Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие в подготовительной группе. Тема "Формирование у детей основ безопасного поведения на дороге с помощью ТРИЗ-технологии"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Волкова Ирина Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

в подготовительной группе

Тема: «Формирование у детей основ безопасного поведения на дороге

с помощью ТРИЗ-технологии».

                                                                                                           Составила: воспитатель Волкова Ирина Александровна

г. Югорск, 2018

Цель – формирование у детей основ безопасного поведения на дороге с помощью ТРИЗ-технологии.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в составлении загадок по ТРИЗ-технологии.

- Учить подбирать рифму к объектам и составлять из них рифмованные тексты.

- Закрепить умение выделять основные функции объектов рукотворного мира.

- Способствовать формированию у детей некоторых способов диалектического преобразования объектов.

- Создать условия для усвоения обобщенной модели преобразования объектов по разным основаниям через «Эвроритм».

Развивающие:

- Развивать фантазию, воображение и повышать речевую активность детей.

- Развивать связную речь и образную память.

- Развивать умение следовать устным инструкциям и последовательности действий.

- Формировать адекватную самооценку.

Воспитательные:

- Развивать навыки общения детей друг с другом, умение договариваться.

- Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Материалы и оборудование: магнитная доска, пособие - планшет для составления загадки по модели №1, пособие для игры «Эвроритм», раздаточный материал – 4 пособия для составления загадок по модели 1, ватман для составления лимерика, ватман для «Системного оператора», картинки – полицейская машина, жезл, дорожный знак «Осторожно, дети!», светоотражающий значок, светофор; карточки с изображениями различных дорожных знаков; мягкий модуль в форме куба, игрушечные жезлы по количеству детей, 3 флажка – красный, жёлтый, зелёный.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап

4 мин

Актуализация

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей;

Снять эмоциональное напряжение; формировать положительную мотивацию к предстоящей деятельности.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Сообщение о предстоящей деятельности.

Моделирование ситуации

Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов.

- Здравствуйте ребята. Я хочу вам рассказать что-то интересное…Наша заведующая, Надежда Александровна, попросила нашей помощи – сходить к детям из младшей группы и показать, рассказать, научить их правилам дорожного движения. А я задумалась, почему же она обратилась с этой просьбой именно к ребятам нашей группы.

- Ну, значит, мы с радостью, принимаем эту просьбу…Но, чтобы отправиться к малышам, мы должны с вами подготовиться. И я предлагаю, начать готовиться прямо сейчас.

- Ребят, а скажите мне пожалуйста, как вы думаете, какие объекты в ПДД (правила дорожного движения) являются наиболее значимыми, и о них мы в первую очередь должны рассказать?

- Отлично! Но, я уже приготовила картинки с этими объектами и предлагаю их наклеить на кубик, и с помощью этого кубика, мы будем определять с чего нам начинать готовиться. (Вместе с детьми наклеиваются картинки -полицейская машина, жезл, дорожный знак «Осторожно, дети!», светоотражающий значок, светофор - на модуль в форме кубика)

 Дети стоят в кругу на ковре. Приветствуют друг друга.

- Потому что, недавно всех детей нашей группы «посвятили» и теперь, мы-отряд ЮИД (Юные Инспектора Дорожного Движения), мы знаем «отлично» эти правила и готовы научить других.

- Светофор, инспектор ПДД, полицейская машина, жезл, светоотражающий значок, дорожная разметка, дорожные знаки: парковка, пешеходный переход, въезд запрещён и т.д….

Расширение

имеющихся

представлений,  

8 мин

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Учить подбирать рифму к объектам и составлять из них рифмованные тексты.

Развивать связную речь и образную память.

Развивать умение следовать устным инструкциям и последовательности действий.

Закрепить умение выделять основные функции объектов рукотворного мира.

Прием «Составление рифмованных текстов»

Игра малой подвижности «Регулировщики»

Прием «Системный оператор»

- Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы играть! Кубик мы кидаем и объекты выбираем!

