Исследовательская работа "Мой приятель - светоотражатель" в подготовительной группе
проект по обж (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор»
Исследовательская работа
«Мой приятель – светоотражатель»
Автор: Тимофеев Арсений,
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,
Подготовительная группа
Руководитель: Волкова Ирина Александровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Югорск. 2018 год
Исследовательская работа «Мой приятель - светоотражатель»
Аннотация
Актуальность проекта: Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах. И одним из аспектов профилактики аварийности, который наиболее актуален в населенных пунктах, является то, что преобладающим видом дорожных происшествий является наезд на пешехода. Дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Основной процент дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом для пешеходов приходится на темное время суток. И в нашей местности большую часть учебного года световой день короткий. Утром в детский сад и вечером из сада дети идут в темное время. В некоторых микрорайонах улицы плохо освещены; дороги узкие и отсутствуют тротуары, и дети вынуждены идти по проезжей части. Затруднения возникают как у пешеходов, так и у водителей. Заметность пешеходов намного выше, если на них имеются светоотражающие элементы одежды. Проблема проекта: Что должны делать пешеходы, чтобы стать заметнее в темное время суток и как тем самым сохранить жизнь пешехода на дорогах? Цель: формирование знаний, что именно световозвращатели помогают пешеходам обезопасить себя на дороге в тёмное время суток. Задачи: 1. Установить причины применения светоотражателей и использование световозвращающих элементов на одежде. 2. Объяснить предназначение световозращающих элементов и закрепить навыки ношения светоотражающих элементов, правила расположения на одежде. 3. Формировать и закреплять основные правила безопасного поведения при передвижении в темное время суток. Методы и приемы необходимые для достижения цели: теоретический анализ печатных и электронных источников информации; фотографирование; Эксперимент «Какой светоотражатель практичнее»; анализ полученной информации. Проектный продукт: повязка, изготовленная собственноручно из светоотражающей тканой полосы и регулируемой липкой основы, предназначенная для ношения на голове или поясе. Выводы: В результате проекта дети закрепили знания о том, что в настоящее время в магазинах нам предлагают великое множество различных светоотражающих объектов. Но не смотря на чрезмерное изобилие всех тех повязок, браслетов, значков и наклеек, нет ни одного ремешка или пояска, который может использоваться универсально – и на голове, и на поясе, благодаря своему большому размеру.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….4
Обоснование и постановка проблемы………………………………………………………….4
Цель, задачи………………………………………………………………………………………5
Методы и приемы необходимые для достижения цели……………………………………….5
Основная часть…………………………………………………………………………………...6
Анализ хода работы……………………………………………………………………………...7
Сбор материала. Анализ полученных данных…………………………………………………7
Получение продукта проекта…………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Библиографический список……………………………………………………………………18
Введение
Обоснование и постановка проблемы:
В ходе беседы «Стань заметным на дороге, и целее будут ноги!», дети назвали много факторов, почему так важно для пешеходов важно быть заметным на дороге, особенно в темное время суток. Одним из них является то, что в нашей местности большую часть учебного года световой день короткий – поздно светает, рано темнеет. И наличие каких-либо осветительных предметов для пешеходов в темное время суток сможет в разы уменьшить проблемы у водителей с видимостью издалека. И возможно вероятность наезда на пешехода станет намного меньше. Что же должны сделать пешеходы, чтобы стать заметнее на дороге в темное время суток? Заметность пешеходов станет намного выше, если на них имеются светоотражающие элементы одежды.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.
Человек каждый день использует множество повседневных вещей. С какими-то из них он обращается осторожно, какие-то выбрасывает после первого же применения. При работе одних возносит благодарность изобретателю за то, что так облегчил жизнь и избавил от лишнего труда. Но есть изобретения, которые используют, не задумываясь о том, насколько гениальна их функция. Они так естественны в быту и нашей повседневной жизни, что представить себе нормальное существование без них попросту невозможно. Одним из них является…светящиеся в темноте предметы!
