Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2018 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
для среднего возраста
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели:
Желоватых О.Н.
Шевцова О.В.
Надым
2018
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для средней группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Программные задачи:
Человек среди людей
• Формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение), помещениях, деятельности взрослых в детском саду.
• Формировать дифференцированные представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций; о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в детском саду и семье.
• Способствовать проявлению сочувствия, стремления помочь близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам; интереса к людям разного возраста и пола; потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения.
• Воспитывать уважение к взрослым людям разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда.
• Содействовать становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении в детском саду и семье (здороваться, прощаться, благодарить, приносить извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом, замечать собственную неопрятность, во время игр бесконфликтно распределять игрушки, роли, не кричать, не драться).
• Актуализировать стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности (помогать накрывать на стол, протирать в доступных местах пыль во время уборки, собирать цветочные букеты; выносить мусор, нести сумки с продуктами, подавать девочке одежду).
• Побуждать детей к участию в обсуждении информации на знакомые темы, учить делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично и понятно строить суждение.
• Продолжать активизировать словарь, необходимый для общения.
• Поощрять доброжелательное общение детей друг с другом; развивать культуру общения.
Человек в истории
• Формировать первоначальные представления о родном городе (его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его Дне рождения, о необходимости поддержания чистоты и порядка); о родной стране (ее названии, столице); о развитии цивилизации человека (добывании и приготовлении пищи, разнообразиях видов труда); о своей причастности к городу, стране.
• Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека, о родных местах (город, село, страна).
Человек в культуре
• Формировать первоначальные представления об отдельных постройках подворья; об отдельных атрибутах русской (а также национальной, местной) традиционной одежды; о русских (а также национальных, местных) народных праздниках, связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве.
• Формировать дифференцированные представления о назначении избы, ее убранстве; о растениях и домашних животных, их роли в жизни человека; о предметах быта, посуде, об их назначении.
• Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду, к природе.
• Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта; вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.
• Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников.
• Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строитель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.).
• Продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видам посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последовательность действий, доводить начатое трудовое действие до конца, достигать качественного результата.
• Направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми и взрослыми.
• Формировать культуру безопасного поведения:
Природа и безопасность
- знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;
- предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного), способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;
- пояснять суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
Безопасность на улице
- знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;
- демонстрировать модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей);
- формировать элементарные представления о дорожных знаках;
- знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности; - формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
Безопасность в общении
- формировать представления о том, какое поведение взрослого и ребенка одобряется;
- знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;
- формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности; - формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
Безопасность в помещении
- знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с доступными детям 4-5 лет моделями поведения в проблемных ситуациях;
- учить безопасно использовать предметы быта;
- знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения..
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Социально-коммуникативному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Реализация данного раздела проходит в режимных моментах |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым, адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме
- эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных
- бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке природы детского сада, полить растение
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
- называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках
- проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие
- объединяется с детьми для совместных игр
- считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию
- инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения
- участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности
- одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого
- в совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами
- старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил
- испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи
- с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций
- соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки
- пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий
- способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами
- способен слушать художественные произведения, действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут
- отражает в играх сюжеты из разных областей действительности
- знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые
- имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других
- понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их
- знает правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать. Что от его действий зависят другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями
- знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие
- при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей, понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.
Содержание рабочей программы по речевому развитию
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Человек среди людей
Я – Человек. Человек живет среди людей. Он связан с другими людьми в семье и в детском саду. Люди бывают разными: про одних говорят, что они добрые, заботливые, о других – сердитые, злые. О том, добрый или злой человек, можно узнать по его поступкам. Поступки бывают разные: хорошие и плохие. Хорошие поступки нравятся другим людям, они их радуют: плохие – не нравятся, огорчают. Людям нравится, когда им помогают, называют по имени, говорят добрые слова, заботятся о них. Не нравится – когда обзывают, пугают, грубо разговаривают, жадничают, капризничают. Чтобы не огорчать друг друга, люди умеют сдерживать себя: не кричать на других, не мешать им заниматься интересным делом. Каждый человек знает свое имя, фамилию. Чтобы не заблудиться в городе (селе), знать, куда приглашать друзей и получать от них письма, посылки, телеграммы, важно знать название своей улицы, номер дома, квартиры, то есть свой адрес.
Я – мальчик, я – девочка. Все дети растут. Когда они станут взрослыми, будут другими. Мальчики станут мужчинами, девочки – женщинами. Настоящие мужчины – честные, сильные, смелые. Для того, чтобы стать настоящим мужчиной, нужно заботливо относиться к своим друзьям, к девочкам (уступать им место, защищать, утешать их, если они расстроены), беречь и уважать старших. Каким будет мальчик, когда вырастет, видно с детства. Если он знает вежливые слова, не кричит, не дерется – он будет культурным. Если он не обманывает, не нарушает правил в игре – он будет честным. Если он не разбрасывает одежду, вовремя умывается, причесывается, чистит обувь – он будет аккуратным. Если он не боится защищать слабых (малышей, животных, девочек) – он будет смелым. Если он любит гимнастику – он будет сильным. Если он любит слушать интересные книжки – он будет умным. Настоящих мужчин, смелых, сильных, честных, умных, аккуратных любят друзья, родственники.
