РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Капельки Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Направление: адаптация к условиям ДОУ для воспитанников: 2 – 3 лет Составитель: А.В. Жебровская, воспитатель.
рабочая программа на тему
Содержание:
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 4
Условия реализации программы 7
Практическая реализация 8
Примерная схема организации образовательной деятельности 9
Материально-техническое обеспечение 10
Перспективное планирование 11
Встречи с родителями 20
План работы с родителями 20
Подведение итоговых результатов освоения программы 20
Целевые ориентиры 24
Коррекционная работа 27
Список литературы 29
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_kapelki.docx | 59.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 4
Условия реализации программы 7
Практическая реализация 8
Примерная схема организации образовательной деятельности 9
Материально-техническое обеспечение 10
Перспективное планирование 11
Встречи с родителями 20
План работы с родителями 20
Подведение итоговых результатов освоения программы 20
Целевые ориентиры 24
Коррекционная работа 27
Список литературы 29
Паспорт программы
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Актуальность. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Разработка рабочей программы «Капельки» обусловлена:
1. Нормативно - правовой базой:
- Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
2. Социальным заказом родителей.
Настоящая программа составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И. Лисиной.
Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 72 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. В месяц проводится восемь занятий, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).
Длительность каждого занятия 5-15 минут
В программе выделяются два раздела:
1. Встречи с детьми и их родителями (3 раза за год)
2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу)
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
- обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
Образовательные:
- побуждать детей к самостоятельной деятельности;
- формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
- формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
- расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
- обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
Воспитательные:
- способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;
- способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
- способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
- развивать любознательность;
- обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ;
- вызвать у детей радость от общения с окружающими.
Для родителей:
- оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
- формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Целевые ориентиры
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: 1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям ДОУ.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой: «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в группах раннего возраста для детей с 1 года до 3 лет; Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.
Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста:
- Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». М.П. Кочетова.
2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное и личностно - ориентированное развитие ребенка.
3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.
5. Методические рекомендации по каждому направлению.
6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности в ДОУ.
7. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие компьютерные игры, проектор и т.д.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями на групповых, индивидуальных и дифференцированных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Социально-коммуникативное развитие (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые и театрализованные игры, элементы трудовой деятельности - самообслуживание, коллективная трудовая деятельность, свободное общение с педагогом и со сверстниками)
Познавательное развитие (познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, дидактические игры, развивающие игры)
Исследовательская и продуктивная/ конструктивная деятельность (конструирование, ручной труд)
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность, лепка)
Физическое развитие (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
Речевое развитие (фольклор, ознакомление с художественной литературой)
Примерная схема организации образовательной деятельности:
1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);
3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);
4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);
5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);
6. Физ-минутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);
7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);
8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (2-3 мин.).
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.
Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Методическая и художественная литература по возрасту | 207 | |
2. Печатные пособия | ||
Репродукции картин, иллюстративный материал, демонстрационный и раздаточный материал | 78 | |
3.Технические средства обучения | ||
Ноутбук, экранный проектор, МП3 проигрыватель, СД диски | 8 | |
4. Игры и игрушки | ||
Дидактические игры, игры для мелкой моторике, кукольный театр, игры по сенсорному развитию | 123 | |
5. Оборудование группы | ||
Уголок природы, уголки по сюжетно-ролевым играм: кухонный уголок, парикмахерская, спальня, прачечная, физкультурный уголок, изо уголок, книжный уголок, музыкальный уголок, уголок конструирования, сенсорный уголок | 11 |
Перспективное планирование
Сентябрь
1 | « Детский сад» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
1.1 | Анкета-знакомство «Портрет семьи» | 10мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.2 | Знакомство родителей с предметно-развивающей средой в группе раннего развития | 10мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.3 | Знакомство с детьми | 15мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.4 | Познание окружающего мира (экскурсия по детскому саду) | 10мин | Познавательное развитие |
1.5 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 15 мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.6 | Контактная педагогика (использование технологии М.Н. Поповой «Навстречу друг другу») | 10мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.7 | Подвижная игра «Ай, да мячик!» | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
1.8 | Игры забавы «Мыльные пузыри» | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Октябрь
2 | «Осень» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
2.1 | Строительная игра «Дорожки узкие и широкие» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
2.2 | Подвижная игра «Котятки» | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
2.3 | Музыкальное развлечение «Золотая осень» | 20 мин | Физическое развитие |
2.4 | Нетрадиционное рисование (пальчиками) «Листопад» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
2.5 | Игры с дидактическими игрушками | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
2.6 | Пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Пальчики пляшут» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
2.7 | Игра- забава «Шарики воздушные» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
2.8 | Подвижная игра «Осенний листопад» | 5 мин | Физическое развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Ноябрь
3 | «Я в мире человек» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
3.1 | Подвижные игры в спортивном зале «Большие ноги шли по дороге», «Ловишки» | 5 мин | Физическое развитие |
3.2 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 15 мин | Социально-коммуникативное развитие |
3.3 | Чтение художественной литературы (чтение потешки «Ладушки, ладушки») | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
3.4 | Познание окружающего мира: беседа «Кто мы? Какие мы? Какой Я?» | 10 мин | Познавательное развитие |
3.5 | Чтение художественной литературы (Стихотворение И. Сельвинский «Как кого зовут? ») | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
3.6 | Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «Братцы» | 5 мин | Физическое развитие |
3.7 | Строительные игры «Построим башню» | 10 мин | Исследовательская и продуктивная / конструктивная деятельность |
3.8 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 15 мин | Социально-коммуникативное развитие |
Итого | 1ч 15мин |
Декабрь
4 | «Новогодний праздник» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанника |
4.1 | Дидактическая игра «Собери бусы для куклы» | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
4.2 | Подвижные игры в спортивном зале «Мишка, хватит спать», « Зайка прыгал» | 5 мин | Физическое развитие |
4.3 | Лепка «Бусы на елку» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
4.4 | Дидактическая игра «Большие и маленькие» | 10 мин | Познавательное развитие |
4.5 | Игры воспитанников за дидактическим столом «Что катится?» | 5 мин | Познавательное развитие |
4.6 | Нетрадиционное рисование «Украсим елку» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
4.7 | Музыкально-ритмическое развлечение «Новогодняя сказка» | 20 мин | Физическое развитие |
4.8 | Игры воспитанников за дидактическим столом «Помоги фигуркам попасть в домик» | 10 мин | Познавательное развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Январь
5 | « Зима» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
5.1 | Подвижные игры в спортивном зале «Зайка серенький» | 5 мин | Физическое развитие |
5.2 | Чтение художественной литературы (А. Барто « Снег») | 10 мин | Речевое развитие |
5.3 | Познание окружающего мира «Снежная баба» | 10 мин | Познавательное развитие |
5.4 | Тесто пластика «Это я» (отпечаток ладошки на тесте) | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
5.5 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 10 мин | Познавательное развитие |
5.6 | Музыкально-ритмические занятия «Поплясать становись» | 15 мин | Физическое развитие |
5.7 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
