Директивы родителей, приводящие к психологическим травмам
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Анализ родительских представлений, которые приводят детей к психологическим травмам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл direktivy_roditeley.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Многие люди, будучи уже взрослыми, пытаются разобраться в себе, решить внутриличностные конфликты, даже не подозревая, что многие, если не большинство из них идут из детства. Есть теория, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем «внушения» от родителя к ребенку в раннем детстве. Родители передают детям свои «родительские представления» (директивы) о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с родителями и старшими, даже не задумываясь о том, что их «представления» не только являются причиной их собственных проблем, но и могут сломать всю жизнь ребенку.

Директива - скрытый приказ родителей, за неисполнение которого ребенок будет наказан. И наказание за неисполнение этой директивы следует не явное (например, физическое наказание), а косвенное - через чувство вины.

Ребенок как бы наказывает сам себя чувством вины перед родителем, внушившим ему такую установку. Многие из этих родительских директив и являются основой детской психологической травмы и не дают нам жить нормально во взрослой жизни.

Хотелось бы отметить некоторые из них. Имеющие место в воспитании, эти директивы приводят к психологическим травмам.

1. Не живи!

Такую директиву внушают те родители, которые показывают или рассказывают ребенку, как много проблем он им принес, появившись на свет, как тяжело им пришлось в период после его рождения, как он часто болел, сколько переживаний и горя он им причинил своим поведением, сколько бессонных ночей и нервов было на него потрачено. Слыша такое от родителей, ребенок понимает все буквально: «Родителям со мной тяжело. Лучше бы я умер, это избавит их от всех проблем». Выполняя этот родительский «приказ», ребенок сначала «как бы случайно» начинает разбивать коленки и ломать руки, а, вырастая, находит другой способ саморазрушения - алкоголь, курение, наркомания и экстремальные виды спорта.

2. Не будь самим собой!

Человек с этой директивой постоянно не удовлетворен собой. Он все время хочет быть похожим на кого-то другого. А вызывается неудовлетворенность родительскими высказываниями типа: «Вот посмотри на Анечку, она младше тебя, а уже много умеет», «Будь похожим на…», «Вот посмотри, как ведет себя этот мальчик и бери с него пример». Вырастая, такой человек становиться очень критичным к себе. Будучи постоянно неудовлетворенным собой и мотивированным такими родительскими высказываниями на зависть кому-то или чему-то, он начинает убегать от самого себя, надевать маски тех, кого считает лучше себя, себя же при этом считая ничтожеством. Есть еще одна причина укоренения такого сообщения от родителей в подсознании, когда родители ожидали ребенка другого пола и не постеснялись неоднократно сообщить это своему чаду: «Мы так ждали мальчика, а появилась ты», «Мы хотели Анечку, а получился Антон».

3. Не будь ребенком!

Родители часто повторяют: будь серьезным, не дурачься, что ты ведешь себя как маленький, ты уже взрослый, пора тебе поумнеть и все в таком роде. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои «детские» желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми, как со своими, так и с чужими, потому что он «взрослый».

4. Не расти!

Такую директиву создают своим детям родители, рассуждающие так: «Вот повзрослеет сынок (дочка), создаст свою семью, и я уже никому не буду нужен». Такие родители просто привыкли жить жизнью детей и уже забыли, как жить собственной, поэтому не представляют, что они будут делать, когда дети их «покинут». Такие родители «внушают» своим детям, что детство - это самое прекрасное, что у них будет. Ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям.

5. Не думай!

Такой «приказ» могут дать родители через фразы типа: «Не умничай», «Меньше думай, больше делай», «Хватит мечтать о небесных кренделях» и подобных. В итоге, дети, вырастая, не способны решать трудные проблемы, которые требуют стратегии. Разного рода «странные мысли» такой взрослый заглушает алкоголем и развлечениями.

6. Не чувствуй!

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства и эмоции и запрещают проявлять, к примеру, страх или злость своему ребенку. Ребенок приучается «не слышать» сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. «Не сахарный, не растаешь», «Терпи, перестань ныть, ты же мужчина». И ребенок в итоге начинает думать, что чувствовать - это «плохо» и «нельзя». И внешне перестает чувствовать. Впоследствии это может стать причиной очень серьезных психосоматических заболеваний, поскольку сами эмоции никуда не деваются, а оседают глубоко внутри.

7. Не достигай успеха!

Или

Будь самым лучшим!

Эти два полюса всегда идут рядом. С одной стороны, родители хотят гордиться своим ребенком и расстраиваются, если он не оправдывает их надежд: «Если закончишь четверть с «тройками», то …». Так ребенка приучают, что все надо заслужить. Уже потом, во взрослой жизни, не раз столкнувшись с неудачами и потерпев поражение, мы понимаем, что где-то глубоко внутри «достигнуть успеха» для нас означает -- приносить родителям несчастья и зависть.

8. Никому нельзя верить!

Фразы родителей «Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только мне» ребенок понимает примерно так: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный. Будучи взрослым, такой человек может иметь серьезные проблемы с доверием, а, значит, проблемы в личной и сексуальной жизни.

9. Не делай!

Сверхзаботливые и осторожные родители не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки. «Не трогай кошку - поцарапает», «Не лазай по деревьям - упадешь». В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Естественно, ребенок даже не догадывается, что его страхи - лишь послушное следование директиве, смысл которой: «Не делай сам, это опасно. Подожди меня». Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

На самом деле, это лишь одни из немногих психологических травм детства. Секрет нерушимости родительских приказов в том, что человеку невероятно тяжело отказаться от убеждений, которые нам внушили родители.


Список использованной литературы

1) Бегоян А.Н. «Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление» // Психотерапия. - 2013, № 5- С. 59-62.

2) Джеральд Ньюмарк "Как воспитать эмоционально здоровых детей".

3) Лоренц К. «Агрессия (так называемое «зло»)»/ Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994.

4) Зигмунд Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» Изд-во Фолио, 2010.

5) Фромм А, Гордон Т. «Популярная педагогика». - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.

6) Богачева О., Дубягин Ю., «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления»

7) Дозорцева Е.Г. «Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция» М.: Генезис, 2006 - 128 стр.

8) «Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика» М.: Смысл, 2007. - 312 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.

Рекомендации родителям и воспитателям....

Психологические травмы у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое собы...

Презентация выступления на общем родительском собрании"Психологические травмы у детей".

Целью выступления является ознакомление родителей и педагогов о детских психолгических травмах и их взаимосвзи с воспитанием ребенка в семье. С каждым годом возрастает количество детей , у которых про...

Буклеты с рекомендациями для родителей "15 игр с детьми, при психологической травме"

Психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации. Буклет с рекомендациями в помощь родителям и воспитателям ДОО...

Психологические травмы у детей

Ребенок получил психологическую травму, что делать, как помочь......

Эмоциональное насилие-причина психологической травмы.

Какие действия  относят к эмоциональному насилию по отношению к ребенку. Профилактика эмоционального насилия в семье...