Буклеты с рекомендациями для родителей "15 игр с детьми, при психологической травме"
материал по обж
Психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации. Буклет с рекомендациями в помощь родителям и воспитателям ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Не называя воспоминания — дать метафору —просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф.
Ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку — которая, как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.
Ангел
Вырезать из бумаги ангела.
«Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить — я ищу опоры в чем- то большем, чем человеческие возможности».
Например, универсальный символ — ангел. Которого можно назвать (делая его более одушевленным и личным) повесить над кроваткой, на стене или сделать гирлянду из ангелов.
Строим домики
Детка ищет убежища в «изначально безопасном месте» — матке. С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки, такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой. Мне очень нравится телесная практика — «колыбелька», которая и возвращает контур безопасности и дает ресурс — взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что- то теплое в ушко.
Рисуем
Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ (но очень аккуратно — если известно, что дом ребенка был разрушен)
Кнопка радости
Телесная игра — кнопка радости. Для безопасного возвращения контакта с телом. Ребенок, не говоря партнеру, придумывает звук (песенку-шумелку). Задумывает место на теле — кнопку, которая бы, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук.
Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.
Крыло ангела.
Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку - можно положить правую руку на левое плечо. (Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу)
Грустное деревце.
Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит — и спросить, что для него сделать — поставить опору- палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) — ребенок получит необходимый ресурс.
Раскрасим
Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на «свободную тему». Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами. Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками» — спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап — капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.
Спокойствия и здоровья деткам и взрослым!
МАДОУ
«Детский сад «Улыбка» п.Таёжный»
Подготовила:
Педагог-психолог
Кочурова Анна Александровна
2017
15 игр для возвращения опоры, стабилизации при психологической травме
Опишу очень простые эффективные практики, которыми невозможно навредить. Все эти практики полезны также и для профилактики, и для «подлечивания» нашего взрослого «внутреннего ребенка».
Нашим деткам поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится «потеряшкой», уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей — очень быстро взрослея. И в первом и во втором случае не разряженное напряжение и нагрузка может разрядиться непредсказуемо в болезнь, в эмоциональной вспышке, в бурной реакции на что- то незначительное с нашей точки зрения.
При любой травматизации (больница, операция, ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) ребенок может терять контакт с какой- то из своих «частей» — не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Может бояться кого- то или чего- то, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию.
Рисуем ладошки
Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони — это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях — это первое «Я есть в мире». Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки — это ощущение и заполнение внутренней территории.
Ладошка — как мандола, возвращающая и укрепляющая «Я». Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. А затем, и его самости. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта — мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
Пряничный человек
Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно — нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать. Иногда с подростками мы обрисовываем контуры тела на обоях, можно купить промышленные игрушки, на которых можно рисовать и затем смывать нарисованное.
Лепка
С ними обязательно лепить — из глины, теста, хуже — пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.
Делаем куклы
Каждый раз, когда мы что- то «сотворяем» — мы сотворяем — творим, возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (или из губок для мытья посуды), вылепливание куколок и фигурок из теста- глины — все это очень действенная терапия.
Забота о кукле
В случае, если ребенок начал вести себя как дите более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность). Если в руках у ребенка окажется что- то, что «меньше» его, что- то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста — куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток — сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
Играем в дерево
Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, пританцовывать) цветы и деревья — уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в «выращивание великанских ног» — представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, помассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).
Что у тебя в руке?
Дети, пережившие травматизацию, пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и прочее. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль. Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках (роняя и ломая). Для того, чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность — нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).
Сейф для страхов
Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами: можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний.
Предварительный просмотр:
НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
При работе с чувствами и эмоциями ребёнка:
∗ Учить ребёнка выражать свои чувства (в том числе в связи с кризисной ситуацией).
∗ Учить ребёнка дифференцировать свои чувства (ощущать их разнообразие). ∗ Тренировать сензитивность (чувствительность) ребёнка.
∗ Развивать ощущение телесной самости, безопасного восприятия физического контакта.
При работе с когнитивными схемами (способами мышления):
∗ Учить ребёнка осознавать свои чувства и эмоции. В том числе связанные со взаимоотношениями с другими людьми.
∗ Развивать у ребёнка умение вырабатывать свои суждения о том, что нравится или не нравится.
∗ Формировать у ребёнка позитивное отношение к собственным переживаниям.
∗ Учить ребёнка ориентироваться в проблемах.
∗ Учить ребёнка осознавать особенности своих взаимоотношений с другими людьми.