Но мы задумались, какой светящийся объект будет наиболее удобен в темное время суток для повседневного применения детьми. В современное время продаётся в магазинах большое разнообразное количество осветительных предметов – и те, которые излучают свет, и те, которые отражают в темноте.
Из вышесказанного можно вывести проблему: Что должны делать пешеходы, чтобы стать заметнее в темное время суток?
Цель: формирование знаний, что именно световозвращатели помогают пешеходам обезопасить себя на дороге в тёмное время суток.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными светящимися объектами в темноте.
2. Объяснить предназначение световозращающих элементов и закрепить навыки ношения светоотражающих элементов, правила расположения на одежде.
3. Установить причины применения световозвращающих повязок и использование световозвращающих элементов на одежде.
4. Научить детей изготавливать собственноручно светоотражатель в домашних условиях. 5. Формировать у детей умение анализировать информацию и делать выводы. Оооо 6. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Методы и приемы необходимые для достижения цели:
Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение. Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.
Методы эмпирического уровня: Социологический опрос по теме «А как ты обезопасил себя в темное время суток на дороге», фотографирование; Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.
Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент «Какой светоотражатель практичнее»; анализ полученной информации; разработка схемы «Как стать заметнее в темноте». Выбор данных методов обусловлен практико-ориентированными особенностями дошкольного возраста с целью присвоения полученной информации.
Тип проекта:
По количеству участников - индивидуальный;
По направленности: информационный, практико-ориентированный;
По контингенту: 6-7 лет;
По продолжительности: краткосрочный
План реализации проекта:
- Выделение и постановка проблемы.
- Сбор материала. Анализ полученных данных.
- Получение продукта проекта
- Представление проекта.
Основная часть.
Выделение и постановка проблемы. Большое количество пешеходов погибает на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий. Дети – самые маленькие участники дорожного движения, но, не смотря на это, они должны многое знать и понимать об опасности на дороге. В нашем детском саду ведется систематическая работа по формированию культуры поведения на дороге дошкольников.
Основной процент дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами для пешеходов приходится на темное время суток. Наш детский сад находится в регионе, котором в осеннее-зимний период рано темнеет и дети в детский сад и вечером домой идут в темноте. Кроме того, не везде в частном секторе есть достаточное освещение улиц. Заметность пешеходов намного выше, если на них имеется светоотражающие элементы одежды.
Тогда мы задумались, а на нашей верхней одежде есть ли светоотражающие элементы. После этого, с целью получения дополнительной информации, мы провели рассматривание у детей в нашей группе верхней одежды. В результате осмотра было выяснено, что только у двух ребят имеются светоотражающие канты на штанах и куртках. Получается, что остальные дети останутся незамеченными в темноте – не смогут позаботиться о своей безопасности нахождения в тёмное время суток, а, значит, могут стать причиной возникновения ДТП. Это, значит, о существовании световозвращающих элементов до сих пор известно не каждому родителю.
Сбор материала. Анализ полученных данных. Получив данную информацию, мы решили узнать какие же элементы применяют в жизни для безопасного передвижения по дорогам в темное время суток. Для этого мы начали собирать копилку объектов, которые светятся в темноте. Это были – и различные по форме и размеру фонарики; лазеры; светоотражающие брелки, наклейки, браслеты; восковые свечи; небольшие светильники, часы, декоративные предметы интерьера, светящиеся игрушки, которые работают от батареек; а также электрические ночники, которые работают от сети и даже предметы одежды и обуви с подсветкой!
Используя данные ресурсы, мы разделили нашу копилку объектов – на предметы, которые излучают свет и элементы, которые отражают и возвращают свет.
Далее мы и испытали каждый объект нашей копилки, чтобы понять, что же действительно будет нам удобно применять в повседневном обиходе для того, чтобы обезопасить себя в тёмное время суток на проезжей части.