Настоящие женщины, которыми станут девочки – добрые, заботливые, внимательные, ласковые, красивые. Чтобы быть доброй, внимательной и заботливой, нужно уметь видеть других людей: замечать тех, кому плохо, утешить, приласкать. Чтобы стать настоящей женщиной, нужно быть аккуратной и красиво выглядеть: следить за одеждой, за обувью, вовремя причесываться, носить красивые платья, ленточки, заколки. У настоящей женщины все красиво в доме. Поэтому девочке нужно уметь наводить порядок, украшать свою комнату цветами, красивыми предметами. Девочке нужно знать добрые, ласковые слова, колыбельные песни, обращаться с родными и друзьями бережно и заботливо. Мужчины и женщины.
Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только одеждой и прическами. Они занимаются разными делами.
Военными, летчиками, моряками, пограничниками чаще работают мужчины. Это настоящая мужская работа. Мужчины должны быть сильными, ловкими, смелыми для того, чтобы защищать свою страну, город, семью. Чтобы быть настоящими мужчинами, мальчикам с детства нужно заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом. Воспитателями, медицинскими сестрами, парикмахерами чаще работают женщины. Их работа требует доброты, нежности, терпения, аккуратности. Чтобы быть настоящими женщинами, девочкам нужно научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи; уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. В поведении мужчин и женщин ценятся разные поступки: настоящий мужчина должен уметь защитить слабого, выполнить тяжелую работу (перенести сумку, переставить мебель). Настоящая женщина должна быть нежной, доброй, заботливой.
Моя семья. В семье живут люди разного возраста и пола: мальчики и девочки (братья и сестры) – дети; мужчины и женщины (папы, мамы, тети, дяди) – взрослые; старшие (бабушки, дедушки) – пожилые люди. В семье каждый занимается своим делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе; взрослые – работают; пожилые люди отдыхают, занимаются домашними делами. В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Женщины и девочки следят за порядком, чистотой и красотой в доме, убирают, стирают, готовят. Мальчики и мужчины выполняют ту работу, которую тяжело делать женщинам: покупают продукты, приносят домой тяжелые сумки; делают работу, с которой женщинам справиться трудно (ремонтируют квартиру, передвигают мебель, строят дом).
Чтобы все в семье жили дружно, были приветливыми, люди выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, здороваются при встрече, просят прощения за доставленные неудобства, благодарят за проявленную заботу. Больше всего внимания в семье уделяют маленьким детям (потому что многое они еще не умеют делать сами) и пожилым людям (потому что многие дела для них уже непосильны). Мужчины в семье заботятся о женщинах: подают пальто, уступают удобное место, помогают в домашних делах.
В семье есть старшие люди – бабушки и дедушки. Они быстрее устают, нуждаются в отдыхе. Чтобы их порадовать, нужно о них заботиться: помогать, разговаривать ласково, делать подарки, не шуметь, когда они отдыхают, не капризничать.
Детский сад – мой второй дом. В детский сад дети ходят не только потому, чтобы не оставаться одним дома, но еще и потому, что там много интересных занятий, многому можно научиться. В детском саду много помещений: группы, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты (заведующей, ее заместителя, врача), кухня, где готовят еду, прачечная, где стирают. В детском саду работает много людей, которые заботятся о детях: воспитатель проводит занятия, играет с ними; помощник воспитателя поддерживает чистоту, приносит и раздает еду, моет посуду; прачка стирает белье; повар готовит еду на завтрак, обед, полдник, ужин; музыкальный руководитель учит детей петь, танцевать, слушать музыку; водитель привозит книжки, игрушки, продукты; заведующая руководит всеми, следит за тем, чтобы детям было хорошо, уютно, чтобы было много игрушек, красивой мебели. Все взрослые люди в детском саду очень любят детей и заботятся о них. Дети благодарны взрослым за заботу и стараются сделать им приятное: здороваются, улыбаются при встрече, готовят подарки к праздникам.
На территории детского сада есть участок, куда дети выходят на прогулку. Там всегда чисто и красиво, много растений. О чистоте на участке заботится дворник. Его радует, когда дети не бросают мусор, не топчут и не рвут цветы, не ломают постройки.
В группе детского сада много игрушек. Чтобы всем было удобно ими пользоваться, их после игры нужно складывать на место. В группе много разных уголков, где можно читать книги, рассматривать картинки, строить. Есть место, где ребенку можно побыть одному, посмотреть фотографии своей семьи. Если ребенок хочет побыть один, ему не нужно мешать.
Дети в группе живут дружно. Если обижать друг друга, то у всех будет плохое настроение. Без человеческого тепла, улыбок в группу приходят «великие холода», сердца у людей черствеют. Чтобы этого не произошло, нужно быть очень внимательными друг к другу: быть приветливыми, обращаться друг к другу по имени, играть дружно, не огорчать друг друга.
Дети – хозяева в своей группе: они поддерживают в ней чистоту и порядок, хорошее настроение и теплоту отношений. Дети и взрослые любят свой детский сад, заботятся о нем, празднуют День его рождения. В этот день празднично украшают группы, залы, участок; встречают гостей, которые работали раньше в детском саду, людей, которые помогают покупать детскому саду новую мебель, игрушки; готовят подарки, праздничную еду; поют песни про любимый детский сад, танцуют, читают стихи; говорят добрые слова друг другу.
Человек в истории
Появление и развитие Человека на Земле. Сейчас люди живут в красивых, чистых, удобных домах, но в них они жили не всегда. Раньше люди не могли строить дома и жили в пещерах, в шалашах. Пищу они готовили на костре. Огонь от костра согревал их, отпугивал диких зверей. Чтобы добывать мясо для еды, люди охотились на диких животных. Из шкур люди шили себе одежду, обувь. Людей, которые охотятся за животными, называют охотниками. В давние времена люди приручили животных, которые стали домашними: собаки охраняли человека от врагов, кошки ловили мышей, коровы и козы давали молоко, куры несли яйца, на лошадях перевозили тяжелые грузы. Человек научился ухаживать за животными, выращивать их. Людей, которые выращивают животных называют скотоводами. Люди прежде питались не только теми продуктами, которые получали от животных, но и теми, которые выращивали сами. Для этого они сеяли в землю зерна, поливали их, сажали разные растения, деревья. Людей, которые обрабатывают землю, ухаживают за посевами растений называют земледельцами.
