Статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в условиях внедрении ФГОС ДО"
статья по обж по теме

Шестухина Ирина Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в условиях внедрении ФГОС ДО

   Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.    Вопросы  формирования основ безопасности детей  дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

    При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

- достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- организация наблюдений за поведением носителя нормы;

- включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

   В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л.С.Выготский). Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Исследователи детской игры отмечают, что она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира; в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности я широко использую в своей деятельности по решению задач данной проблемы:  моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование и другие.  

   Я работаю с детьми  разновозрастной группы от 3 до 5 лет. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Учёные отмечают, что в среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.  

   В процессе работы я опиралась на  традиционные педагогические принципы:

1. Принцип доступности.   Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей   дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием   возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического  материала.

2. Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3.  Принцип повторяемости материала.   Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут  откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их  вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции

4. Принцип наглядности.   При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии.  

    Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.    

             Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей  дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения.

        Данный  возрастной период (с  3 до 5 лет) – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям  навыки безопасного поведения: русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. С детьми этой группы мы разыгрывали сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным.

        Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах посёлка, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины»).     Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах посёлка.  Для иллюстрации использую  рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Для закрепления правил поведения разыгрываем ситуации правильного  и неправильного поведения на улице в играх (сюжетно-ролевые игры, строительные игры).  

         Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. В группе было проведено родительское собрание на тему «Воспитание навыков безопасности у детей». В  приемной оформлен уголок безопасности для размещения различной информации для родителей.

Проведён  конкурс по постройке снежного городка на прогулочной площадке для детей  по ПДД.

    Проводимая мною работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даёт следующие результаты: снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.      Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

Национально-региональный компонент в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях современного ДОУ

Выступление на VII всероссийской научно-практической педагогической конференции. Этнокультурное образование.Опыт и перспективы....

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в рамках реализации ФГОС»

laquo;Формирование основ безопасности жизнедеятельности  детей в рамках реализации ФГОС»...

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в рамках реализации ФГОС»

Презентация «Формирование основ безопасности   жизнедеятельности  детей в рамках реализации ФГОС»...

Педагогический совет: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников в условиях с ФГОС ДО"

Цель: показать актуальность и значимость темы безопасности жизнедеятельности дошкольников в соответствии с ФГОС.Задачи:1. Закрепление задач по безопасности жизнедеятельности дошкольников в услови...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...