Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками старшей возрастной группы по изучению ПДД
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему

Рюшенкова Ольга Викторовна

В работе рассмотрены методы формирования безопасного поведения на дорогах, содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД и содержание работы с родителями дошкольников подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками старшей возрастной группы по изучению ПДД

  1. Методы формирования безопасного поведения на дорогах у дошкольников

При работе с дошкольниками используются следующие устные методы изложения: рассказ, рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу обращаемся, когда нужно сообщить новые знания, факты, события, т.е. то, что дошкольники не могут наблюдать непосредственно. Например, исторические справки подорожной тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков.

Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.), в рассказе-объяснении постоянно дается установку на необходимость видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Рассказ-объяснение используется для совместного с детьми поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога – выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение – «транспорт».

Беседа. Этот метод используется, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт дошкольников, они подводятся с помощью вопросов к пониманию нового материала, углубляются и развиваются их знания, умения и навыки.

Если умело ставить вопрос, он побуждает детей вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между мной и дошкольниками, он активизирует их мышление.

В беседе необходимо поддерживать постоянный контакт с дошкольниками. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому ребенку самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других детей.

Работа с учебной книжкой-тетрадью. Это самостоятельная работа дошкольников. Они изучают сюжетные картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов (автомобиль или автобус).

Рассматривая иллюстрации и слушая мой рассказ, дети расширяют личные наблюдения за реальным дорожным движением. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в дорожной среде. То есть дошкольников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Самостоятельная работа с книжкой-тетрадью, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.

Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Игры нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. Наиболее эффективно проводить данную работу в автогородке. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у дошкольников развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка и участников игры.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Я обращаю внимание детей на опасные места вокруг детского сада, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменении дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д. На экскурсии дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умении, навыков и привычек.

Таким образом, при формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах реализуются наиболее эффективные методы обучения.

  1. Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой.

В итоге формирования правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте дети  должны знать:

  • опасные места вокруг детского сада, дома, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах и т.п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
  • -что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

  • перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;
  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
  • перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь с взрослыми;
  • безопасного поведения проезд на велосипеде и возраст, с которого возможно выезжать на улицы и дороги;
  • перехода проезжей частя дороги с двусторонним и односторонним движением;
  • перехода проезжей части дороги при высадке из маршрутного транспорта;
  • перехода железной дороги,

Дошкольники подготовительной группы должны уметь:

  • Переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • ориентироваться в дорожной обстановке;
  • не выходить из-за препятствий сооружений;
  • не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
  • переходить железнодорожные пути;
  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе проезжей части дороги с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку к высадку из маршрутного транспорта.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у дошкольников:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных Действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать.

Большое место необходимо уделять практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной и игровой деятельности. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

На целевых прогулках в подготовительной к школе группе (6-7 лет) (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

  1. Организация работы по безопасному поведению на улицах и дорогах с родителями дошкольников

Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, мы постоянно взаимодействуем с родителями воспитанников. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, поэтому, находясь с ребенком на улице им самим необходимо соблюдать ПДД.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания. Темы могут быть разнообразными, например: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность детей на дорогах» и др.;
  • консультации. Примерные темы: «Ребенок на улице», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ЛОВУШКИ», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» и др.;
  • памятки и листовки-обращения о необходимости соблюдения правил дорожного движения: «Как научить ребенка безопасному поведению», «Детское автокресло», «Дети на дороге»;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора;
  • игры с воспитанниками на закрепление правил безопасного поведения. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей: «Дорога и мы», «Дорожная азбука», игра- путешествие по ПДД «В гости к жителям страны Светофория»
  • выставки рисунков, плакатов по ПДД.

Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием дошкольников, привожу конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.

В беседах рассматриваем вопросы об опасностях по дороге в детский сад, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.

 При проведении занятий с родителями обращаем их внимание на типичные ошибки в поведении дошкольников на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием дошкольников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому родители учат детей быть максимально внимательными на улице.

Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.

Таким образом, работа с родителями является частью системы формирования безопасного поведения дошкольников на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методические рекомендации к организации НОД с детьми старшей группы Тема: «Мамин день»

Используется для формирования представлений детей об истории возникновения праздника 8 мартаю, воспитание нравственных качеств....

Методические рекомендации по организации сюжетных игр в разных возрастных группах

Рекомендации по организации сюжетных игр в разных возрастных группах...

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...