Родной город. Дом человека, в котором он живет, находится в городе (в селе). В этом городе человек мог родиться или переехать в него вместе со своей семьей. Город, где человек родился и живет со своими родственниками, называется родным. В этом городе все заботятся о человеке: для него построены детские сады, школы, магазины, больницы, клубы, стадионы, парки. В родном городе много красивых мест, улиц, зданий, к которым с детства привыкает человек. Люди любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают в гости в другие города; много делают для того, чтобы он был лучше всех: строят новые, красивые здания, берегут те дома, которые были построены другими людьми, украшают город цветами, деревьями; поддерживают в нем чистоту и порядок. В день рождения города собираются все его жители, празднуют и веселятся, потому что те, кто живет в городе, очень его любят.
В городе много улиц, они тоже имеют свои названия, много микрорайонов. Для того чтобы родной город долго оставался красивым, люди заботятся о нем: дворники убирают улицы, строители строят новые дома, электрики освещают город, водители перевозят людей. Люди берегут свой город: не мусорят на улицах, не ломают растения, не портят сидения в транспорте, помогают сажать цветы, деревья, подкармливают птиц, делают скворечники, ухаживают за животными в своем дворе, украшают город к праздникам.
Родная страна. Город, в котором живет человек, расположен на территории большой страны, которая называется Россия. В России много разных городов, а один из них – столица. Раньше словом столица назывался большой город, в котором жило много людей – сто лиц. Столица России – город Москва. В Москве работают те, кто управляет нашей страной – правительство. Москва построена очень давно. Как и у человека у нее есть свой День рождения. Его празднуют не только те люди, которые живут в Москве, но и люди всей страны. Россия – очень большая страна, в ней много городов, сел, деревень. Люди в России говорят на разных языках, но основным языком является русский. Россия – очень красивая страна: в ней много лесов, рек, озер, красивых зданий, памятников. Каждый человек любит свою страну, потому что это его Родина, здесь он родился и растет. Люди гордятся своей страной, много о ней знают, много делают для того, чтобы она была еще лучше, еще красивее.
Человек в культуре
Русская традиционная культура. Избы, в которых жили люди прежде, окружались деревянным забором. Рядом с избой делали различные необходимые постройки: хлев, где жили домашние животные; амбар, в котором хранили зерно; баню, куда ходили париться, мыться, стирать; колодец, где брали воду.
Одежду и материал для себя люди в давние времена изготавливали сами. Ткань для одежды получали из растений (лен) и из шерсти животных (коза, овца). Продукты, которые человек употреблял в пищу, появлялись на столе не сразу. Сначала нужно было вспахать землю, посадить или посеять клубни, семена; появившиеся из земли растения следовало поливать, окучивать; полученные плоды – выкапывать, собирать, бережно хранить. Для того чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали много инструментов: деревья пилили пилой, бревна рубили топором, траву косили косой, пряли при помощи прялки и веретена.
Человеку приходилось много трудиться для того, чтобы жить, питаться, одеваться. И в этом ему очень помогала природа. Она давала ему деревья для того, чтобы топить печь, строить избы, делать игрушки; глину для посуды и свистулек; ягоды и грибы для питания; воду для утоления жажды, стирки, мытья; растения для лечения. Человек издавна благодарен природе за ее помощь, он бережет ее, слагает о ней песни, сказки, потешки, украшает деревья к праздникам, изображает ее в своих рисунках (расписывает посуду, стены, мебель).
Со временем в избе у человека стали появляться новые вещи: сундук, где хранилась одежда, ткани, украшения; кровать, на которой спали; различная посуда (блюдо, ваза, чашка, крынка; ушат для хранения воды; веник для подметания мусора; туес для сбора ягод и хранения продуктов; кузовок для сбора грибов). Человек старался сделать эти предметы не только нужными, но и красивыми: расписывал их разными узорами, выпиливал на них фигурки, вырезал на дереве листья, цветы.
В прежние времена люди очень любили праздники, долго к ним готовились и весело встречали. Когда созревала капуста, ее собирали, готовили различные кушанья (солили, пекли пироги, лепили пельмени, варили щи) отмечали праздник «Капустки». После Нового года праздновали Святки: колядовали, играли, пели песни, гадали. Прощаясь с зимой, люди делали соломенное чучело Масленицы, катали его на санках; пекли блины, ели их с маслом; брали снежные крепости, играли в снежки; ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках; прощаясь с Масленицей, сжигали ее чучело на костре. Весну встречали «закличками», зазывали птиц, специально готовили жаворонков из теста, праздновали «Сороки». Весной, когда зацветало первое дерево вербы, люди отмечали Вербное воскресенье («Вербянку»). На праздники готовили различные русские угощения: пекли пироги, блины; квасили капусту; мочили бруснику, клюкву; варили мед, кисель; пекли куличи.
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В средней группе воспитатель продолжает работу по развитию самостоятельной игровой деятельности детей. Стимулирует и вовремя удовлетворяет познавательные запросы ребенка, что приводит к резкому скачку количества сюжетов и тем, связанных с более широким кругом представлений (знаний) детей об окружающем.
Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх воспитатель побуждает детей действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение детей усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.
Расширение круга информации познавательного характера приводит к тому, что тематика детских игр включает уже не только бытовой опыт, но и сведения, полученные на различных занятиях, через просмотр телепередач и чтение художественной литературы.
