Психологические травмы у детей
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Ребенок получил психологическую травму, что делать, как помочь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_travmy_u_detey_kmo.docx | 33.43 КБ |
skazka_dlya_detey.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические травмы у детей
Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для ребенка события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое событие, а источников существует огромное количество.
Как бы мы ни хотели оградить малыша от психических травм, жизнь неожиданно преподносит неприятные сюрпризы: пожары, стихийные бедствия, нападения, переезды. Дети могут стать свидетелями или столкнуться с событиями, которые несут угрозу смерти или серьезных травм. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов. Эта ситуация усугубляется в девстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.
Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан. Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”. Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.
Но насколько сильно влияют психологические травмы на дальнейшую жизнь? Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провела исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.
В. В. Ковалев выделяет следующие психотравмирующие факторы у детей:
- Шоковые психические травмы. Они внезапны, отличаются большой силой и угрожают жизни или благополучию. Чем младше ребенок, тем больше неожиданных ситуаций может стать для него психотравмирующими: нападение животного, удар грома, появление чужого и т.п.
- Психотравмирующие ситуации психологически очень значимые и имеющие кратковременное действие: утрата или болезнь члена семьи, ссора со сверстниками и т.п.
- Хронически действующие психотравмирующие ситуации, которые затрагивают основные ценностные ориентации ребенка: семейные конфликты, противоречивое воспитание и т.п.
- Эмоциональная депривация, которая препятствует формированию у ребенка привязанности: разлука с матерью, неспособность матери создать эмоционально теплую атмосферу и т.п.
Разделяют 3 подвида посттравматических стрессовых расстройств:
- Острое расстройство– развивается до 3-х месяцев после травмирующей ситуации
- Хроническое расстройство - более 3-х месяцев с момента травмирующей ситуации
- Отсроченное расстройство – после 6 и более месяцев после травмирующей ситуации
Группа симптомов, имеющих отношение к психической травме, получила название «посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)».
Характерные симптомы после психической травмы:
- Навязчивое повторное переживание событий.
- Стремление избежать всего, что может напомнить психическую травму.
- Общее психологическое возбуждение, которое не наблюдалось раньше.
- Очень часто у детей возникает заикание, которому предшествует мутизм.
- В связи со стрессом может появиться ночной энурез.
- Могут появиться соматические заболевания.
- Расстройство пищевого поведения, сна, а также отказом принять нового воспитателя.
Вероятность того, что стрессор вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматичности события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее травма, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. В том случае, если сразу после стресса переживания носят острый характер (учащенный пульс, повышенное кровяное давление, тревога, паника), если какое-то событие вызвало сильное потрясение, то в дальнейшем существует большая вероятность развития ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент (например, смерть члена семьи), но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени. Сочетание психического и физического насилия над ребенком усугубляет тяжесть расстройства, и может привесить к посттравматическому расстройству личности, которое возникает на протяжении все жизни. . Полезно сравнить психические травмы с физическими. Любой ребенок в ходе своего взросления получает ссадины и царапины, синяки и шишки, ушибы и ожоги. Ребенок не может миновать в своем развитии тех или иных травм, но может быть в значительной степени огражден от травм наиболее тяжелых как физических так и психических.
Факторы риска возникновения у ребенка сильной реакции на психическую травму:
- Нервно-психические нарушения. Наиболее подвержены действию психотравмы дети пассивные, замкнутые, инертные, чрезмерно реактивные или аффективные и имеющие те или иные отклонения в нервной системе.
- Наличие в анамнезе предшествующей психической травмы (особенно если она похожа на текущую).
- Нарушения в семейных отношениях.
Необходимо знать, что интенсивность и частота проявлений посттравматических реакций со временем ослабевает. Члены семьи ребенка, который перенес психическую травму, становятся сожертвами. Вспышки пережитого в сознании являются нормальной реакцией на пережитые травматические переживания. Эти вспышки могут запускаться всем, что напоминает о психической травме (увиденным, звуками, запахами и т.п.). Восстановление после травмы происходит постепенно, поскольку этот полученный негативный опыт психике ребенка необходимо пережить.
