Рабочая программа коммуникативного кружка "Болтунишки".
рабочая программа (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Рабочая программа коммуникативного кружка "Болтунишки" предназначена для обучение дошкольника интонационной выразительности, кторая в свою очередь является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка просодических компонентов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltunishki.doc | 784.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативный кружок «Болтунишки»
Три вещи важны в речи – кто это говорит,
как он это говорит, и что он говорит,…
Джон Морли.
Составитель:
старший воспитатель
Шик Наталья Сергеевна
Клинцы
2014 год.
Рабочая программа коммуникативный кружка "Болтунишки" составлена на основе программ:
- Программы кружковой работы по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников Гапиенко В.М., кружок «Весёлая риторика».
- Программы коммуникативного кружка "Говорушки", Симоновой С.К., Киселевой Д.С.
- Рабочей программы Кружка «СОЛНЫШКО», Егоровой А.В.
- Рабочей программы индивидуально-подгрупповой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и коррекции звукопроизношения у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения в условиях логопедического пункта, Шик Н.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коммуникативного кружка "Болтунишки"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе педагогического воздействия.
В современной логопедии большое значение уделяется формированию у детей просодической стороны речи, как компонента речевой деятельности. Просодия, по мнению Жинкина Н.И., является наивысшим уровнем развития языка.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А указывают на то, что устная речь характеризуется многими физическими параметрами. И что наряду с её содержательной стороной большое значение имеет просодическая сторона речи, основной составляющей которой является интонация. Интонация – это сложное явление, представляющее собой совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Просодические компоненты речи лежат в основе полноценного речевого развития. Видные деятели медицинской и педагогической общественности (Жукова Н.С., Власова Н.А., Левина В.К., Орфинская В.К., Правдина О.В., Рау Ф.Ф., Хватцев М.Е. и другие) неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии, на формирование психики и личности ребёнка в целом. Поэтому недооценка этого компонента речи, игнорирование мероприятий по его формированию могут весьма пагубно сказаться не только на речевом развитии ребёнка, но и общем психическом развитии, формировании личности в целом.
По данным Черемисиной-Енинолоповой Н.В. просодия – это сложное явление. Оно состоит из ряда компонентов:
- силы голоса, высоты голоса, тембра голоса (характеристики голоса);
- темпа речи, ритма речи, паузации речи (общее звучание речи);
- интонированности речи;
- внятности речи.
Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям ещё в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
Рабочая программа коммуникативного кружка «Болтунишки» составлена на основе изученной научно-медицинской, психолого-педагогической, коррекционно-развивающей литературы и данных сравнительного анализа уровня сформированности просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная серия игр и игровых упражнений, направленных на формирование просодических компонентов речи у данной категории детей рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет МБДОУ детского сада. Курс программы рассчитан на еженедельное проведение в течение учебного года (32 часа). Объём учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
В основу серии игр лёг адаптированный, систематизированный дидактический материал (Копачевской Л.А., Рыбиной А.Ф., Максанова А.И., Волковой Г.А., Ивановской О.Г., Гадасиной Л.Я., Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А., Щербаковой Е.К., Нищевой Н.В. и других). В неё включены следующие типы игр и игровых упражнений, направленных на развитие:
- силы голоса;
- правильной паузации речи;
- интонированной выразительности речи;
- восприятие и воспроизведение ритмов;
- темпа речи;
- высоты и тембра голоса.
Разработанная серия игр направлена на совершенствование общих речевых навыков, на формирование просодических компонентов речи, на автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности, активизацию и актуализацию словаря, на развитие речевого слуха, фонематического восприятия, на развитие психических процессов.
Как уже отмечалось выше, серия игр и игровых упражнений разрабатывалась на основе комплексной диагностики, которая позволила путём анализа полученных данных выявить уровни и особенности сформированности просодических компонентов речи у данной категории детей.
При организации и проведении работы должен учитываться личностно-ориентированный подход к детям, обеспечиваться каждому из детей более подходящие условия.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
.
Задачи программы:
- формирование просодических компонентов речи,
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.
- Формировать правильное речевое дыхание, правильную голосоподачу и плавность речи.
- Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность речи.
- Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражанием, в играх-драматизациях.
- Учить детей говорить в спокойном темпе.
- Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
- Совершенствование общих речевых навыков,
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в свободной речевой деятельности,
- Активизация и актуализация словаря,
- Развитие речевого слуха, фонематического восприятия,
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Развитие психических процессов,
- Развить интерес к театрально-игровой деятельности,
Поставленные задачи условно можно разделить на две группы:
1. Коррекционные задачи, решение которых преследует общую цель работы: формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивающие, воспитательные задачи, решение которых создает благоприятную базу для достижения общей цели.
В соответствии с этими задачами построена программа работы коммуникационного кружка. При реализации серии разработанных нами игр и игровых упражнений решение задач второй группы неотделимо от решения основных коррекционных задач.
Адресат программы: дети 5 – 6 лет.
Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста:
- у большинства детей нарушено общее звучание речи (темп, ритм речи);
- недостаточно развито умение изменять характеристики голоса (высоту, силу, тембр голоса);
- дикция у большинства детей нечёткая, невнятная;
- дети не умеют пользоваться средствами выразительности;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- допускает ошибки в изменении силы, высоты, тембра голоса, ритма, интона-ции;
- нарушено правильное паузирование речи.
Методы воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Программа основана на следующих подходах:
- Ориентировка на уровни сформированности просодических компонентов у детей.
- Реализация уровневого подхода в коррекционной работе с детьми. Коррекция осуществляется в зависимости от уровня сформированности просодических компонентов речи.
- Возрастной детерминизм.
Направления реализации программы:
- Комплексная диагностика.
- Коррекция фонетической стороны речи.
Условия и сроки реализации программы:
Кружковая работа проводятся фронтально по 10- 15 минут, во второй половине дня, с периодичностью 1 раз в неделю.
Комплексная диагностика проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Срок реализации программы 1 год.
Для достижения цели программы кружка необходимо выполнение следующих условий:
- обеспечение ребёнку постоянной ситуации успеха, стимулирование его к достижению успехов;
- освоение игр и игровых упражнений осуществляется на основе многократных, систематических, постепенно усложняющихся заданий;
- варьирование используемых игр и игровых упражнений;
- целенаправленность и систематичность в обучении этим играм;
- учёт возрастных, речевых, физиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения этим играм;
Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:
Познание: знакомятся с предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание серии игр и игровых упражнений.
Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Чтение художественной литературы: знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу игр и игровых упражнений; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
Содержание работы по освоению детьми программы коммуникативного кружка «Болтунишки».
Серия игр и игровых упражнений, направленных на формирование просодических компонентов речи.
Месяц | Неделя | Содержание | |
Название игры: | Цель игры: | ||
Сентябрь | 3. | «Что где?» «Где ты был?» «Кап, кап, кап» «Повторяй за мной» | Учить производить ритм, опираясь на слова и движения. Развивать высоту голоса и умение передавать вопросительную, повествовательную интонации. Развивать у детей внимание и подражательность, умение координировать речь с движением. Учить менять темп речи. Развивать умение воспроизводить несложные ритмы. |
4. | «Поезд» Произнеси скороговорку « Что где?» «Где ты был?» | Развивать силу голоса и речевое дыхание. Развивать у детей умение говорить в разном темпе в зависимости от ситуации общения. Учить производить ритм, опираясь на движения и слова. Продолжать развивать умение изменять высоту голоса и умение передавать вопросительную, повествовательную интонации. | |
Октябрь | 1. | «Большие ноги шли по дороге» «Топ ,хлоп» «Эхо» «Аты – баты» | Развивать у детей умение менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Развивать умение воспринимать и воспроизводить ритм. Развивать умение изменять силу голоса и речевое дыхание. Активизировать мышцы губ и нижней челюсти. Учить детей передавать вопросительную и повествовательную интонации. |
2. | « Части тела» « Где родители?» «Передай соседу» «Повторяй за мной» | Учить правильно воспроизводить ритм слов. Развивать умение изменять высоту и тембр голоса. Развивать силу голоса. Обучать детей говорить шепотом и громко. Продолжать развивать умение воспроизводить несложные ритмы. | |