Появляются новые темы: «Служба спасения», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Вокзал», «Поездка в метро», «Детский мир», «Книжный магазин», «ГИБДД», «Театр», «Концерт», «Моряки», «Бензоколонка», «Смешарики», «Лунтик» и пр. На обогащение тематики и содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр влияет не только привнесение ребенком своих знаний в игру, но и взаимодействие детей, в процессе которого они обмениваются своими игровыми идеями.
Важным фактором развития и поддержки игры является деятельность воспитателя и родителей по привлечению детей к самостоятельному созданию и изменению предметной среды самодеятельной игры, что позволяет каждому ребенку в полной мере реализовать свою инициативу и личный опыт. В сюжетно-ролевой игре воспитатель развивает речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка.
Методы и приемы педагогической поддержки и развития сюжетной игры предполагают: участие воспитателя в игре (на главных и второстепенных ролях); осуществление общей оценки игры каждого ребенка и составление на этой основе планов по индивидуальной работе с некоторыми детьми; обучение детей новым игровым действиям; поощрение и поддержку самостоятельных действий ребенка по словесной инструкции; организацию наблюдений за бытовыми действиями взрослых (в т.ч. с помощью видеоматериалов); иллюстрирование сюжета игры (в виде картинок, схем, рисунков); чтение художественных текстов с последующим их игровым воспроизведением.
Игры-экспериментирования. В играх-экспериментированиях ребенок удовлетворяет потребности в активном освоении окружающего мира и общении со сверстниками. Наиболее доступными для детей средней группы являются игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию; игры с природным материалом; социальные игры-экспериментирования с взрослыми и с другими детьми.
Игры-экспериментирования с природным материалом разнообразны, интересны для детей всех возрастов, но требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, чтобы создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность (например, игры с огнем).
Наиболее подходящими для детского экспериментирования являются песок, глина, вода, снег и лед. Педагог в данных играх закрепляет знания детей о свойствах песка (сухой, влажный, очень мокрый; состоит из мелких песчинок; сыплется, лепится, хорошо пропускает сквозь себя воду), развивает умение детей сооружать из песка несложные постройки, украшать их бросовым и природным материалом, способствует включению построек в общий сюжет. Воспитатель организует следующие игры с песком, снегом, льдом: «Бабушкин секрет», «День рождения куклы Ирины», «Изготовление пирожных, тортов», «Мозаика на песке», «Наш город» (строительство двухэтажных зданий), «Снежный домик», «Цветочный город».
Рекомендуется организация следующих игр: с зеркалом («Солнечные зайчики»); со светом («Театр теней», «Угадай, на что похоже», «Светло - темно», «Поиски предметов и игрушек с помощью фонарика»); со стеклами («Калейдоскоп», «Все меняет цвет», «Чудесные картинки») и др.
Лучшая форма контроля – это участие педагога в детской игре, наблюдение за игрой, предложение новых «экспериментальных идей», своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры.
Режиссерские игры – один из важнейший видов игровой деятельности дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он интересуется. Эта игра чаще всего индивидуальна; ребенок предпочитает, чтобы взрослый не наблюдал и не вмешивался в его игру. По ходу такой игры ребенок не берет на себя никакой роли, а наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрывает с их участием сюжет, регулируя отношения действующих лиц как режиссер. Источником режиссерской игры являются разнообразные детские впечатления, наблюдения, а также сюжеты сказок, фильмов или мультфильмов.
В средней группе воспитатель оказывает педагогическую поддержку развитию режиссерской игры с сюжетными игрушками и предметамизаместителями в различных игровых средах, организуемых с помощью деталей деревянного конструктора или песка. В режиссерской игре, как и в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, воспитатель способствует актуализации и закреплению знаний, полученных ребенком на занятиях, экскурсиях, в ходе просмотра мультфильмов и телепередач, при чтении художественной литературы, рассматривании картин и т. д.
Через режиссерскую игру педагог развивает у детей ряд важных качеств: актерские, режиссерские и зрительские умения.
Для организации режиссерской игры педагогу важно обеспечить три основных условия:
1) наличие у ребенка индивидуального пространства для игры;
2) наличие достаточного количества мелкого игрового и бросового материала, который позволит реализовать любые задумки и идеи ребенка и будет побуждать его к созданию новых сюжетов и построению новых смысловых связей;
3) адекватная позиция взрослого, осуществляющего умелое руководство этой игрой, т.е. не вмешивающегося грубо в нее, но умело и вовремя предлагающего нужный материал или интересные идеи. Режиссерские игры всегда сопровождаются речью, как правило, описательно-повествовательного характера, но уже к 5 годам появляются ролевые высказывания. Исполняя в игре разные роли (например, разыгрывая отрывки из сказки «Айболит» или «Волк и семеро козлят»), ребенок озвучивает каждую роль по-разному – за автора, зайчика, волка, козу и т.д.
Особое место в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками отводится использованию макетов. Игра детей с мелкими игрушками сопровождается организацией некоторого пространства действий персонажей в виде особого «мира», воспроизведенного детально или лаконично в зависимости от личных предпочтений ребенка. Это не что иное, как макет, т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Дети пятого года жизни активно используют в режиссерской игре макеты (города, цирка, космоса, дома, стройки, дороги, зоопарка, птичьего двора, моря, леса, острова), сделанные совместно с взрослыми.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.
Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку взрослого, в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать правильный ответ.
Важные умения – научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по инициативе других, проявлять инициативу самому (вежливо обращаться как к взрослым, так и к детям).
Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.
При этом надо обучать и невербальным средствам общения (жесты, мимику), использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета в соответствии с ситуацией.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В средней группе непосредственно образовательная деятельность осуществляется преимущественно в форме образовательных ситуаций. Основой задачей их конструирования является организация систематизации и осмысления знаний и опыта, полученных детьми в процессе различных видов деятельности.
