"Рекомендации воспитателям по профилактике насилия среди дошкольников"
статья по обж на тему
Если Вы заметили, что общение "Ребенок - Взрослый" приобрело негативную сторону, можно говорить о насилии. Последствия разнообразны - но все они ведут к ущербу здоровья ребенка или опасности его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ребенок насилие рекомендации | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы - перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
впитывают в себя все, что грамотно или безобразно
написано родителями.
Альберт Лиханов
Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом. И если общение Ребенок –Взрослый приобретает негативную сторону, можно говорить о насилии… Причины детского насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усилении влияния псевдокультур, изменениях ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются:
- потеря или ухудшение функции какого-либо органа;
- развитие заболевания;
- нарушение физического или психического развития.
Насилие над детьми это жестокое обращение, которое может выражаться в форме:
- физического;
- сексуального;
- эмоционального насилия;
- отсутствия заботы.
Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.
Подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ:
- РЕБЕНОК:
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, печален, не испытывает чувства радости;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается (возможен онанизм);
- замкнут в себе, задумчив, или, наоборот, агрессивен;
- "приклеивается" к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм.
- ночной и дневной энурез (недержание мочи);
- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
- замедленное физическое и общее развитие ребенка;
- припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы;
- неопрятная одежда и другие признаки запущенности и общей неухоженности;
- на теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых ребенок не может объяснить;
- ребенок подвержен неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости;
- разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей;
- демонстрирует повышенную агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.
Воспитателя должно насторожить:
- если в отношениях с взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.
- Родители:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
Действия педагога:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим, воспитателю необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
- При отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Предпринятые совместные действия воспитателя и педагога-психолога должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Однако, тяжелее чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны воспитателей в дошкольном учреждении. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий педагог-психолог проводит определенную профилактическую работу со всеми субъектами процесса - с родителями, с воспитанниками и педагогами. Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей, на наш взгляд, способны следующие меры:
- обучение методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи участникам воспитательного процесса;
- моделирование позитивных подходов к ребенку, предлагая варианты решения возникающих проблем;
- систематическое освещение проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей; а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к воспитанникам детского сада;
- информирование представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
- активное внедрение в дошкольную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности дошкольников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
- обучение детей безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих;
В работе по психопрофилактике насилия над детьми отводится большая роль по работе с педагогами. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, педагогам необходимо предложить ряд правил поведения с детьми:
- Будьте честны с детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.
- Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.
- Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.
- Педагоги, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашими воспитанниками и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:
Я плохой, ты хороший;
Я плохой, ты плохой;
Я хороший, ты плохой;
Я хороший, ты хороший.
Обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:
- Как вы сидите или стоите;
- Каково Ваше положение головы, рук;
- Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);
- Каково Ваше дыхание;
- Каков Ваш голос, темп речи и тембр;
- Какова Ваша мимика – выражение лица.
Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.
Мировая практика психологической помощи детям и взрослым, участвующим в процессе общения, показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....
Профилактика насилия в семье
Консультация для родителей...
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуаль...
Буклет для родителей "Рекомендации по профилактике плоскостопия у дошкольников"
Большинство дошкольников страдают плоскостопием. Мы, взрослые, можем вовремя выявить нарушения и помочь в устранении проблем, направить за помощью специалиста ортопеда.Предложить родителям комплекс уп...
Буклет "Безопасность вашего ребенка" (советы взрослым по профилактике насилия над детьми).
Буклет для родителей "Безопасность вашего ребенка" (советы взрослым по профилактике насилия над детьми)....
Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР
Методические рекомендации...
Рекомендации по профилактике плоскостопия у дошкольников
для работы с родителями...