Помощь ребенку, пережившему психическую травму, имеет три последовательно осуществляемые стадии:
- Установление безопасной атмосферы.
- Работа с переживаниями.
- Включение в обычную жизнь.
Реакции на психическую травму у детей имеют возрастные отличия. Соответственно и оказание психологической помощи ребенку дошкольного возраста должно иметь свои особенности.
Характерные симптомы у детей 3—7 лет после психической травмы
- Поведенческие изменения (беспомощность, пассивность, гнев, враждебность, вспышки раздражительности и упрямства, перепады настроения) являются своеобразным способом, которым ребенок говорит о психической травме. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью. Дети воспринимают мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. С чувством незащищенности тесно связана тревога и недоверие к будущему, ожидание чего-то «плохого». Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.
Стыд, низкая самооценка и чувство вины. Из-за ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство ущемленного достоинства. Низкая самооценка детей проявляется в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Дети испытывают и чувство вины: они считают себя виновными за то, что с ними случилось. Можно предположить, что такого рода чувство носит защитный характер и служит уменьшению тревоги.
Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Фрустрация этих потребностей, естественно, вызывает ответный гнев и повышение уровня агрессии. Как правило, не находя источника, вызывающего агрессию, дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств. - Усиление страхов, в особенности страха одиночества и темноты. Появление или усиление страха перед засыпанием и страшных снов без распознаваемого содержания. Страх выполняет защитную функцию и, следовательно, имеет целесообразный характер. На разных возрастных этапах ребенку свойственны различные «нормальные страхи». В отличие от «нормальных страхов», возникшие в результате травмы невротические страхи, с одной стороны, имеют сверхсильную (паническую) интенсивность, с другой — они длительны во времени и поэтому деструктивны по своему характеру. Травматические сновидения и нарушения сна. Травматические повторяющиеся сновидения — один из признаков «неизжитого», все еще не преодоленного травматического опыта. Травматические сны различаются тем, сколько точно они отражают травмирующее событие. Сновидение может воспроизводить случившееся полностью или же с изменениями, а возможно и не точно. Но в любом случае травматический сон вызывает тягостные эмоции (выкрики, бормотание, плач, вскакивание с постели, хождение во время сна). Часто наутро ребенок не помнит, что ему приснилось. Кошмарные сны и связанные с ними реакции могут быть присущи и не травмированным детям, но при повторяющемся характере
и продолжительности это следует считать признаком травмы. - Проигрывание переживаемого события. Травмированный ребенок стремится к уединению, глубоко погружаясь в воспоминания, связанные с травмой. Как правило, этот период связан с некоторым снижением контактности и потребности в общении, даже если ребенок ранее был социально активным.
Травматические игры и повторяющиеся действия. Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок чаще всего олицетворяет самого себя. Травматическая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:
1. Прежде всего, обыкновенная игра сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием и настолько приближается к сюжету травмы, что вызывает тревогу и страх.
2. Обычная подражательная игра является целесообразным поведением — служит развитию и социализации ребенка, для этого включает
в себя широкий диапазон ролей (мама, папа, врач, воин и др.). Чем больше ролей «примеряет» к себе ребенок, тем больше он развивается. В противоположность этому, травматическая игра нецелесообразна. Она повторяется с характерной для навязчивости непреклонностью и монотонностью — не подвержена импровизации, в точности повторяет сюжет травмы. Ребенок здесь играет самого себя и отягощается отрицательными эмоциями. - Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме.
- Тревожная привязанность к членам семьи.