И в ходе наших экспериментов, мы выяснили, что красивые игрушки, фонарики, лазеры, светильники и часы, которые светятся в темноте, не станут нашим помощником в темноте, потому что они работают от батареек, это не практично, потому что батарейки недолговечны, да и всегда и везде носить их с собой, держа в руках, это неудобно. Парафиновые свечи тоже не вариант – так как пламя от свечи задувается от дуновения ветра. А ночники и проекторы, которые работают от электричества вовсе не подходят нам, так как мы не можем ходить на улицу со шнуром от электричества.
Но мы обратили внимание, что в нашей копилке есть интересные брелки, наклейки, браслеты и жилеты, при попадании на которые, они сохраняют и возвращают свет.
Возможно, что нам придут на помощь именно световозвращающие элементы, которые обеспечивают видимость в условиях недостаточной освещенности. И скорее всего они становятся практически единственным способом обозначить себя на проезжей части.
Далее с помощью бескрайних просторов сети Интернет, мы изучили, что же такое световозвращение. Оказывается, световозвращение – это когда свет (например, от фар), падающий на поверхность, почти полностью возвращается обратно в направлении источника света. Проще всего понять это на примере кошачьих глаз.
В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
Ещё более интересным открытием для нас было, что этот эксперимент подтвердил открытие британского дорожного рабочего, который 70 лет назад случайно, проезжая ночью по дороге заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. И он придумал использовать маленькие светящиеся брелки для безопасности пешеходов.
Таким образом, мы сделали вывод, что светоотражающие элементы помогают сделать человека ночью заметным в свете фар.
Именно поэтому используют световозвращатели во многих профессиях. Носят одежду со светоотражателями врачи скорой помощи, дорожные рабочие, дворники, инспекторы ГИБДД, работники МЧС и должны носить школьники и дошкольники.
Также, нас посетил папа Мишы Запевалова, он работает фельдшером скорой помощи. Он рассказал о том, что половина всех ДТП на дороге происходит в тёмное время суток и страдают люди, потому что, они не заметны.
Вместе с Запеваловым Дмитрием Евгеньевичем мы провели экспериментирование, как светятся светоотражающие полоски на его спецодежде в темноте. Дмитрий Евгеньевич и нас призывал позаботиться о своей безопасности на дороге в тёмное время суток.
А вот какие различные светоотражатели и светоотражающие элементы существуют и как правильно их носить, мы узнали благодаря встречи с инспектором по пропаганде безопасного движения по г.Югорску, Кочергиным Геннадием Михайловичем. Это папа Лизы Кочергиной из нашей группы. Вместе с ним мы вспомнили правила безопасного поведения на дороге, важные дорожные знаки, а также посмотрели обучающий и познавательный видеофильм.
Геннадий Михайлович пояснил нам, что в темное время суток водителям достаточно сложно заметить пешехода, не обозначенного световозвращающими элементами и переходящего проезжую часть, либо идущего по ее краю. Основная проблема заключается в том, что зачастую пешеходы полагают, что водитель транспортного средства их видит, и без необходимой осторожности ступают на проезжую часть. В то же время водитель слишком поздно замечает пешехода, не обозначенного световозвращающими элементами и поэтому сливающегося с темным фоном дороги, поскольку более яр-
кими источниками света являются фары встречных автомобилей.
Если же пешеход обозначен световозвращающими элементами, расстояние, с которого водитель замечает пешехода, возрастает с 25-40 до 140 метров. В городах особенно опасны сумерки, когда наружное электроосвещение уже отключено утром, либо еще не включено вечером, а интенсивность движения транспорта и пешеходов возрастает. Получается, что в интересах пешехода, во время пересечения проезжей часть даже по пешеходному переходу, обозначить свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя затормозить. Именно световозвращающие приспособления позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии. Световозвращающие элементы способны отражать свет, падающий под любым углом, что особенно важно на дороге, когда свет фар идет снизу.