Поскольку главными факторами формирования навыков безопасного поведения в 4-5 лет являются ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности и отработка выполнения правил в разных ситуациях, основной объем программных задач решается в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах.
Во время утреннего приема детей в образовательную организацию проводятся беседы, способствующие формированию представлений о правилах безопасности в помещении. При выполнении трудовых поручений, гигиенических процедур, в ходе двигательной и игровой деятельности педагог знакомит детей с соответствующими правилами безопасного поведения, осуществления действий.
В ходе утренней и вечерней прогулок организуются наблюдения, направленные на ознакомление с моделями безопасного поведения. Результатами наблюдений становятся обогащение представлений детей о безопасных способах осуществления различных видов деятельности, накопление социального, коммуникативного, исследовательского опыта. Проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, знакомством с правилами безопасного поведения на игровой площадке.
В ходе прогулок организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия (действия других людей) с правилами. В ходе организации трудовой деятельности на прогулке осуществляется знакомство с безопасными способами переноса и использования инвентаря, выполнения трудовых операций. Организуется ознакомление с правилами поведения безопасного для себя и окружающей природы.
Перед завтраком, обедом, полдником, ужином, перед дневным сном и после ужина организуется ознакомление с произведениями художественной литературы, просмотр мультипликационных и видеофильмов, работа в творческих мастерских, проведение игр-инсценировок и драматизаций по сказкам и рассказам. Это позволяет значительно обогатить представления и впечатления дошкольников, которые в дальнейшем при помощи педагога будут перенесены и использованы в реальных условиях.
Организуя самостоятельную деятельность детей, педагог наблюдает за тем, какие действия дети выполняют правильно, какие правила они освоили. С развитием игровой деятельности все большее значение для осмысления приобретенного опыта, знаний приобретают сюжетно-ролевые игры. Очень важно оборудовать уголки для игр «Больница», «Семья», «Спасатели» с учетом уровня развития детей.
Как и ранее, важнейшую роль в формировании основ культуры безопасности играет семья. Дети 4-5 лет еще не умеют анализировать ситуации, оценивать поведение других людей. В этот период родители являются непререкаемым авторитетом. Это определяет важность демонстрации ими моделей безопасного поведения, неукоснительного соблюдения правил, последовательности в требовании соблюдения правил детьми. Если родители не являются образцом безопасного поведения, эффективность работы педагогов по формированию основ культуры безопасности будет минимальна.
Роль семьи определяется также тем, что дети 4-5 лет не обладают способностью переносить полученную в ходе просмотра мультфильмов, слушания сказок и рассказов информацию в реальные условия. Родители же имеют возможность формировать необходимые навыки на практике: знакомить с элементарными правилами поведения на улице, в транспорте, общественных местах, с правилами перехода автодорог, в соответствии с возрастными возможностями формировать навыки безопасного использования предметов быта.
Названные возрастные особенности определяют тактику организации обучения через семью. Основным направлением обучения (самообразования) родителей становится повышение их уровня культуры безопасности, развитие способности служить образцом безопасного поведения для детей, формировать у них необходимые навыки.
Природа и безопасность. Тактика обучения воспитанников средней группы связана с двумя их возрастными особенностями: дети охотно выполняют правила, но не всегда могут оценить соответствие своих действий правилам. В этой связи сохраняется практика запрета определенных действий (см. содержание работы во второй младшей группе). Вместе с этим начинается обучение правильному, безопасному выполнению доступных детям действий в природе. Это элементарные трудовые действия по уходу за растениями и животными, по организации наблюдения за ними, грамотные действия в метель, во время гололеда и др.
Организуется знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдения требования совместного с ними осуществления действий.
Педагог знакомит детей с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4-5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных (ядовитые змеи, пауки, клещи, жалящие насекомые и др.), запомнить конкретные правила поведения при встрече с каждым из видов животных, осуществляется ознакомление и помощь в освоении общих правил избегания опасности. Педагог знакомит детей с правилами поведения в природе, делая акцент не на запреты, а на понимание детьми этих правил. Составляет с детьми природоохранные знаки (запрещающие и разрешающие).
Безопасность на улице. Основная работа по ознакомлению детей с устройством улицы, с моделями безопасного поведения у дороги, в транспорте, при переходе дорог осуществляется родителями. Следуя принципу «обучение через семью», очень важно научить родителей обращать внимание дошкольников на правильные действия пешеходов, пассажиров, называть части улицы, воспитывать стремление соблюдать правила безопасности и культурные нормы, развивать мотивацию безопасного поведения. Главным методом обучения является демонстрация в повседневной жизни значимыми взрослыми (близкими ребенку людьми, прежде всего, родителями) моделей безопасного поведения.
Обогащение представлений и их применение организуется педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач.
Безопасность в общении. Основным источником информации о правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми для детей 4-5 лет также являются родители. Наблюдение за их действиями позволяет ребенку сформировать первичные представления о том, какое поведение недопустимо со стороны взрослых, что позволено и что запрещено делать детям, познакомиться со сводом элементарных правил культурного и безопасного поведения.
Педагог знакомит детей с правилами взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию, откликаться на проявление дружеских чувств, сдерживать негативные эмоции, избегать конфликтных ситуаций.
Безопасность в помещении. В средней группе активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Успешное освоение детьми содержания данного раздела во многом определяется согласованностью позиций и усилий педагогов и родителей.
Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Происходит знакомство с работой экстренных служб. Организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах. Основной упор делается на необходимость сохранения контакта с взрослыми.