- Познавательные трудности. Проблемы внимания, памяти, обучения. Невыплаканный травматический опыт — психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для человека, тем более ребенка, эта актуализация — довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции, на обуздание болезненных эмоций. Это, естественно, накладывает отпечаток на познавательную активность — внимание становится рассеянным, возникают трудности сосредоточения, снижается объем памяти, может возникать «вязкость» мышления.
- Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез и т.п.). Психосоматические нарушения. У травмированного ребенка можно встретить такие психосоматические нарушения, как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Потому в процессе психосоциальной реабилитации важно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.
Появление данных симптомов (даже одного-двух) является очень тревожным признаком. В практическом плане, для того, чтобы определить, является ли необычное поведение ребенка травматической реакцией, специалисту необходимо поговорить с ребенком о прошедшем, возможно напугавшем его событии, и обратить внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова. Травмированный ребенок не захочет, чтобы ему напоминали об этом событии, он будет стараться избегать разговоров на эту тему, отвечать молчанием или, напротив, станет еще более возбужденным и беспокойным.
Симптомы могут носить скрытую форму, не проявляясь, не беспокоя, накапливаясь иногда в течение длительного времени. Далее возможна внезапная манифестация симптомов в стрессовой ситуации, в результате несчастного случая или (что тоже возможно) неожиданно, без видимых причин. Подобный вариант зачастую осложняет понимание родителями происходящего с ребенком. Подобные проявления требуют не только точной психологической диагностики, но и психотерапевтической помощи ребенку, т. к. многие симптомы, имея способность «закрепляться» в детском возрасте, затем оказывают влияние на всю жизнь человека, формируя деструктивные психологические защиты.
Детей переживших травматические события условно разделяют на 4 категории:
- Компенсированные – которые нуждаются в легкой психической поддержке на уровне семьи.
- Дезадаптация легкой степени ребенок нуждается в психической поддержке на уровне семьи и профессиональной помощи психолога.
- Дезадаптация средней степени ребенок нуждается в психической поддержке на уровне семьи и профессиональной помощи психолога и фармакологической коррекции. Присутствуют пограничные психические состояния (постоянное чувство страха, тревоги, агрессии)
- Дезадаптация тяжелой степени – требует длительного лечения и восстановления, выраженное нарушение психики, необходимо вмешательство психиатра.
После психической травмы ребенок теряет равновесие, как в физической, так и в когнитивной, и в эмоциональных сферах, и наша задача помочь малышу это равновесие восстановить .Для помощи детям, пережившим, травматическую ситуацию в основном используют арт-терапию (чаще всего ребенок выполняет рисунки, в темных тонах используя черный, коричневый и серые цвета), сказкотерапию (переживание ситуации при помощи сказки).
Предварительный просмотр:
Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям.
Расставание
В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:
- Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.
Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:
- Вставай, соня, день уже начался.
- Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.
Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.
- Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?
Филин задумался.
- Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.
- Даже тебе?
- Даже мне.
- Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.
- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.
- Но если ему плохо, почему он не вернется?
- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.
- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?
- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.
- Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.
- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.
- Это как у лисенка? От них ушла мама.
- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.
- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.
- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.
- Я понимаю, но от этого не легче.
- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.
- Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.
- Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.
Там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
12 | |
Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей) Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат. — Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра. Когда с салатом было покончено, Ами спросила: — Мама, а где папа? Зебра Ами немного расстроилась, но потом успокоилась и отправилась погулять. Во время прогулки Зебра Ами нашла у самого краешка леса укромный утолок-полянку между полем и лесом. С одной стороны росло могучее дерево, которое отделяло полянку от поля, а от леса ее закрывали кусты, на которых росли сладкие ягоды. «Это волшебное тайное место будет моим», — подумала маленькая Зебра Ами. Следующим утром Ами проснулась в своей кроватке. Ей было так приятно нежиться на теплой мягкой перине из зеленой травушки-муравушки, что она решила еще немного полежать. Вдруг из соседней комнаты она услышала голоса родителей. Родители говорили тихо — они не хотели будить Ами. Но Зебре Ами вдруг стало нехорошо — она почувствовала, что родители ругаются. Она подумала: «Может, они делят какую-то вещь, которая нужна им обоим?» Неожиданно ее раздумья нарушил Папа-зебра, который, постучавшись, вошел в комнату. — Доброе утро, моя доченька! — весело сказал он, но Ами уловила грустные нотки в его голосе. — Привет, пап! — воскликнула она и радостно запрыгала вокруг Папы-зебры. — А я вчера ждала тебя весь день. — Ну, извини. Вчера никак не мог вырваться, очень много работы — скачки, сама понимаешь. Но сегодня я целыйдень буду только с тобой! Поднимайся! Мы ждем тебя к завтраку. После семейной трапезы Зебра Ами и Папа-зебра отправились на прогулку. Они взбегали на холм и, смеясь, неслись с него наперегонки сквозь высокую траву, которая приятно щекотала мордочку и полосатые бока. День прошел весело и быстро. А вечером Папа-зебра снова куда-то ушел. За ужином Мама-зебра пыталась выглядеть беззаботной и радостной, но ее глаза все равно оставались грустными. — Мам, ты грустишь о папе, о том, что он не с нами? — спросила Ами. — Доченька моя, — начала Мама-зебра, — мы с твоим папой решили жить отдельно. Однако я знаю, как сильно ты его любишь. И он тоже любит тебя. Поэтому Папа-зебра сможет приходить к тебе по выходным. Зебра Ами, конечно, догадывалась, чувствовала, что от нее что-то скрывают. Но услышанное все равно сильно огорчило ее. Ами было жалко своих родителей. Ей казалось, что ее прежде такая счастливая жизнь разбивается на много мелких кусочков... Слезы застилали ей глаза, а в горле стоял горький ком. Душа ее разрывалась от горя, Ами выбежала из дома и, не разбирая дороги, пустилась вскачь. Мама-зебра попыталась ее догнать, но не смогла, и бегущий силуэт маленькой лошадки растаял в ночи. Встревоженные родители Зебры Ами вместе отправились на розыски дочки. — Я думаю, что знаю, где она, — сказал Папа-зебра жене, — не отставай, нужно спешить. Скоро родители Зебры Ами оказались у могучего дуба. Они услышали плач своей маленькой дочки, раздвинули широкие кусты и подошли к ней. Они снова оказались все вместе. — Как вы меня нашли? — спросила Ами, вытирая глаза. — Когда я был маленьким, я тоже любил этот укромный уголок. Я сразу подумал, что тебе уже знакомо это место, доченька моя! — сказал Папа-зебра. — Неужели вы с мамой больше никогда не будете вместе?! — воскликнула Зебра Ами. — Понимаешь, наша жизнь как наша окраска. Есть светлые, веселые, счастливые минуты, часы, дни, годы. Но есть и время, когда приходится грустить, плакать, расстраиваться. Это время похоже на черные полосы у нас на боках. Но ты должна знать, что после черной полосы всегда идет белая. И беда уйдет! Мы с Мамой-зеброй не можем быть вместе и будем жить в разных местах, но мы можем быть с тобой. Мы любим тебя. И в горе, и в радости, независимо от того, какого цвета полоса нашей жизни, мы вместе. А сейчас нужно идти домой. — И три черно-белые лошадки мирно пошли рядом, покачивая полосатыми боками. Вопросы для обсуждения и задания
Коррекционное воздействие сказки Сообщать малышу о том, что папа с мамой больше не могут жить вместе, особенно тяжело. Эта сказка может стать своего рода объяснением такой ситуации. Родители Зебры Ами стараются выйти из сложной ситуации расставания с максимальной заботой о своей дочке. Они понимают ее чувства и стараются как можно понятнее объяснить ей, что происходит. Метафорой разных жизненных ситуаций, не всегда радостных и приятных, выступают черные и белые полосы в окраске зебр. Сказка учит принимать не только радостные, но и печальные события, которые возникают у любого человека в течение жизни и взросления. За черной полосой непременно будет белая, и это дает надежду. Лучше читать ребенку эту сказку в присутствии и мамы, и папы — так он лучше воспримет информацию, поймет, что, несмотря ни на что, родители любят его и в их отношении к нему ничего не изменится. |
Принцесса двух королевств
В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью.
По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно не было короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее.
Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.
Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги.
С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.
Сказка для детей, переживших утрату
У детей до 5 лет нет устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Для ребёнка в этом возрасте умереть означает продолжить существование в какой-то другой форме. В 5 лет ребёнок реагирует на смерть не только страхом и протестом, но и любопытством. Дети сравнивают смерть со сном, при этом начиная понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обыденной жизни. Большинство ребят осознает, что смерть необратимое явление для всех живых существ. Об отношении детей к смерти, о страхе смерти мы поговорим позже.
Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. Терапевтические сказки направлены на описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни. Рассказывая подобные сказки можно опираться на образ ангела, старой бабушки, мудреца, учителя и т.п.
В таких сказках нет советов, в них присутствует идея бесконечности жизни.
Такие сказки просто рассказывают, редко обсуждая…
Мудрец
Высоко в горах, где снежная зима принимает в гостях жаркое лето, жил старик. Каждый день к нему приходили люди. Они поднимались в горы по извилистым тропам, скользили по отполированным камням, цеплялись за корни растений, чтобы увидеть старца, рассказать ему свою историю и услышать мудрый совет или наставления.
После возвращения домой визитёры делились впечатлениями. Одни говорили, что Мудрец настолько стар, что давно не считает своих лет. Другие говорили, что он молод, просто волосы его покрылись снегами из-за испытаний, которые ему пришлось пережить. Третьи были уверены, что они общались с женщиной, а не с мужчиной. Но все были едины в одном – советы Мудреца помогали жить дальше, его слова вселяли надежду, его добрый взгляд и улыбка придавали уверенность и силу.
Облака
Однажды к Мудрецу привели печального мальчика. Уже две недели, после смерти любимой бабушки, он не спал и не ел, перестал улыбаться и играть с другими детьми.
Взял старец мальчика на свои колени и тихо-тихо заговорил: «Посмотри на небо… Видишь там облака, маленькие и большие. Жизнь людей похожа на облака… Сначала в небе рождается маленькое облачко. Оно гуляет по небу и набирается сил. Становится всё больше и старше. Когда облако становится очень большим и старым, оно проливается на землю дождём… Некоторые люди думают, что облако пропало, растаяло, умерло… На самом деле это не так. Дождь, рожденный облаком, наполняет речки, моря и океаны. Позже вода из этих речек, морей и океанов, согретая солнцем, снова поднимется вверх, и в небе родится новое маленькое облачко».
Мудрец замолчал, молчал и маленький мальчик, он спокойно спал.
По материалам из книги Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» - СПб.: Речь; М.: 2008. – 118 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.
Рекомендации родителям и воспитателям....
Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.
Рекомендации педагогам и родителм....
Психологические травмы у детей
Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое собы...
Презентация выступления на общем родительском собрании"Психологические травмы у детей".
Целью выступления является ознакомление родителей и педагогов о детских психолгических травмах и их взаимосвзи с воспитанием ребенка в семье. С каждым годом возрастает количество детей , у которых про...
Буклеты с рекомендациями для родителей "15 игр с детьми, при психологической травме"
Психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации. Буклет с рекомендациями в помощь родителям и воспитателям ДОО...
Эмоциональное насилие-причина психологической травмы.
Какие действия относят к эмоциональному насилию по отношению к ребенку. Профилактика эмоционального насилия в семье...
Директивы родителей, приводящие к психологическим травмам
Анализ родительских представлений, которые приводят детей к психологическим травмам...