- Я предлагаю, нам вместе сочинить лимерик про этот значок. И потом мы этот лимерик расскажем малышам.

- Подберите рифмовки к слову «значок». Какую рифмовочку выбираем?

- Теперь составляем двустрочник, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующим словом.

(Далее дети составляют, а воспитатель схематично зарисовывает на ватмане, при этом советуется - какое слово какой схемой рисовать)

«Жил-был светоотражающий значок,

И был он, как весёлый паучок».

- А что такого интересного будет делать наш значок?

- Из двухстрочников соберем четверостишие.

«На подушке он скакал

И нечаянно упал»

- Добавляем пятую строчку – вывод про нашего значка. Эта строчка не рифмуется.

- Какой оказался этот значок?

- Вот какой значок – растяпа!!!

- А теперь все вместе прочтем наш получившийся лимерик:

«Жил-был светоотражающий значок,

И был он, как весёлый паучок.

На подушке он скакал

И нечаянно упал!

Вот какой значок – растяпа!!!»

- Отлично! Пришло время подкидывать наш кубик!

- Предлагаю взять всем детям и стать настоящими регулировщиками. Давайте вспомним и покажем сигналы регулировщика дорожного движения (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью – приготовиться; зеленый свет – регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены – идти).

- Давайте ещё подкинем наш кубик.

- У нас «выпал» светофор. А давайте поместим его на Волшебный телевизор. Это будет хорошим плакатом для маленьких детей, они смогут повесить его в своей группе и будут знать, что такое «светофор» и для чего он нужен.

Ж\д переезд

Улицы города

Дороги

Семафорные стрелки

(Чем-то раньше было ЧТО-ТО)

Светофор

(Если мы рассмотрим ЧТО-ТО,

Это ЧТО-ТО для чего-то)

Светодиодный светофор, висящий наверху

(Что-то будет с этим ЧТО-ТО)

Ножка-опора и 2 стрелки

Корпус, ножка-основание, пластик/стекло, лампочки (Это ЧТО-ТО из

чего-то)

Светодиодные лампочки, табло

Подкидывается кубик и выпадает картинка «Светоотражающий значок».

- Паучок, червячок, крючок, бочок, кулачок, сундучок, колпачок, язычок и т.д.

- Веселиться, скакать, падать, прыгать, густить, летать, кушать и т.д……

- Неудачник, растяпа, торопыга, невнимательный, неаккуратный и т.д…..

Подкидывается кубик и выпадает картинка «Жезл».

Дети проговаривают и показывают сигналы регулировщика.

Подкидывается кубик и выпадает картинка «Светофор».

Дети говорят свои предположения, а воспитатель схематично зарисовывает на девятиэкраннике  - прошлое, настоящее, будущее.

Динамическая

пауза, 2 мин

Снять мышечное напряжение, эмоциональная разгрузка.

Игра «Сигнальщики» с флажками

- Вот флажки, всего три цвета!

Нам игра знакома эта.

На зелёный – я иду,

Жёлтый – приготовиться прошу,

А на красный – я стою

Дети двигаются по сигналу поднятого флажка.

Расширение

имеющихся

представлений,  

7 мин

Способствовать формированию у детей некоторых способов диалектического преобразования объектов.

Создать условия для усвоения обобщенной модели преобразования объектов по разным основаниям через «Эвроритм».

Развивать фантазию, воображение и повышать речевую активность детей.

Приём способа диалектического преобразования объектов средствами «Эвроритма»

- Ну, пришло время снова подкидывать наш кубик.

- Сейчас мы с вами заполним модель «Эвроритма», где будет путешествовать полицейская машина.

9 этаж

«Дело не нужно»

Полиц.машина не будет нужна, когда в мире не будет нарушителей ПДД

8 этаж

«Помощники»

Объекты у которых также, как у полиц.машины, есть мигалки – скорая помощь, пожарная машина, газовая служба, МЧС.