Инспектор безопасности дорожного движения призывал нас думать о своей безопасности и рассказал о различных видах светоотражателей. Это могут быть брелоки, шевроны, самоклеющиеся или нашивные ленты, браслеты. Принцип их действия основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля "выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз. Мы с интересом спросили, какие световозвращающие элементы самые лучшие? Только, серо-белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.
Обратил наше внимание, где должны располагаться световозвращающие элементы. Их рекомендуется крепить с двух сторон, чтобы они были видны водителям в обоих потоках движения. Специалисты рекомендуют пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному световозвращающему элементу на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 световозвращающих элемента. Подвеска на шнурке или на булавке закрепляются на одежде, рюкзаке, сумке. Чем больше световозвращателей, тем лучше. Использование светоотражающего брелока снижает риск наезда на пешехода на 65%, а детский травматизм на дороге снижает в 6,5 раз!
Инспектор и всем нам подарил светоотражающие брелки – фликеры на металлическом шнурке, чтобы мы прикрепили их на свою верхнюю одежду ли рюкзачок. Вместе с Геннадием Михайловичем, мы испытали как в тёмном месте наш «светлячок» отреагирует после того, как на него попадет свет от фонарика.
Но и также, провели эксперимент, как засветятся светоотражающие полоски на форме инспектора. Так как это специальная одежда со световозвращающими элементами, для людей, работающих на дороге, это сделано для обеспечения их безопасности, чтобы в темное время суток они были заметными для водителей.
После беседы с инспектором, мы прислушались к его рекомендациям и сделали вывод, что чем больше световозращающих элементов на одежде, тем человек заметнее.
В нынешное время эти светоотражающие элементы в свободном доступе и очень широком ассортименте продаются в различных магазинах. На их упаковке написано, что все они сделаны по ГОСТ стандартам и одобрено экспертами. Но, мне хотелось посмотреть, как работает световозвращатель в реальной жизни. А также, я на личном опыте хотел убедиться, какой из светоотражателей окажется самым практичным и удобным.
Мы с мамой провели эксперимент. Все результаты этого экспериментирования, мама снимала на свой фотоаппарат, а после, я всё это просмотрел, сравнил, проанализировал и занёс в таблицу для сравнения.
Для этого мы в вечернее время выехали на безопасное место. Сначала, я без всякого светоотражающего элемента отошёл на некоторое расстояние от машины.
Оказывается, что без светоотражателей пешехода на дороге почти не видно, и водитель замечает с расстояния 50 метров. Это очень опасно. А далее, я поочередно надевал на свою верхнюю одежду различные светоотражатели. И, конечно, сразу, благодаря этим светоотражающим элементам, я сразу становился заметней в свете фар автомобиля.
По итогам заполнения таблицы с результатами экспериментирования, я понял, что готового идеально удобного и практичного светоотражателя, просто не продают в магазинах. В каждом из них, я обнаружил какое-либо неудобство, недолговечность и непрактичность.
Жилет со светоотражающими полосками показал самый лучший результат в экспериментировании. Его полоски ярче всех светились от фар как ближнего света, так и дальнего света с расстояния от 150-300 метров. Но, в повседневной жизни, неудобно ходить в таком жилете, т.к.летом в нем жарко и некомфортно – он сковывает движение, а зимой - его всегда надо будет одевать и снимать, иногда про него вообще можно будет забыть. Да, и прохожие лишний раз будут обращать на меня внимание, что я всегда хожу в таком жилете.
Светоотражающие наклейки тоже будут служить не долговечно, в связи с тем, что их клейкая основа со временем теряет своё свойство липкости.
У светоотражающих брелков – фликеров оказалась металлическая цепочка, которая легко расстегивалась, а это вероятность очень быстро такой брелок потерять.
В светоотражающем браслете мне тоже было дискомфортно. Если носить его в холодное время года, то это непрактично и опять же, можно иногда просто про него забыть, что надо одеть его поверх верхней одежды. А если в тёплое время его одевать на руку, то он очень больно сжимает руку, что очень приятно.