3. | «Большие ноги шли по дороге» « Три медведя» « Части тела» « Кто кричит» | Развивать у детей умение менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Развивать умение менять высоту голоса. Учить правильно воспроизводить ритм слов. Развивать высоту голоса и речевой слух. | |
4. | «Кап, кап, кап» « Слоги» « Ветер и ветерок» « Кто прошел?» | Продолжать развивать умение координировать речь с движением, умение менять темп. Развивать умение воспринимать и воспроизводить ритмы. Развивать силу голоса ,речевое дыхание , слуховое внимание. Развивать у детей умение координировать речь с движениями, выполняемыми в быстром (медленном) темпе; слуховое внимание. | |
Ноябрь | 1. | « Кто кричит?» « Вьюга» Произнеси считалку. « Жаба» | Развивать высоту голоса и речевой слух. Развивать высоту голоса и речевое дыхание, активировать мышцы губ. Учить детей передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию. Учить, отхлопывая воспроизводить ритм текста. |
2. | « Эхо» « Кто пришел?» « Колобок» « Передай соседу» | Развивать силу голоса и речевое дыхание, активировать мышцы губ и нижней челюсти. Развивать у детей умение координировать речь с движениями, выполняемыми в разном темпе; развивать внимание. Продолжать развивать умение изменять высоту и тембр голоса. Продолжать развивать силу голоса (учить говорить шепотом и громко). | |
3. | « Аты – баты» « Буква « М» « Вьюга» « Семья» (Вариант 1) | Продолжать учить передавать вопросительную, повествовательную интонации. Развивать умение воспроизводить сочетание ритмов в коротком тексте. Продолжать развивать умение изменять силу голоса и речевое дыхание. Развивать умение правильной паузации речи, ритмизации речи. Развивать мелкую моторику рук. | |
4. | « Кто такой?» « Поезд» Произнеси считалку. « Буква « М» « Тишина» | Продолжать развивать умение изменять высоту голоса и умение передавать разные интонации. Продолжать развивать силу голоса, речевой слух. Продолжать учить передавать разные интонации, ритм текста. Продолжать учить воспроизведению сочетания разных ритмов в коротком тексте. Учить изменять силу голоса, выразительному чтению стихотворного текста. | |
Декабрь | 1. | « Братцы – пальчики» « Кто такой?» « Ветер-ветерок» « Ступеньки» | Воспитывать интонационную выразительность речи; продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать развивать высоту голоса, умение передавать вопросительную и повествовательную интонацию. Продолжать учить изменять силу голоса и слуховое внимание. Продолжать развивать у детей умение изменять темп речи. |
2. | « Тишина» « Узнай по интонации» « Ступеньки» « Жаба» | Продолжать учить изменять силу голоса, выразительному чтению стихотворения. Воспитывать эмоциональную выразительность речи , мимику. Продолжать развивать у детей умение изменять темп речи. Продолжать учить отхлопывать и производить ритм стихотворения. | |
3. | « Лягушки и кукушки» « Поезда» « Повтори за мной» « Листья» | Продолжать учить изменять силу голоса; автоматизировать звук (к). Упражнять в умении координировать речь с движениями, выполняемыми в разном темпе. Продолжать упражнять в изменении высоты голоса. Развивать речевой слух. Упражнять в изменении силы голоса , выразительном чтении стихотворения. | |
4. | « Скороговорки» « Моя семья» « На цыпочках» «Поезда» | Формировать умение говорить в разном темпе в зависимости от ситуации общения. Учить отхлопывать ритм текста. Упражнять в изменении силы голоса. Автоматизировать звук (л). Выработка умения говорить в такт шагам. Продолжать развитие умения координировать речь с движениями и изменять темп речи. | |
Январь | 4. | « Повтори за мной» « Карусели» « Листья» « Будем прыгать» | Упражнять в изменении высоты голоса, развивать речевой слух. Продолжать развивать умение координировать речь с движениями, меняя их темп. Упражнять в изменении силы голоса, выразительном чтении стихотворения. Продолжать развитие умения воспринимать и воспроизводить разные темпы. |
Февраль | 1. | « Дождик» « Чистоговорки» « Успокой куклу» « На цыпочках» | Формировать умение координировать речь с движением, постепенно ускоряя их темп. Продолжать развивать умение изменять высоту голоса, чередовать низкую и высокую тесситуру. Формировать тембр голоса, речевое дыхание. Продолжать развивать силу голоса, восприятие умеренного темпа речи; выработка умения говорить в такт шагам. |
2. | « Карусели» « Барабанщик» « Теремок» « Ступеньки» | Продолжать развивать умение координировать речь с движениями, постоянно изменяя их темп. Продолжать развивать умение воспроизводить различные ритмы. Упражнять в изменении высоты и тембра голоса. Продолжать развивать умение менять темп речи. | |