5.8 | Строительная игра «Построй гараж» | 10 мин | Исследовательская и продуктивная / конструктивная деятельность |
Итого | 1ч 20мин |
Февраль
6 | «Мамин день» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
6.1 | Театрализованная игра «Теремок» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
6.2 | Подвижные игры в спортивном зале «С мячами» | 5 мин | Физическое развитие |
6.3 | Развлечение в музыкальном зале «Мама-солнышко мое» | 20 мин | Физическое развитие |
6.4 | Рисование «Лучики солнца» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
6.5 | Экспериментирование (игры с песком и водой) – «Что как плавает?» | 10 мин | Познавательное развитие |
6.6 | Игры в сухом бассейне «Стираем платочки», «Пальчики разбежались» | 10 мин | Физическое развитие |
6.7 | . Подвижная игра «Ходит Васька серенький» | 5 мин | Физическое развитие |
6.8 | Лепка « Бусы для мамы» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Март
7 | «Весна» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
7.1 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
7.2 | Познание окружающего мира (прогулка по территории) | 10 мин | Познавательное развитие |
7.3 | Музыкально-ритмическое упражнение «Ты похлопай вместе с нами» | 5 мин | Физическое развитие |
7.4 | Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
7.5 | Музыкальная игра «Вышла курочка гулять» | 10 мин | Физическое развитие |
7.6 | Развивающие игры «Чей малыш?». | 10 мин | Познавательное развитие |
7.7 | Чтение художественной литературы (чтение А. Бродского «Солнечные зайчики») | 10 мин | Речевое развитие |
7.8 | Нетрадиционное рисование «Весенняя капель» | 15 мин | Художественно эстетическое развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Апрель
8 | «Дидактические игры» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
8.1 | Дидактическая игра с мозаикой «Курочка и цыплята» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
8.2 | Познание окружающего мира Дидактическая игра «Поручение» | 10 мин | Познавательное развитие |
8.3 | Нетрадиционное рисование «Птички» (ладошками) | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
8.4 | Чтение художественной литературы А. Прокофьева «Когда можно плакать?» | 10 мин | Речевое развитие |
8.5 | Развивающие игры «Найди такой же», «Разложи по цвету» | 10 мин | Познавательное развитие |
8.6 | Лепка «Ай, качи, качи» | 10 мин | Художественно эстетическое развитие |
8.7 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
8.8 | Дидактические игры «Парочки», «Лото», «Мой дом» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Май
9 | «Подведение итогов» | Всего часов | Характеристика деятельности воспитанников |
9.1 | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
9.2 | Анкетирование родителей по адаптации воспитанников в ДОУ | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
9.3 | Мониторинг воспитанников | 5 мин | Социально-коммуникативное развитие |
9.4 | Рисования (нетрадиционное штампом) «Мячи» | 10 мин | Художественно ист этическое развитие |
9.5 | Обсуждение с родителями итогов за год | 15 мин | Социально-коммуникативное развитие |
9.6 | Развлечение «Цветочная поляна» | 15 мин | Физическое развитие |
9.7 | Инсценировка сказки «Колобок» | 10 мин | Социально-коммуникативное развитие |
9.8 | Экспериментальная деятельность «Сухой-мокрый песок» | 10 мин | Познавательное развитие |
Итого | 1ч 20мин |
Встречи с родителями
Формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников
- родительские собрания;
- наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
- день открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в детский сад);
- консультации, размещение информации на сайте и т.д.
План работы с родителями
Месяц | Тема |
Октябрь | 1. Особенности развития детей раннего возраста. 2. Чему мы можем научить ребенка? 3. Для чего нужен режим дня? Папка-передвижка «Значение режима дня для воспитания ребенка». 4. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний». |
Декабрь | 1. Роль игры в процессе воспитания. 2. Информация «Игры и развлечения с малышом». Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома». 3. Рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста 4. Консультация «Система оздоровления и закаливания в семье». |
Март | 1. Кризис 3-х лет. 2. Консультация «Общение родителей и детей». 3. Влияние развития моторики на развитие речи. Консультация «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста». 4. Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов. |
Подведение итоговых результатов освоения программы
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, адаптация детей к условиям детского сада.
Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет
В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.
- Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
- У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
- В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
- Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
- Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
- Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенции этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности. Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.
Целевые ориентиры
К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.