И светоотражающие значки, которые крепятся на булавочку, также могут просто поранить пешехода своим проникновением в кожу. А также, если это значок, то соответственно, крепить его надо на грудь, значит, проезжая с другой стороны – со спины, водитель в темноте меня просто не заметит.
Тогда я решил попробовать сделать собственноручно светоотражающий элемент, который будет всюду моим незаменимым защитником, а также неразлучным приятелем в тёмное время на дороге.
Получение продукта проекта. Для этого я взял светоотражающую полоску на тканной основе, такую, как пришивают на спецодежду людям, которые работают в «опасных» профессиях. И отмерил точно такую же полоску с мягкой липкой стороной. Соединил их с помощью степлера. А вот непосредственно, саму застежку я сделал регулируемой из полоски с твёрдой липкой основой. Это было сделано в интересах того, что мой приятель – светоотражатель можно будет регулировать по ширине и надевать как на голову, так и на поясок себе.
Проанализировав полученную информацию мы сделали вывод, что действительно, светоотражающую повязку различного диаметра можно самому смастерить в домашних условиях, при этом не прилагая особо больших усилий. И при этом само приготовление не является сильно финансово затратным, так как для этого нужны всего светооражающая лента и липучка. А также мы выяснили на практике, что не всё то «хорошо», что продаётся в магазинах. Очень часто, светоотражающие элементы дорого стоят, но на практике в применении не могут «окупить» себя своей долговечностью и практичностью.
Заключение
В результате нашего проекта мы узнали большое количество информации о различных видах светоотражающих элементов. Выделили актуальность нашего проекта в том, что дети не знают, среди огромного разнообразия видов светоотражателей, что продаётся и чем мы пользуемся, не всё долговечное, удобное и практичное.
Применив различные методы: сбор информации из периодических изданий, интернет-порталов; эксперимент «Какой светоотражатель практичнее» мы проанализировали полученную информацию и результатом проекта стала повязка, изготовленная собственноручно из светоотражающей тканой полосы и регулируемой липкой основы, предназначенная для ношения на голове или поясе. .
В ходе проведения проекта дети сделали следующий вывод: почему нужно пользоваться световозвращающими элементами? В темное время суток, ночью или в сумерки, во время тумана, дождя и снегопада на дорогах появляются «темные» пешеходы. В осеннее и зимнее время, когда на улице поздно светает и рано темнеет, такого пешехода обнаружить очень и очень непросто. Распространено мнение о том, что световозвращающие элементы нужно использовать только в сельской местности. Это заблуждение. Световозвращающие элементы необходимо носить и в городе.
Основные городские улицы оборудованы тротуарами, однако большинство городских дорог, расположенных в частном секторе и на дворовых территориях, не имеют не только тротуара, но и обочины, и пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части. В связи с этим требование об использовании световозвращающих элементов в темное время суток распространяется на каждого пешехода, который идет по проезжей части дороги, независимо от того – загородная это дорога, или городская, расположенная в частном секторе или на дворовой территории, а также освещенная это дорога или дорога,не оборудованная наружным электроосвещением. Каждый из нас должен позаботиться о своей безопасности для этого нужно приобрести и постоянно носить световозвращающие элементы - это, в первую очередь, ваша безопасность на дороге.
Библиографический список:
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
- Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
- ГальперштейнЛ.. Моя первая книга о технике. – М.: РОСМЭН,2006г
- Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. — М, 2007.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
- Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школь¬ников / В. П. Дмитрук. — М., 2008.
- Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г.
- Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...
Исследовательская деятельность.Занятие для подготовительной группы "Исследование свойства янтаря"
В своей работе с детьми я применяю авторскую программу интеллектуального развития детей через организацию исследовательской деятельности дошкольников"Знания-дети удивления и любопытства". Исследовател...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»
В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....
Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет
Данный конспект занятия поможет воспитателю рассказать детям о свойствах воды как жидкости....
Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет
Данный конспект занятия поможет воспитателю рассказать детям о свойствах воды как жидкости....