ЗНАКОМСТВО С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Воспитатель организует экскурсии по детскому саду (на кухню, в прачечную, мастерскую рабочего по зданию и др.), наблюдает с детьми за работой взрослых (что делают, какими инструментами пользуются, каков результат деятельности). Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной работы рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения художественной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что – трудно. Рассказывает, как производят хлеб, другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т.п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других – медленно, объясняет, почему это так.
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Воспитатель приучает детей самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время кашля и чихания, пользоваться расческой.
Дети самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, аккуратно убирают одежду на место, замечают неполадки в своей одежде и обращаются к взрослому для их исправления.
Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, учатся пользоваться вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды; относить хлебницы и салфетки на раздаточный стол.
Дети постепенно приучаются застилать свою постель (с небольшой помощью взрослого) после дневного сна.
ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ
Хозяйственно-бытовой труд. Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритма трудового действия педагог учит выполнять обязанности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада перед праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в жизни самого ребенка (для здоровья, красоты и порядка) и в его общении с другими людьми (чтобы всем было удобно, чтобы дети и взрослые радовались).
Труд в природе. Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать (по мере возможности) за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке природы, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы (дети поливают, рыхлят землю); дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой – помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований (преимущественно из бросового материала): дождемера, снегомера и т.п.
Примечание: содержание художественного труда представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда, уголки ряжения, уголки сюжетно-ролевых игр, уголки труда, природы и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 4-5 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативноеое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
сентябрь | 1. | Мой детский сад | Беседа «Поведение в детском саду» | Цель: закрепить основные правила поведения детей в группе и на участке детского сада. Воспитывать привычку безопасного поведения в детском саду. |
2. | Осень. Приметы осени | Беседа «Улыбка делает чудеса» | Цель: развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, учить передавать положительные эмоции. | |
3. | Овощи. Огород | Беседа «Хорошие манеры» | Цель: закреплять правила речевого этикета; формировать умения не перебивать говорящего, здороваться; употреблять в речи слова «спасибо», «извините», «пожалуйста». | |
4. | Сад. Фрукты | Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» | Цель: формировать умение раскладывать предметы на свои места (игрушки на полку, посуду на стол, одежду в шкаф). Продолжать упражнять в умении группировать предметы по назначению. | |
октябрь | 1. | Грибы. Ягоды | Проблемная ситуация «В детском саду» | Цель: уточнить представления о правилах безопасного поведения в группе. Закрепить знания детей о назначении предметов ближайшего окружения. |
2. | Как зовут тебя, деревце? | Игра «Найди место для игрушки» | Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детейнавыки партнерского общения в игре. | |
3. | Домашние животные и их детеныши | Беседа «Домашние животные» | Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к русской традиционной культуре. | |
4. | Домашние животные и их детеныши | Игра «Загадки – движения» | Цель: закреплять в простой наглядно – действенной форме знания детей о целевом назначении и функциях предметов окружающего мира. | |
5. | Я – человек. Части тела | Беседа «Кто я?» | Цель: формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности. | |
ноябрь | 1. | Одежда | Беседа «Внешние различия мужчин и женщин» | Цель: формировать у детей умение видеть внешние различия между мужчиной и женщиной; содействовать полоролевой социализации детей. |
2. | Обувь | |||
3. | Моя семья | Беседа «Человек среди людей» | Цель: становление эмоционально - положительного отношения к людям. | |
4. | Профессии | Беседа «Профессии» . | Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей | |
декабрь | 1. | Здравствуй, Зимушка -зима! | Игра «Разное настроение» | Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. |
2. | Дикие животные и их детеныши | |||
3. | Зимующие птицы | Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» | Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке. | |
4. | Новый год у ворот! | Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» | Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке. | |
январь | 2. | Дом | Беседа «Вот эта улица, вот этот дом». | Цель: накомить с понятиями «улица», «адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. |
3. | Инструменты | Игра «Кому что нужно для работы» | Цель: формировать у детей знания об орудиях труда. Воспитывать интерес к труду взрослых; активизировать речь. | |
4. | Наши помощники. Электроприборы | |||
5. | Мебель | Беседа «Русская кухня» . | Цель: формировать эмоционально положительное отношение к русской традиционной кухне | |
февраль | 1. | Посуда | ||
2. | Продукты питания | Беседа «Профессии» | Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей. | |
3. | День защитника Отечества | Дидактическая игра «Дружба» | Цель: познакомить детей с понятием «дружба»; формировать навык выстраивания дружеских взаимоотношений. Воспитывать умение эмоционально реагировать на окружающий мир. | |
4. | Транспорт | Беседа «Транспорт и средства связи» | Цель: формировать положительное отношение к достижениям человечества; развивать у детей познавательный интерес, разговорную речь. | |
март | 1. | Международный Женский день | Игра – упражнение «Я принёс тебе подарок» . | Цель: выяснить отношение детей к подаркам. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость |
2. | Весна | Беседа «Вежливые слова» | Цель: расширять представления детей об основных правилах этикета; формировать знания о правилах общения друг с другом. | |
3. | Первые цветы | Беседа «Зачем нужен режим дня» | Цель: дать детям понятие «режим дня», рассказать о его значении для здоровья детей. Развивать умение рассуждать, делать умозаключения. Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад». | |
4. | Перелетные птицы | Игра «Мы поссоримся и помиримся» | Цель: воспитывать умение дружелюбно общаться со сверстниками, пользоваться общими игрушками без ссор и конфликтов. | |
апрель | 1. | Наш друг - книга | Упражнение «Просим извинения» Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» | Цель: формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций. |
2. | Что мы знаем о космосе? | Игры с разрезными картинками «Специальный транспорт» | Цель: продолжать знакомить детей с разными видами транспорта специального назначения. | |