Параметры оценки адаптации детей к ДОУ
Параметры | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Поведение | Сильные, уравновешенные, подвижные | Сильные, возбудимые | Сильные, уравновешенные, инертные
| Слабые |
Настроение | Бодрое, контактное | Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное | Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное | Слабые |
Предел работоспособности | Соответствует норме и возрасту | Быстро наступает утомление | Соответствует возрастной норме | Низкий |
Признаки утомления | Небольшая возбудимость нервной системы | Нарушение координации движений | Замедленная ответная реакция | Явно выраженные признаки утомления |
Поведение на занятии
| Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает | Не сосредоточен, не активен | Малоактивен, реакция замедленная
| Не сосредоточен, пассивен |
По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:
1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;
2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;
3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;
4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
Оценка | Эмоциональное состояние ребенка | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка |
+3 | Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен | Много друзей, охотно играет с детьми | Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро | Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием |
+2 | Улыбается, настроение хорошее, спокоен | Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми | Сон спокойный | Нормальный аппетит |
+1 | Иногда задумчив, замкнут | Безразличен к играм, отстранен, замкнут | Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго | Аппетит выборочный, но насыщенный |
-1 | Легкая плаксивость, хныканье | Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру | Засыпает с хныканьем, тревожен во сне | Отвергает некоторые блюда, капризничает |
-2 | Плачет за компанию, плач приступа-образный | Проявляет тревогу, бросает начатые игры | Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне | Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно |
-3 | Сильный плач, подавленное настроение | Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть | Отсутствие сна, плач | Отвращение к еде, кормление мучительно |
Первые признаки того, что ребенок адаптировался
- хороший аппетит;
- охотное общение с другими детьми;
- спокойный сон;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние
Коррекционная работа
Образовательные области | |||
Физическое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
«Здоровье» - режим дня в детском саду и дома; чередование различных видов деятельности и отдыха. «Физическая культура» - формирование желания улучшить свои личностные качества. | «Безопасность» - анализ поведения людей в сложных ситуациях. «Социализация» - взаимодействие со сверстниками. «Труд» - формирование умений использовать поделки в игре. | «Познание» - развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. «Коммуникации» - организация слухо-речевой среды в группе. «Чтение художественной литературы» - стимулировать овладение детьми словесной речи. | «Худ. творчество» - учет специфики методов обучения различным видам изобразительной деятельности. «Музыка» - овладение основными видами музыкальной деятельности: восприятие, пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. |
Перечисленные направления коррекционной работы являются целевыми ориентирами для работы:
- с детьми с нарушениями слуха;
- с детьми с нарушениями зрения;
- с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с детьми с задержкой психического развития.
Список литературы:
1. Афонькина Ю. А.. // Психологическая безопасность ребенка раннего возроста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал/ : Учитель, 2012. – 105с..
2. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.
3. Галанов А. С.//. Развитие ребенка от 2 до 3 лет.Практическое пособие.// – М.: Айрис-пресс, 2007.-96.:ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Давыдова О.И. Майер А.А.. ///. Адаптационные группы в ДОУ:Методическое пособие.//. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Дронь А. В., Данилюк О. Л.// Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель».//. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
6. Жукова О. Г..//Планирование и конспекты занятий по изобразительности для детей раннего возроста/ - М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с. +вкл. 8с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
7. Колдина Д. Н. // Лепка рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.//- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56 с.: цв. вкл.
8. Колдина Д. Н. //Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.//. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст).
9. Петрова И. В., Лиханова С. А. //Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возроста. Метадицеское пособие// - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. ( Модули Программы ДОУ).
10. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
11. Сорокина Н. Ф. //Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра//. - М.: Айрис-пресс, 2007, - 96 с. + вкл. 8с. – ( Дошкольное воспитание и развитие).
12. Филиппова Т. Г.//Организация совместной деятельности с детьми раннего возроста на прогулке: метод. Пособие./. – СПб. : ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. – 80 с.
13.Янушко Е. А.// Развитие речи у детей раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родмтелей.//. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
14. Янушко Е. А. //Рисование с детьми раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.//. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для подготовительной к школе группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Подготовительная группа 2019-2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...