Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.
Выявление предпосылок дисграфии может быть включено в общую структуру логопедического обследования, проводимого в начале учебного года.
Главной целью профилактической работы является устранение выявленных предпосылок разных видов дисграфии в дошкольном возрасте.
Анализ и обработка литературных данных по проблеме дисграфии, помогли нам выделить и использовать в коррекционной работе следующие основные направления по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР, помогли правильно подобрать и систематизировать дидактический материал:
- Коррекция недостатков звукопроизношения, особенно устранение звуковых замен
- Развитие слухового восприятия.
Игры для развития слухового внимания и памяти: «Угадай кто это?», «Четвёртый лишний», «Эхо», навыка определения направления звука: «Где позвонили», «Жмурки с голосом»; различения силы и громкости звука: «Лесенка», «Улавливай шёпот». Развитие у ребёнка чувства ритма: «Прохлопай, как я». Важно учить ребёнка сравнивать серии ударов и хлопков, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
- Ребенок обучается сравнению простых фраз; выделению и запоминанию определенных слов в ряду других, сходных по звуковому составу/различных по составу: «Какое слово лишнее?», «Внимательные ушки»
- Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…» в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
- Игра «Разноцветные коврики» (авторская игра)
Логопед называет слово, а ребёнок соотносит его начальный звук с цветом выкладывает соответствующий кружок. Например, в слове «жук» слышится первый звук Ж, значит кружок будет Жёлтый.
- Игра «Составь слово по первым звукам, буквам»
- Игра «Переведи на кальку» развивает у детей звуковой анализ слов, учит различать твёрдые – мягкие звуки. Ребёнку предлагается перевести на кальку предметы, в названии которых есть заданный звук.
- Развитие зрительного внимания и восприятия, зрительного анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание схемы тела; умение анализировать предмет, его изображение. Для этого детям предлагаются следующие задания:
- «Назови и дорисуй предмет» (неполное изображение)
- «Назови перечеркнутые изображения» (изображения в зашумленных условиях)
- «Назови предметы по их контурам»
Кроме того, необходимо учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было".
- Развитие лексико – грамматического строя речи
- Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве и в схеме собственного тела
Очень эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук у детей, является «Пальчиковый бассейн», «Волшебный мешочек» С помощью этих приспособлений можно дети обучаются нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора; учатся управлять движениями пальцев и кистей рук. Также на занятиях используются счетные палочки, пальчиковая гимнастика и подвижные речевые игры.
Для развития графомоторных навыков, закрепления умения правильно держать карандаш, для закрепления правильной ориентировки в пространстве и на листе бумаги, со старшей группы используется
- Дидактическая игра «Весёлые клеточки», а также авторские графические диктанты, разработанные по разным лексическим темам. Дидактическая игра «Мастерская букв»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
рекомендации для профилактики дисграфии
Переход от дошкольного детсва к школьному очень важный этап в развитии ребенка...
Сборник дидактических игр и пособий, направленных на профилактику дисграфии у дошкольников. Как играть. Как изготовить.
Игра «Геометрическое лото»Цель: профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.Задачи: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов, развитие восприя...
Рекомендации для профилактики дисграфии
Несколько простых правил для профилактики дисграфии у детей....
Рекомендации для профилактики дисграфии у ребенка с ТНР.
Дисграфия - нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.Данное нарушение я...
Консультация для родителей "Рекомендации для профилактики дисграфии"
Представлены рекомендации для родителей по профилактике дисграфии у дошкльников с речевыми нарушениями...
Рекомендации для профилактики дисграфии
Консультация для родителей....