7 этаж

«Один в мире»

Если по каким-то причинам полиц.машина останется одна в мире, то её необходимо поместить в музей или отдать инженерам, чтобы они сделали такие же машины.

6 этаж

«Неудачник»

Полиц.машина новая, но мы не можем ей пользваться, потому что все инспектора разучились на ней ездить, у них нет водительских прав, или просто все «пересели» на полиц.мотоциклы, или нет необходимости на ней ездить, потому что нарушителей нет.

5 этаж

«Волшебник»

Полиц.машина начинает «дружить» с волшебниками, поэтому не только превозит инспекторов ПДД, но и выполняет желания, либо уменьшается-увеличивается, объединяется с другими машинами.

4 этаж

«SOS»

Cо временем полиц.машина может поржаветь, сломается двигатель, разобьются фары, сдуются колёса и т.д.

3 этаж

«Друзья»

Полиц.вертолёт, полиц.мотоцикл, полиц.фургон, полиц.катер

2 этаж

«Части»

Корпус, колёса, руль, двери, окна, фары, мигалки, надписи на корпусе

1 этаж

«Дело»

Полиц.машина перевозит инспекторов ПДД

Подкидывается кубик и выпадает картинка «Полицейская машина».

Дети размышляют и отвечают в соответствии с тем, на каком этаже оказывается полицейская машина. Воспитатель это схематически зарисовывает.

Практическая

работа 

5мин

Развивать мышление, умение следовать устным инструкциям и последовательности действий.

Упражнять детей в составлении загадок по ТРИЗ-технологии.

Приём «Составление загадок по модели №1с помощью ТРИЗ-технологии»

- Время настало вновь подкидывать наш кубик!

- Я хочу, чтобы мы с вами составили загадки для малышей про дорожные знаки. Просьба, каждый возьмите себе планшет и одну из карточек с дорожным знаком. И приступайте к составлению загадок по модели №1 «Какой? Что такое же?».

Знак «Парковка»

Имя признака

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

Форма

Квадратный, как

Пуховая подушка

Части

Есть буква, как

В новом букваре

Действие

Предостерегает, как

Строгий полицейский

Подкидывается кубик и выпадает картинка «Дорожный знак».

 Берут планшеты, картинки, садятся за столы, выполняют задание.

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин

Формировать элементарные навыки самооценки.

Беседа, обсуждение.

- Молодцы – ребята! Я очень рада, что у вас получились такие прекрасные загадки, я думаю, и малышам они тоже понравятся! Мы обязательно возьмём их с собой, когда пойдем к ребятам из младшей группы.

- Подскажите что мы сегодня делали на занятии?

-А как мы это делали?  

- Ребята, зачем мы всё это делали?

-Вам понравилось? Спасибо вам за работу!

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

- Вспоминали ПДД и готовились к походу к малышам.

- Мы составляли загадки, играли в игры «Сигнальщики», «Регулировщики».

- Чтобы научить и рассказать детям из младшей группы про ПДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие раздел «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Игры с картиной «Кошка с котятами»

Цель: Усвоение общей схемы составления рассказа по сюжетной картине.  ЗАДАЧИ:Образовательные:- познакомить детей с поэтапными алгоритмами по составлению рассказа по сюжетной картине .- позна...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе Раздел «Коммуникативное развитие» Тема: «Книга Загадок»

Цель  – Закрепление навыков в загадывания загадок с помощью признаков  и сравнений объектов между собой.Задачи:Образовательные:- Закрепить модель при составлении загадок;-Учить детей в...

Технологическая карта непрерывная образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Формирование основ безопасности» в старшей группе Тема: «Планшет»

Технологическая картанепрерывная образовательной деятельностипо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».Раздел «Формирование основ безопасности» в старшей ...

Технологическая карта непрерывная образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Формирование основ безопасности» в младшей группе Тема: «Что такое телефон?»

Технологическая картанепрерывная образовательной деятельностипо образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».Раздел «Формирование основ безопасности» в младшей ...