  материал

78

3.Технические средства обучения            

Ноутбук, экранный проектор, МП3 проигрыватель, СД диски

8

4. Игры и игрушки

Дидактические игры, игры для мелкой моторике, кукольный театр, игры по сенсорному развитию

123

5. Оборудование группы

Уголок природы, уголки по сюжетно-ролевым играм: кухонный уголок, парикмахерская, спальня, прачечная, физкультурный уголок, изо уголок, книжный уголок, музыкальный уголок, уголок конструирования, сенсорный уголок

11

Перспективное планирование

Сентябрь

1

« Детский сад»

Всего

часов

Характеристика деятельности воспитанников

1.1

Анкета-знакомство «Портрет семьи»

10мин

Социально-коммуникативное развитие

1.2

Знакомство родителей с предметно-развивающей средой в группе раннего развития

10мин

Социально-коммуникативное развитие

1.3

Знакомство с детьми

15мин

Социально-коммуникативное развитие

1.4

Познание окружающего мира (экскурсия по детскому саду)

10мин

Познавательное развитие

1.5

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

15 мин

Социально-коммуникативное развитие

1.6

Контактная педагогика (использование технологии М.Н. Поповой «Навстречу друг другу»)

10мин

Социально-коммуникативное развитие

1.7

Подвижная игра «Ай, да мячик!»

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

1.8

Игры забавы «Мыльные пузыри»

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

Итого

1ч 20мин

Октябрь

2

«Осень»

Всего

часов

Характеристика деятельности  воспитанников

2.1

Строительная игра «Дорожки узкие и широкие»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

2.2

Подвижная игра «Котятки»

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

2.3

Музыкальное развлечение

«Золотая осень»

20 мин

Физическое развитие

2.4

Нетрадиционное рисование (пальчиками) «Листопад»

10 мин

Художественно

эстетическое развитие

2.5

Игры с дидактическими игрушками

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

2.6

Пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Пальчики пляшут»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

2.7

Игра- забава «Шарики воздушные»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

2.8

Подвижная игра «Осенний листопад»

5 мин

Физическое развитие

Итого

1ч 20мин

Ноябрь

3

«Я в мире человек»

Всего часов

Характеристика деятельности воспитанников

3.1

Подвижные игры в спортивном зале «Большие ноги шли  по дороге»,  «Ловишки»

5 мин

Физическое развитие

3.2

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

15 мин

Социально-коммуникативное развитие

3.3

Чтение художественной литературы (чтение потешки «Ладушки, ладушки»)

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

3.4

Познание окружающего мира: беседа «Кто мы? Какие мы? Какой Я?»

10 мин

Познавательное развитие

3.5

Чтение художественной литературы (Стихотворение И. Сельвинский  «Как кого зовут? »)

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

3.6

Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «Братцы»

5 мин

Физическое развитие

3.7

Строительные игры «Построим башню»

10 мин

Исследовательская и продуктивная / конструктивная деятельность

3.8

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

15 мин

Социально-коммуникативное развитие

Итого

1ч 15мин

Декабрь

4

«Новогодний праздник»

Всего

часов

Характеристика деятельности воспитанника

4.1

Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

4.2

Подвижные игры в спортивном зале «Мишка, хватит спать», « Зайка прыгал»

5 мин

Физическое развитие

4.3

Лепка «Бусы на елку»

10 мин

Художественно

эстетическое развитие

4.4

Дидактическая игра «Большие и маленькие»

10 мин

Познавательное развитие

4.5

Игры воспитанников за дидактическим столом «Что катится?»

5 мин

Познавательное развитие

4.6

 Нетрадиционное рисование «Украсим елку»

10 мин

Художественно эстетическое развитие

4.7

Музыкально-ритмическое развлечение «Новогодняя сказка»

20 мин

Физическое развитие

4.8

Игры воспитанников за дидактическим столом «Помоги фигуркам попасть в домик»

10 мин

Познавательное развитие

Итого

1ч 20мин


Январь

5

 « Зима»

Всего часов

Характеристика деятельности воспитанников

5.1

Подвижные игры в спортивном зале «Зайка серенький»

5 мин

Физическое развитие

5.2

Чтение художественной литературы (А. Барто « Снег»)

10 мин

Речевое развитие

5.3

Познание окружающего мира «Снежная баба»

10 мин

Познавательное развитие

5.4

Тесто пластика «Это я» (отпечаток ладошки на тесте)

