Опыт работы дошкольного учреждения по профилактике дорожного травматизма
материал по обж на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы ДОУ по ПДД | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА –
ОБЗОР РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «детский сад «Светлячок »комбинированного вида» Ковылкинского муниципального района
« Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит,
этого дара не заслуживает»
Леонардо да Винчи
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Эту задачу успешно решают педагоги нашего детского сада.
Система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице находит свое отражение в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) где выделена образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по формированию основ безопасности. Детский сад проводит работу в области обучения детей дошкольного возраста поведению на дорогах и правилам дорожного движения согласно программе.
Цель нашей работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
- использовать возможность ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Если у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина как во время ознакомления с окружающим, изобразительной и музыкальной деятельности, во время проведения всех режимных моментов, и особенно, во время прогулок. С этой целью была создана учебно-игровая площадка – автогородок «Светофорик», которая позволяет, не выходя за пределы д/с, систематически и целенаправленно упражняться во время прогулок в правилах дорожного движения с использованием перекрёстков, «островков безопасности», пешеходных дорожек, кругового движения, разделительной полосы, указательных стрелок, действующего светофора, примерить на себе роль водителя, пешехода, работника автозаправки и сотрудника дорожно-постовой службы.
Предметно-развивающая среда ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения соответствует нормативным требованиям. За последнее время приобретены обучающие дидактические игры, методические пособия, набор плакатов с изображением дорожных знаков, машин, жезлы и т.д. для организации игр по ПДД. В работе с детьми используются современные информационные технологии.
В методическом кабинете детского сада созданы все условия для работы по обучению дошкольников основам безопасному поведению детей на дорогах. В кабинете имеются:
- знаки дорожного движения – демонстрационные и раздаточные,
- макеты машин,
- модели светофоров,
- полки с играми, игрушками,
- макет микрорайона,
- магнитная доска с набором дорожных знаков и машин,
- дидактические игры,
- информация для информационных стендов по работе с родителями.
Одно крыло коридора в дошкольном учреждении оформлено материалами по дорожному движению, ГО и ЧС. Стены в этой части коридора расписаны для обучения детей Правилам дорожного движения, расположен действующий светофор, план –схема путей движения транспорта и детей, стенд с методическими рекомендациями для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения, стенды по ГО и ЧС.
Создан и оборудован переносной автогородок, где в наличии имеется:
– крупный макет прилегающих к детскому саду улиц города;
– действующий светофор для водителей;
– дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, указательные, предупреждающие, знаки сервиса);
- транспорт: велосипеды, машины;
– пост ГАИБДД;
– автозаправочные станции.
Непременным условием освоения ребёнком навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является обогащённая предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе оборудованы уголки безопасности дорожного движения, в которых подобран материал в соответствии с возрастом детей. Уголки постоянно пополняются и обновляются.
Данный материал включает в себя: макеты; схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; схемы безопасного пути в детский сад; дорожные знаки; игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
– разрезные картинки, кубики, мозаика, лото;
– настольные печатные игры;
– настенные плакаты;
– книги, рабочие тетради, альбомы;
– сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
– атрибуты для игр, отражающих дорожное движение (жезл, свисток, фуражка, нагрудное изображение транспортных средств, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта);
– детские работы.
Рядом с такими уголками педагоги располагают строительный материал, транспорт, что дает возможность ребенку самостоятельно включаться в игру. Для проведения практических занятий имеются необходимые атрибуты: костюм регулировщика, педальный транспорт, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта, дорожных знаков, объёмные игрушки – автомобили, жезл, автомастерская. На площадках проводятся практические игры-занятия по применению у детей знаний безопасного поведения на дороге.