3. | Животные разных стран | Игра «Разное настроение» | Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. | |
4. | Насекомые | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Цель: формировать у детей представления о хороших и плохих поступках. Продолжать развивать умение вести диалог. | |
май | 1. | Моя Родина. Мой любимый город | Беседа «Вот это да, в моём городе такая красота». | Цель: познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу. |
2. | Праздник Победы | Беседа «Вот эта улица, вот этот дом». | Цель: знакомить с понятиями «улица», «адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. | |
3. | Подводный мир | Игра «Найди место для игрушки» | Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детей навыки партнерского общения в игре. | |
4. | Азбука безопасности | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | Цель: формировать представления детей о хороших и плохих поступках; содействовать нравственному развитию детей. | |
5. | Скоро лето! | Проблемная ситуация «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду?» | Цель: уточнить представления детей о правилах поведения в группе. Формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; развивать умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций. |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей средней группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым, адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме | 2. эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных | 3. бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке природы детского сада, полить растение | 4. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики | 5. называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках | 6. проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие | 7. объединяется с детьми для совместных игр | 8. считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию | 9. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения | 10. участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности | 11. одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого | 12. в совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами | 13. старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил | 14. испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи | 15. с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций | 16. соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки | 17. пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий | 18. способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами | 19. способен слушать художественные произведения, действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут | 20. отражает в играх сюжеты из разных областей действительности | 21. знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые | 22. имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других | 23. понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их | 24. знает правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать. Что от его действий зависят другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями | 25. знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие | 26. при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей, понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними. |
1. проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым, адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме
2 балла – адекватно и ярко проявляет эмоции, преобладают положительный эмоциональный фон, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
1 балл – адекватно проявляет эмоции, преобладает нейтральный эмоциональный фон, агрессивность проявляет нечасто.
0 баллов – часты эмоции раздражения или агрессии, может неадекватно реагировать на радостные и печальные события в социуме.
2. эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных
2 балла – произведения искусства, в которых переданы чувства и состояния героев, вызывают живой эмоциональный отклик, сопереживание, ребенок делится впечатлениями, говорит о чувствах героев, о своих чувствах
1 балл – указанные произведения искусства сам по себе не вызывают эмоционального отклика у ребенка, но когда взрослый начинает рассказывать, объяснять, ребенок эмоционально включается в изображенные события, начинает сопереживать героям
3. бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, покормить животное в уголке природы детского сада, полить растение
2 балла – по своей инициативе проявляет заботу о птицах, животных, растениях на словах и на деле
1 балл – самостоятельно не проявляет заботы по отношению к объектам живой природы, но после напоминания, объяснения с охотой это делает, проявляет сочувствие
0 баллов – не проявляет сочувствия к животным и птицам, растениям, может демонстрировать жестокость
4. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
2 балла – в речи постоянно присутствуют определения, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
1 балл – может включать в речь соответствующие определения, но, как правило, в ответ на вопросы взрослого или повторяя за ним
0 баллов – не включает в свою речь обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
5. называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках
2 балла – самостоятельно и правильно отвечает на вопросы о членах семьи, их профессии и увлечениях, обычных занятиях, а также о семейных праздниках
1 балл – затрудняется при некоторых ответах, но справляется с помощью наводящих вопросов взрослого
0 баллов - называет членов семьи, может назвать их имена, но об их профессиях, увлечениях и семейных праздниках рассказать ничего не может
6. проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие
2 балла – стремится к общению со сверстниками, в играх и совместной деятельности конфликтует мало или в случае частых конфликтов самостоятельно находит способы их улаживания
1 балл – стремится к общению со сверстниками, но может часто конфликтовать. В случае конфликтов привлекает внимание взрослого, пытается решить проблему с помощью него. В результате более интенсивного обучения правильным способам взаимодействия начинает постепенно их применять
0 баллов – не стремится к общению со сверстниками, трудно налаживает контакт, часто конфликтует, не пытается разрешить конфликты. Обучения правильным способам взаимодействия неэффективны.
7. объединяется с детьми для совместных игр
2 балла – охотно и успешно играет со сверстниками в общих совместных играх
1 балл – не всегда включается в игры сверстников, но проявляет к ним интерес
0 баллов – не играет или мало играет со сверстниками, но проявляет к подобным играм выраженного интереса
8. считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию
2 балла - умеет договариваться со сверстниками во время совместной деятельности или игр, учитывает в той или иной мере интересы сверстника
1 балл – не учитывает интересы других детей в совместной деятельности, часты конфликты из-за того, что пытается настаивать на своем, но при соответствующем напоминании воспитателя может скорректировать собственное поведение
0 баллов – не считается с интересами сверстников, напоминания воспитателя не влияют на поведение ребенка
9. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного; задает вопросы, высказывает свои суждения
2 балла – стремится к общению со взрослым, делится впечатлениями, рассказывает о том, что его захватило, понравилось, удивило и т.п.