10 мин

Художественно эстетическое развитие

5.5

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

10 мин

Познавательное развитие

5.6

Музыкально-ритмические занятия «Поплясать становись»

15 мин

Физическое развитие

5.7

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

5.8

Строительная игра «Построй гараж»

10 мин

Исследовательская и продуктивная / конструктивная деятельность

Итого

1ч 20мин

Февраль

6

«Мамин день»

Всего

часов

Характеристика деятельности воспитанников

6.1

 Театрализованная игра «Теремок»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

6.2

Подвижные игры в спортивном зале

«С мячами»

5 мин

Физическое развитие

6.3

Развлечение в музыкальном зале «Мама-солнышко мое»

20 мин

Физическое развитие

6.4

Рисование «Лучики солнца»

10 мин

Художественно эстетическое развитие

6.5

Экспериментирование (игры с песком и водой) – «Что как плавает?»

10 мин

Познавательное развитие

6.6

Игры в сухом бассейне «Стираем платочки», «Пальчики разбежались»

10 мин

Физическое развитие

6.7

. Подвижная игра «Ходит Васька серенький»

5 мин

Физическое развитие

6.8

Лепка « Бусы для мамы»

10 мин

Художественно

эстетическое развитие

Итого

1ч 20мин


Март

7

«Весна»

Всего

часов

Характеристика деятельности воспитанников

7.1

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

7.2

Познание окружающего мира (прогулка по территории)

10 мин

Познавательное развитие

7.3

Музыкально-ритмическое упражнение

«Ты похлопай вместе с нами»

5 мин

Физическое развитие

7.4

Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

7.5

Музыкальная игра «Вышла курочка гулять»

10 мин

Физическое развитие

7.6

Развивающие игры «Чей малыш?».

10 мин

Познавательное развитие

7.7

Чтение художественной литературы (чтение А. Бродского «Солнечные зайчики»)

10 мин

Речевое развитие

7.8

Нетрадиционное рисование

«Весенняя капель»

15 мин

Художественно

эстетическое развитие

Итого

1ч 20мин

Апрель

8

«Дидактические игры»

Всего часов

Характеристика деятельности воспитанников

8.1

Дидактическая игра с мозаикой «Курочка и цыплята»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

8.2

Познание окружающего мира

Дидактическая игра «Поручение»

10 мин

Познавательное развитие

8.3

Нетрадиционное рисование «Птички»

 (ладошками)

10 мин

Художественно эстетическое развитие

8.4

Чтение художественной литературы А. Прокофьева «Когда можно плакать?»

10 мин

Речевое развитие

8.5

Развивающие игры «Найди такой же», «Разложи по цвету»

10 мин

Познавательное развитие

8.6

Лепка «Ай, качи, качи»

10 мин

Художественно эстетическое развитие

8.7

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

8.8

Дидактические игры «Парочки», «Лото», «Мой дом»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

Итого

1ч 20мин

Май

9

 «Подведение итогов»

Всего часов

Характеристика деятельности воспитанников

9.1

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

9.2

Анкетирование родителей по адаптации воспитанников в ДОУ

5 мин

Социально-коммуникативное развитие

9.3

Мониторинг воспитанников

5 мин

Социально-коммуникативное

развитие

9.4

Рисования (нетрадиционное штампом) «Мячи»

10 мин

Художественно ист этическое развитие

9.5

Обсуждение с родителями итогов за  год

15 мин

Социально-коммуникативное развитие

9.6

Развлечение «Цветочная поляна»

15 мин

Физическое развитие

9.7

 Инсценировка сказки «Колобок»

10 мин

Социально-коммуникативное развитие

9.8

Экспериментальная деятельность «Сухой-мокрый песок»

10 мин

Познавательное развитие

Итого

1ч 20мин

 Встречи с родителями  

Формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников

  • родительские собрания;
  • наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
  • день открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в детский сад);
  • консультации, размещение информации на сайте и т.д.

План работы  с родителями  

Месяц

Тема

Октябрь

1. Особенности развития детей раннего возраста.

2. Чему мы можем научить ребенка?

3. Для чего нужен режим дня? Папка-передвижка «Значение режима дня для воспитания ребенка».                                                                

4. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний».

Декабрь

1. Роль игры в процессе воспитания.

2. Информация «Игры и развлечения с малышом».

Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома».

3. Рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста

4. Консультация «Система оздоровления и закаливания в семье».

Март

1. Кризис 3-х лет.

2. Консультация «Общение родителей и детей».                                        

3. Влияние развития моторики на развитие речи. Консультация «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста».

4. Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов.

Подведение итоговых результатов освоения программы

1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

3. Собеседование с родителями;

4. Анкетирование.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности,  адаптация детей к условиям детского сада.

 

Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет

В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.

  • Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
  • У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
  • В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
  • Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
  • Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
  • Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенции этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.

В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.

Целевые ориентиры

К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

Параметры оценки адаптации детей к ДОУ

Параметры

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Поведение

Сильные, уравновешенные, подвижные

Сильные, возбудимые

Сильные,            уравновешенные,  инертные

 

Слабые

Настроение

Бодрое, контактное

Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное

Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное

Слабые

Предел работоспособности

Соответствует норме и возрасту

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Низкий

Признаки утомления

Небольшая возбудимость нервной системы

Нарушение координации движений

Замедленная ответная реакция

Явно выраженные признаки утомления

Поведение на занятии

 

Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает

Не сосредоточен, не активен

Малоактивен, реакция замедленная

 

Не сосредоточен, пассивен

По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:

1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;

2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;

3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;

4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Оценка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен

Много друзей, охотно играет с детьми

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен

Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми

Сон спокойный

Нормальный аппетит

+1

Иногда задумчив, замкнут

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Аппетит выборочный, но насыщенный

-1

Легкая плаксивость, хныканье

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда, капризничает

-2

Плачет за компанию, плач приступа-образный

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно

-3

Сильный плач, подавленное настроение

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Отсутствие сна, плач

Отвращение к еде, кормление мучительно

 

Первые признаки того, что ребенок адаптировался

  • хороший аппетит;
  • охотное общение с другими детьми;
  • спокойный сон;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние

                           

                 

                          Коррекционная работа

Образовательные области

Физическое развитие

Социально  – коммуникативное  развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

 «Здоровье» - режим дня в детском саду и дома; чередование различных видов деятельности и отдыха.

 «Физическая культура» - формирование желания улучшить свои личностные качества.

 «Безопасность» - анализ поведения людей в сложных ситуациях.

 «Социализация» - взаимодействие со сверстниками.

 «Труд» -  формирование умений использовать поделки в игре.  

 «Познание» - развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.  

 «Коммуникации» - организация слухо-речевой среды в группе.

 «Чтение художественной литературы» - стимулировать овладение детьми словесной речи.

 «Худ. творчество» - учет специфики методов обучения различным видам изобразительной деятельности.

 «Музыка» - овладение основными видами музыкальной деятельности: восприятие, пение, ритмические движения, игра на музыкальных  инструментах.

 

 


Перечисленные направления коррекционной работы являются целевыми ориентирами для работы:

- с детьми с нарушениями слуха;

- с детьми с нарушениями зрения;

- с детьми с тяжелыми нарушениями речи;

- с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с детьми с задержкой психического развития.

                                     Список литературы:

1. Афонькина Ю. А.. // Психологическая безопасность ребенка раннего возроста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал/ : Учитель, 2012. – 105с..

2. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.

3. Галанов А. С.//. Развитие ребенка от 2 до 3 лет.Практическое пособие.// – М.: Айрис-пресс, 2007.-96.:ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Давыдова О.И. Майер А.А.. ///. Адаптационные группы в ДОУ:Методическое пособие.//. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Дронь А. В., Данилюк О. Л.// Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель».//.  – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

6. Жукова О. Г..//Планирование и конспекты занятий по изобразительности для детей раннего возроста/ - М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с. +вкл. 8с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Колдина Д. Н. // Лепка  рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.//- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56 с.: цв. вкл.

8. Колдина Д. Н. //Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.//. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст).

9. Петрова И. В., Лиханова С. А. //Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возроста. Метадицеское пособие// - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. ( Модули Программы ДОУ).

10. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.

11. Сорокина Н. Ф. //Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра//. -  М.: Айрис-пресс, 2007, - 96 с. + вкл. 8с. – ( Дошкольное воспитание  и развитие).

12. Филиппова Т. Г.//Организация совместной деятельности с детьми раннего возроста на прогулке: метод. Пособие./. – СПб. : ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. – 80 с.

13.Янушко Е. А.// Развитие речи у детей раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родмтелей.//. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.

14. Янушко Е. А. //Рисование с детьми раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.//. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для подготовительной к школе группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Подготовительная группа 2019-2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...