Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)
тест по обж (средняя группа)
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формированиеу ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Расширение пространства, в которомпроявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их
предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_u_detey_bezopasnogo_povedengiya_doma.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Чеботарева Е.Н. воспитатель, ГБДОУ детский сад № 108, г. Санкт Петербург
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формированиеу ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Расширение пространства, в которомпроявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их
предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости -действовать.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной
ситуации на улице, дома. Формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:
- отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения
- применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка
- осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.
Детский сад, где я работаю, для формированию у детей основ безопасного поведения в быту,
Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности: наблюдение, сравнение, игра, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности -
отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные
моменты соблюдения правил безопасности. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых
местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели использую при изучении правил дорожного движения, правил поведения в природе, неосторожном обращении с огнем, пожаре. Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных
методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Еще одним методом, который я использую в своей практике, является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Игра-рисование представлет собой состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Например: девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя.
Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально,
практически участвовать в социальной жизни.
Предметная деятельность. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы,
нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Традиционно в нашем детском саду проводится неделя безопасного поведения. И это самое благоприятное время для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения. Мы проводим экскурсии к перекрестку и дороге, беседуем о правилах поведения на дороге и в транспорте, в группе играем с детьми в дидактические игры, закрепляем знания о дорожных знаках, читаем художественную литературу и рассматриваем иллюстрации о транспорте. В период проведения недели безопасного поведения активную помощь мы получаем со стороны родителей, которые изготавливают атрибутику для игровой деятельности. Участвуют в групповых выставках «Осторожно тонкий лед», «Пожароопасные предметы». Не забываем оформлять родительские уголки: выставляем папки – передвижки о правилах поведения на дорогах , улице и в быту.
На данном этапе закрепляются приобретённые знания детей о безопасности дорожного движения:
запрещающие и разрешающие знаки,
знаки сервиса,
сигналы светофора и их соответствие движениям регулировщика,
опасный перекрёсток и островок безопасности на нём,
место игр на улице и их виды,
правила поведения в общественном транспорте
и многое другое.
В результате полученных знаний у детей по безопасному поведению на улице, которые совершенствуются на практических занятиях и развлечениях в виде соревнований.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случиться такое, то найдет из нее выход.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
- формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.
Литература
1 Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2006
2 Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры - М.: Детсво-Пресс, 2010 - 128 с
3 Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009
4 Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром – М. , 1998
5 Авдеева, Н. Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - М.: АСТ, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...
Статья «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"
Статья "Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе
«Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе».( из опыта работы воспитателя младшей группы) Проблема безопасности жизнед...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей носит системный характер....
Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.
Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...