При работе с поведением ребёнка, его взаимоотношениях с другими:
∗ Развивать у ребёнка умение слушать.
∗ Учить ребёнка высказывать свою точку зрения (умение говорить «нет»).
∗ Формировать умение принимать решение, приходить к компромиссу.
∗ Учить аргументировать и отстаивать свои решения.
∗ Развивать навык установления контакта с другими людьми.
Для того чтобы сформулировать программу коррекционной работы с ребёнком, необходимо составить представление об уровне развития каждой из его психических функций. При этом важно исследовать каждую функцию с помощью как минимум двух методик. Проведение диагностики необходимо для определения способности ребёнка к адаптации, устойчивости к стрессу. Так например, травмированный ребёнок, у которого наблюдаются отклонения в психическом развитии (гиперактивность, дефицит внимания, задержка темпа психологического развития и т.д) нуждается в психологической коррекции с преимущественным использованием невербальных двигательных методик (глазодвигательные, дыхательные упражнения, релаксации, упражнения с правилами).
Итогом этапа первичного обследования и диагностики является определение ведущих проблем ребёнка и выбор адекватных и эффективных методов работы с этими проблемами. Такое фокусирование проблемы подобно мишени, на работу с которой направлены основные силы как психолога, так и ребёнка.
Желаю успехов!!!
МАДОУ
«Детский сад «Улыбка» п.Таёжный»
ПАМЯТКА
«Помощь ребёнку в кризисной ситуации.»
Подготовила:
Педагог-психолог
Кочурова Анна Александровна
2017
Особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации
Планируя работу с ребёнком попавшим в кризисную ситуацию, психолог может поставить перед собой следующие цели:
♦ Освобождение ребёнка от чувств страха, смущения, безнадёжности;
♦ Восстановление нормального для конкретного ребёнка психологического состояния ( того, в котором он находился до кризиса);
♦ Привлечение внешних источников помощи и актуализации внутренних ресурсов ребёнка;
♦ Формирование и развитие у ребёнка новх установок, способов поведения, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справиться с кризисными ситуациями.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ:
Психологическая работа с ребёнком в кризисной ситуации обязательно должна включать в себя несколько этапов:
⇒ Подготовка к работе.
⇒ Составление примерного плана работы.
⇒ Установление контакта с ребёнка, восстановление вместе с ним картины произошедшего.
⇒ Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребёнком кризисной ситуации:
∙ Его физического (соматического) состояния;
∙ Качества его настроения;
∙ Его поведения и общего психологического состояния.
⇒ Диагностика особенностей психологического развития ребёнка:
◊ Познавательной сферы личности;
◊ Эмоционально-личностных отношений;
◊ Акцентуаций характера и психических отклонений.
⇒ Выстраивание стратегии работы с ребёнком, выявление основных направлений этой работы.
Выявление основных направлений работы:
♦ В поведенческой сфере. В сфере взаимодействия с другими:
Эгоцентризм, избегание решения проблемы, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям или чрезмерная угодливость, сексуализированное поведение.
♦ В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная устойчивость и частое возникновение тревоги и депрессии, сниженная и нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность.
♦ В мотивационно - потребностной сфере: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, принадлежности, невозможность простроить временную перспективу.
♦ В когнитивной сфере: наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика» :
∗ «произвольное отражение» - («я супермен», «я неудачник»)
∗ «селективная выборка» - «меня никто в садике не любит, так как я….»
∗ «чрезмерное обобщение» - («всё что я делаю—плохо»)
∗ «Чёрно-белое мышление» - “очень хорошо—очень плохо», “мир или чёрный или белый»
∗ «персонализация» - «они смеются не просто так, они смеются надо мной»
∗ Преувеличение негативных событий и минимизация позитивных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.
Рекомендации родителям и воспитателям....
Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.
Рекомендации педагогам и родителм....
Психологические травмы у детей
Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое собы...
Презентация выступления на общем родительском собрании"Психологические травмы у детей".
Целью выступления является ознакомление родителей и педагогов о детских психолгических травмах и их взаимосвзи с воспитанием ребенка в семье. С каждым годом возрастает количество детей , у которых про...
Психологические травмы у детей
Ребенок получил психологическую травму, что делать, как помочь......
Эмоциональное насилие-причина психологической травмы.
Какие действия относят к эмоциональному насилию по отношению к ребенку. Профилактика эмоционального насилия в семье...
Директивы родителей, приводящие к психологическим травмам
Анализ родительских представлений, которые приводят детей к психологическим травмам...