1 балл – самостоятельно общение со взрослым не инициирует, но с удовольствием откликается на возможность такого общения, активно отвечает на вопросы
0 баллов – не стремится к общению со взрослым по поводу своих впечатлений, избегает подобного общения
10. участвует (под руководством взрослого) в создании коллективных работ в продуктивных видах деятельности
2 балла – охотно включается в создание коллективных композиций в организованных образовательных ситуациях или совместные постройки по ходу игры, в некоторых случаях может организовать их сам
1 балл – в создание коллективных композиций на занятиях или совместные постройки по ходу игры включается только по предложению воспитателя или других детей, но потом действует охотно
0 баллов – не включается в коллективную деятельность, отказывается в ней участвовать
11. одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого
2 балла – практически не требуется при одевании помощь взрослого
1 балл – при одевании требуется некоторая помощь взрослого или отдельные предметы одевает неправильно
0 баллов – одевается только с помощью взрослого
12. в совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами
2 балла – в играх четко следует предложенным правилам
1 балл – не всегда может следовать игровым правилам полностью самостоятельно, могут требоваться напоминания
0 баллов – не следует игровым правилам, из-за чего часто исключается детьми из общей игры
13. старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил
2 балла – самостоятельно и без напоминаний выполняет общепринятые правила, отмечает ситуации их нарушения, следит за соблюдением, делает замечания при нарушении, поясняя, как надо поступить
1 балл – о соблюдении правил приходится периодически напоминать
0 баллов – не обращает внимания на общепринятые правила
14. испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи
2 балла – удачно найденное решение сопровождается яркими положительными эмоциями
1 балл – факт открытия не сопровождается яркими эмоциями, но в целом эмоциональный фон положительный
0 баллов – равнодушно, без эмоций относится ко всему новому
15. с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций
2 балла – активно принимает неожиданные игровые ситуации, активно включается в игру, предлагает свои варианты
1 балл – с интересом встречает неожиданные повороты, но ждет развития событий от окружающих
0 баллов – не любит играть или предпочитает знакомые сюжеты
16. соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки
2 балла – соотносит свои действия и требуемый результат
1 балл – не всегда может соотнести действие и результат
0 баллов – не стремится соотнести действие и результат
17. пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий
2 балла – задание с пошаговой инструкцией выполняет правильно
1 балл – есть ошибки или требовалась незначительная помощь
0 баллов – не может справиться с заданием
18. способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами
2 балла – самостоятельно или после наводящего вопроса фиксирует свое затруднение, предлагает способы преодоления
1 балл – затруднение фиксирует, однако способы преодоления предлагает только после наводящих вопросов
0 баллов – ребенок не фиксирует затруднение, не предлагает способов преодоления
19. способен слушать художественные произведения, действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут
2 балла – слушает произведения на протяжении 10 мин и дольше
1 балл – может отвлекаться во время прослушивания, но возвращается к слушанию
0 баллов – не способен слушать произведения в течение 10 мин
20. отражает в играх сюжеты из разных областей действительности
2 балла – тематика игр разнообразна
1 балл – тематика однообразна, но может включаться в другие игры
0 баллов – тематика игр однообразна, в другие игры не включается
21. знает, какой хозяйственной деятельностью по дому занимаются взрослые
2 балла – может перечислить несколько дел по дому
1 балл – может назвать 1-2 занятий по дому
0 баллов – не может сказать, какую работу взрослые выполняют по дому
22. имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других
2 балла – называет разные профессии
1 балл – называет только профессии, которые были знакомы и раньше
0 баллов – может назвать только 2-3 знакомые профессии
23. понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их
2 балла – самостоятельно высказывает мысли о необходимости беречь вещи, в повседневной жизни бережно относится к вещам
1 балл – не может ответить на вопрос зачем нужно беречь вещи, даже с помощью наводящих вопросов
0 баллов – не может ответить на вопрос зачем нужно беречь вещи, в повседневной жизни относится к вещам небрежно
24. знает правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать. Что от его действий зависят другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями
2 балла – на прогулках не рвет растений, не ходит по газонам, не бросает мусор, выражает готовность помочь растениям и животным
1 балл – самостоятельно не всегда выполняет правила поведения в природе, но правильно отвечает на вопросы взрослого
0 баллов – не знает и не выполняет правила поведения в природе
25. знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие
2 балла – при необходимости говорит о своем самочувствии воспитателю
1 балл – не может объяснить, в чем проблема
0 баллов – не обращается за помощью к взрослому, скрывает свое самочувствие
26. при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей, понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.
2 балла – осторожен, не попадает по своей вине в «неприятные ситуации»
1 балл – требуются постоянные напоминания взрослого о соблюдении осторожности, периодически попадает в «неприятные ситуации»
0 баллов – часто и постоянно попадает «в неприятные ситуации», напоминания взрослого и отрицательный опыт не дает результатов
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Овощи. Огород | |||
4 | Сад. Фрукты | |||
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | ||
2 | Как зовут тебя, деревце? | |||
3 | Домашние животные и их детеныши | |||
4 | Домашние птицы и их детеныши | |||
5 | Я - человек! | |||
Ноябрь | 1 | Одежда | ||
2 | Обувь | |||
3 | Моя семья | |||
4 | Профессии | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2 | Дикие животные и их детеныши | |||
3 | Зимующие птицы | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом | ||
3 | Инструменты | |||
4 | Наши помощники. Электроприборы | |||
5 | 5. Мебель | |||
Февраль | 1 | Посуда | ||
2 | Продукты питания | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Транспорт | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна | |||
3 | Первые цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Животные разных стран | |||
4 | Насекомые | |||
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Индивидуальная консультация
| «Особенности адаптации ребенка в ДОУ» | Осуществить педагогическое просвещение родителей по направлениям: особенности развития детей 4 года жизни, создания оптимальных условий для ребёнка, способствующих обеспечению комфортного пребывание в детском коллективе. | октябрь |
2. | Консультация: | «Воспитание стремления к самообслуживанию у детей» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. | декабрь |
3. | Родительский круглый стол | «Организация выходного дня» | Обмен опытом по организации семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей. | март |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Акция с садом-партнером | «Помоги пожилому человеку» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Октябрь |
2. | Акция с садом-партнером | «Покормим птиц» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Январь |
3. | Акция с садом-партнером | «Поздравим с праздником» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...