3. | « Будем прыгать» «Лягушки и кукушки» « Цапля и утка» « Успокой куклу» | Продолжать развивать умение воспринимать и воспроизводить разные темпы. Упражнять в изменении силы голоса. Продолжать учить детей передавать вопросительную, повествовательную интонацию; развивать фразовую речь. Упражнять в изменении тембра; развивать речевое дыхание. | |
4. | « Так же» « Узнай по интонации» « Лягушиная семейка» « Тик – так» | Продолжать развивать силу голоса, слухового внимания, развитие координации движения с речью. Воспитывать эмоциональную выразительность речи, мимику. Упражнять в изменении высоты голоса. Развивать речевой слух. Продолжать развивать силу голоса, слуховое внимание, координацию | |
Март | 1. | « Топ, топ, веселей!» « Барабанщик» « Чисто говори» « Цапля и утка» | движения с речью, мелкую моторику рук. Упражнять в изменении темпа речи. Совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы. Продолжать развивать умение изменять высоту голоса, чередовать низкую и высокую тесситуру. Продолжать учить передавать вопросительную и повествовательную интонации, развивать фразовую речь. |
2. | « Лесенка» (Вариант 1) « Бьют часы» « Побежали» « Топ – хлоп» | Упражнять в изменении высоты голоса, автоматизации звуков ( Л) в слогах. Продолжать развитие силы голоса, речевое дыхание. Продолжать развивать у детей умение координировать речь с движениями, постоянно меняя их темп. Продолжать развитие умения воспринимать и воспроизводить ритм. | |
3. | « Успокой куклу» « Выдели слово» (Вариант 1) « Слоги» « Лесенка» | Развивать тембр голоса, речевое дыхание. Продолжать учить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. Продолжать развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы. Упражнять в изменении высоты голоса, автоматизация звука (ж) в слогах. | |
4. | (Вариант 2) « Скороговорки» « Это я» « 1,2,3 за мною повтори» « Семья» (Вариант 2) | Совершенствовать у детей умение говорить в разном темпе в зависимости от ситуации общения. Продолжать учить отхлопывать ритм текста, проговаривая слоги. Совершенствовать умение изменять высоту голоса, развивать слух. Закреплять правильную паузацию речи, ритмизацию речи. | |
Апрель | 1. | « Слова» « Лесенка» (Вариант 2) « Ступеньки» « Моя семья» | Продолжать учить отхлопывать трехсложный ритм и произносить слова на этот ритм. Закреплять умение изменять высоту голоса. Совершенствовать умение менять темп речи. Продолжать учить отхлопывать ритм текста. |
2. | « 1,2,3 за мною повтори» « Скороговорки» « Это я» « Тик – так» | Закреплять умение изменять высоту голоса. Продолжать развивать речевой слух. Совершенствовать умение говорить в разном темпе, в зависимости от ситуации общения. Совершенствовать навык отхлопывания ритмов слогов текста. Продолжать развивать умение изменять высоту голоса. | |
3. | « Тишина» « Кто кричит» (Вариант 2) « Побежали» « Бубенчики» |
Совершенствовать умения изменять силу голоса, выразительно читать стихотворный текст. Упражнять в изменении высоты голоса, развивать речевой слух. Закреплять умение координировать речь с движениями, меняя их темп. Закреплять умение изменять высоту голоса. | |
4. | « Эхо» « Выдели слово» (Вариант 2» « Осень» « Кто как кричит» (Вариант 3) | Совершенствовать развитие силы голоса. Продолжать учить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. Совершенствовать умение сочетать ритмы в коротком тексте. Закреплять умение изменять высоту голоса. | |
Май | 1. | « Так же» « Слова» « Тик – так» « Листья» | Продолжать развивать умение изменять силу голоса, координировать речь с движением, слуховое внимание. Продолжать учить отхлопывать трехсложный ритм и произносить слова на этот ритм. Совершенствовать развитие высоты голоса. Закреплять умение изменять силу голоса, выразительно читать стихотворение. |
2. | « Осень» « Кто как кричит» (Вариант 4) « Громче – тише» « Побежали» | Совершенствовать умение сочетать ритм в коротком тексте. Закреплять развитие высоты голоса, речевого слуха. Совершенствовать умение изменить силу голоса, развитие речевого дыхания. Совершенствовать умение координировать речь с движениями, меняя их темп. |
( Описание игр см. Картотеку просодических игр)
Список детей:
1. ___________________
2. ___________________
3. ___________________
4. ___________________
5. ___________________
6. ___________________
7. ___________________
8. ___________________
9. ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год. Образовательная область - «Социально – коммуникативное развитие». образовательная деятельность – социальный мир/при
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год....
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....