В детском саду занятия по формированию основ безопасности проводят воспитатели. Уже стало системой на начало года методическую работу с педагогами начинать с изучения инструктивно – методических материалов, обзора имеющейся литературы. В помощь педагогам разработана рабочая программа по обеспечению безопасности дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении «Светофорчик», где представлена методика работы, рекомендации для педагогов и родителей, темы бесед, игры и развлечения по каждой возрастной группе. Данная программа дает возможность воспитателям самим разобраться в предлагаемом объёме материала, выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков, учитывать специфические возрастные особенности и способность воспринимать предлагаемый материал.
В предлагаемом планировании закреплён выработанный алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди», который соответствует и Правилам дорожного движения и возрастным характеристикам, и личному опыту дошкольников и максимально обеспечивает безопасность детей на дорогах. Закрепление составляющих алгоритма проходит через изучение разделов тематического планирования во всех возрастных группах, с усложнением содержания материала от года к году.
В конце учебного года в каждой возрастной группе предполагается проведение диагностики и итогового занятия.
За годы работы налажены тесные связи с работниками ОГИБДД города. Представители данной организации проводят регулярные встречи с детьми, сотрудниками, родителями наших воспитанников. К ним готовимся заранее – в процессе прогулок наблюдая за дорожным движением, закрепляя знания правил поведения на улице. Встреча – это лишь часть общей работы по формированию у детей представлений о безопасности движения на дорогах. Выступают на родительских собраниях, знакомят родителей со статистикой дорожных происшествий, родители задают вопросы, на которые получают исчерпывающие ответы.
Дошкольное учреждение сотрудничает с СОШ № 6, в которой организован отряд юных инспекторов – ЮИД. Составлен договор о совместной деятельности, согласно которого осуществляется «Школа безопасности» на базе детского сада. ЮИД-овцы посредством различных спектаклей, игровых занятий помогают малышам освоить дорожную грамоту.
Данная работа позволяет дошкольнику в непринужденной обстановке осознать ценности своей жизни и необходимости соблюдения правил безопасного поведения.
В результате данной работы активизировалось сотрудничество дети–педагоги–ЮИД в вопросах безопасного поведения. Совместная деятельность учителей школы и воспитателей детского сада способствует обмену опытом воспитательной работы.
Детский сад сотрудничает с центральной районной библиотекой. Дети старшего дошкольного возраста посетили выставку о правилах дорожного движения. Педагоги и воспитанники детского сада пользуются имеющейся в библиотеке литературой.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку. В этих целях мы широко используем:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие инспекторов ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения. Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Занятия по ознакомлению дошкольников с правилами поведения на дороге проходят в рамках основной общеобразовательной программы образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» которая включает в себя задачу по формированию основ безопасности. Занятия проводятся как теоретические, так и практические длительностью от 15 до 35 минут в зависимости от возраста группы. Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер и чувство времени, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Детей учат видеть скрытые опасности, подстерегающие детей во время движения по улице.
Закрепление пройденного материала осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме. Для этой цели используются различные типы игр: интеллектуальные (настольные, дидактические), сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, уличные – на транспортной площадке). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игр. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом условия сюжетно-ролевой игры максимально приближаются к реальным.
Работа по проблеме профилактики ДДТТ трудна, но очень необходима. Умение правильно вести себя на улицах и дорогах, уважение к дорожным знакам и разметке не приходят сами по себе к пешеходам и водителям. Все это воспитывается годами, начиная с детского сада.
И эта работа будет эффективной при условии, если педагоги владеют знаниями программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности, а также при обязательном сотрудничестве детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма
· перспективное планирование по работе с детьми и родителями;· перспективное планирование целевых прогулок;·...
Организация работы в ДОУ по профилактике дорожного травматизма
Организация работы в ДОУ по профилактике дорожного травматизма...
Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста.
Родительское собрание , посвящённое профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста. Работая уже третий год в этой группе, с этими детками и их родителями я всегда с...
СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....
Система работы в дошкольном учреждении по предупреждению детского травматизма «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!»
Предлагаю вашему вниманию систему работы по безопасности и конспекты мероприятий....
ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»
В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...
Перспективный план работы с родителями по профилактике дорожного травматизма.
Этот материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста....