Статья по формирование основ безопасности жизнедеятельности для дошкольников.
статья по обж (средняя группа) на тему

Олесова Светлана Александровна

Статья по ОБЖ (пожарная безопасность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_statya_pozhar.docx2_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пожар - это опасно!

Известно, пожары часто начинаются по вине детей, которые нередко сами становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Долг родителей и воспитателей - уберечь их от опасности. Чтобы не случилось беды, мы знакомим детей с правилами противопожарной безопасности, рассматриваем  иллюстрации и плакаты, читаем рассказы соответствующего содержания, демонстрируем, что надо делать, чтобы уцелеть во время пожара, учим вызывать помощь.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому мы  даём ребёнку элементарные знания основ безопасности.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто усвоенние знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности».

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато:

1.Заинтересовываем детей вопросами безопасности;

2.Постепенно вводим правила безопасности в жизнь детей;

3.Показываем разнообразие их применения в жизненных ситуациях; 4.Упражняем дошкольников в умении применять эти правила.

Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.

Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Педагог должен убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать.

Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, спичкам, свечками.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.        

Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, знакомим с тем самым его с мерами пожарной безопасности, формируем элементарные знания об опасных последствиях пожаров, учим осторожно, обращаться с огнем.

Пожар - ситуация, оказавшись в которой каждый может растеряться, запаниковать. Ребенок должен усвоить элементарные правила поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать.

Своих дошкольников знакомим с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями, о правилах пожарной безопасности.

В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:

-Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

-Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);

-Наглядные (наблюдения, плакаты, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).

Для каждого возраста и уровня восприятия педагог применяет свои методы обучения безопасному поведению.

Конспект НОД в средней группе.

« Спички детям не игрушки »

Интеграция образовательных областей: безопасность,  познание, ознакомление с художественной литературой, художественное творчество, социализация, здоровье, коммуникация.

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи. Продолжать знакомить с правилами противопожарной безопасности; уточнить представление о необходимости безопасного обращения с огнём; развивать чувства ответственности за свои поступки, способность к взаимопомощи; формировать представление о профессии пожарного; воспитывать уважение к труду пожарного, стремление оказать посильную помощь в различных ситуациях.

Предварительная работа:

Беседы по правилам пожарной безопасности;

Оформление выставки рисунков по пожарной безопасности (совместно с родителями);

Игра «Вызови пожарных» (Набери номер и назови свой адрес, фамилию, имя, где горит);

Экскурсия в пожарную часть: встреча с пожарными, рассматривание пожарной машины; спецодежды пожарных;

Тематические картинки и альбомы для рассматривания с изображением различных пожароопасных ситуаций;

Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Рисование: «Спички детям не игрушки» (совместная работа детей и с родителей).

Материал. Макет деревянного дома с языками пламени, плакаты по теме, мягкие модули («полоса препятствия»), ведёрки для переноса воды, мультимедийное оборудование для просмотра видеосюжетов.

Ход путешествия.

На столе – макет деревянного домика.

Воспитатель.

Тили –тили –тили –бом!

Загорелся Кошкин дом!

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Поскорей, без проволочек

Наливайте воду в бочки!

Тили –тили –тили –бом!

Загорелся Кошкин дом!

Всем хорошо знакомы эти строки. А вы узнали, из какого они произведения? Кто автор? Что случилось с кошкой? Отчего загорелся новый дом? Кто тушил пожар? Из чего был построен Кошкин дом ? (ответы.)

Дома на Руси тоже строили из дерева, и, к сожалению, в них часто случались пожары. От одного дома огонь перекидывался на другой и прекращался только тогда, когда всё вокруг выгорало. Пожар на Руси  был страшным бедствием. А из чего строят дома сейчас? (ответы.) Но пожары и сегодня всё-таки возникают. Отчего это происходит?

Совместно с детьми рассматриваем плакаты и читаем правила.

- Не баловаться со спичками, зажигалками.

- Не включать одновременно большое количество электроприборов.

- Уходя из дома, выключать их.

- Не подходить близко к открытому огню.

- Не сушить вещи над плитой.

- Не зажигать свечи и бенгальские огни без взрослых.

- Фейерверки зажигают только на улице и только вместе со взрослыми.

- В деревне или на даче не открывать печную заслонку.

Воспитатель. Эти правила необходимо выполнять, и тогда беда не случится. Кто приходит на помощь, если пожар всё-таки возник? Как пожарные могут узнать о вашей беде? (ответы.) Сегодня у  нас в гостях пожарный инспектор.  Он расскажет о своем нелегком  труде.

Рассказ инспектора, просмотр и анализ видеосюжетов.

Воспитатель. Каждый пожарный – герой. Ведь он постоянно рискует своей жизнью, чтобы помочь другим.

Мы знаем, что пожар – беда,

Но все же случается порою.

Пожарные спешат тогда,

Чтоб быстро справиться с бедою.

Проводится игра «Подбери слово».

 Воспитатель. Пожарные… Какие они? Верно, смелые, сильные, ловкие, отважные, дружные; они всегда готовы прийти на помощь. Мы с вами ходили на экскурсию в пожарную часть (раскладушка с фотографиями). Видели, как работают пожарные, какая техника им помогает. Предлагаю стать пожарными и затушить воображаемый пожар водой.

Проводится эстафета «Мы – пожарные!»

Воспитатель. Пожар потушен. Давайте вспомним правила поведения при пожаре.

Рассматривания плаката.

- Если огонь небольшой, можно затушить его водой, если это не электроприбор, или набросить на огонь плотную ткань, одеяло.

- Если пламя не удалось потушить, убегай в безопасное место и позвони в пожарную часть по номеру 01 или попроси об этом взрослых.

- Если не можешь убежать из горящей квартиры, звони по телефону 01,112 и сообщи точный адрес. Громко зови на помощь.

- При пожаре опасен не только огонь, но и дым. Внизу его меньше- прибирайся к выходу ползком.

- Нельзя прятаться в шкафах, под кровать: тебя могут не найти.

- Когда придут пожарные, во всём слушайся их. Они знают, как тебя спасти.

Воспитатель. Все правила необходимо не только знать, но и выполнять.

Проводится игра «Это я, это я, и со мной мои друзья!».

Воспитатель. Если согласны, отвечайте этими словами; если не согласны – топайте.

- Кто из вас, заметив дым, набирает 01?

- Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?

- Кто любитель по старинке над огнём сушить ботинки?

- Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?

- Кто дым увидев, не зевает и пожарных вызывает?

 - Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?

- Кто правила знает и всегда их соблюдает?

Воспитатель. Сегодня вы были очень внимательны, но правила надо не только знать, но и соблюдать, чтобы не случилось беды.

С.Олесова,

Воспитатель ГБОУ ООШ №28

(Структурного Подразделения

Детский сад №14),

город Сызрань, Самарская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

Статья "Влияние семьи на формирование основ ЗОЖ у дошкольников"

Как бы не старались воспитатели и специалисты в дошкольном учреждении воспитывать у детей желание заниматься физкультурой и прививать основы ЗОЖ, главенствующая роль в этом принадлежит семье дошкольни...

статья "Проблема формирования основ музыкальной культуры у старших дошкольников"

В данной статье затрагиваются вопросы формирования основ музыкальной культуры старших школьников. Задача научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится все более  сложн...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Статья "Формирование основ безопасного поведения дошкольников с использованием ИКТ"

    По результатам статистики ежегодно происходят десятки тысяч чрезвычайных ситуаций на дорогах, в быту, в природе с участием детей и подростков. Именно поэтому безопасность детей ос...

Статья на тему: «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья «КЛАССИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»...