Проект информационно-исследовательский
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Шевченко Наталия Леонидовна

Проект по безопасности жизнидеятельности "Берегись бед пока их нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx409.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Берегись бед, пока их нет»  

Разработала: Шевченко Наталия Леонидовна

Тип проекта: информационно - исследовательский.

Вид проекта: групповой. 

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).

Участники: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Актуальность: Дети - наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью. Поэтому очень важно, чтобы с дошкольного возраста ребёнок грамотно обучался безопасному поведению в быту и социуме. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту, на дорогах и правила поведения при пожарной опасности позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с социумом.

Гипотеза: Наши дети, будущие первоклассники, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Основы безопасности, вложенные в умы дошкольников, помогут им выбирать правильное поведение при различных угрозах. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Цель проекта:  Создание условий для формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, быта.

Образовательные задачи:

 -  Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности дома и на улице. Учить правилам безопасного поведения.

- Закреплять и расширять  представление о правилах безопасности дорожного движения для детей в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Формировать основы безопасности собственной жизни в быту.

- Продолжать знакомить с детской литературой по ОБЖ.

 Развивающие задачи:

 - Развивать эмоциональную отзывчивость.

- Способствовать развитию навыков общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

- Развивать связную речь, речевое творчество.

- Способствовать развитию интонационной культуры речи.

 - Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение.

- Развивать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к    соблюдению и нарушению правил ОБЖ.

- Развивать интерес детей к профессиям:  пожарный, инспектор ППС.

- Развивать у детей  умение передавать в рисунках свое отношение к происходящему.  

Воспитательные задачи:

- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

- Воспитывать чувства осторожности, ответственности за свое поведение, поступки.

- Формировать навыки сотрудничества детей в совместной деятельности.

Здоровье сберегающие задачи:

- Стимулировать двигательную активность через подвижные игры, игры - соревнования.

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Данный проект, в силу его особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов:

- Принципа полноты.

- Принципа системности.

- Принципа учёта условий городской и сельской местности.

- Принципа доступности.

- Принципа интеграции.

- Принципа координации деятельности педагогов.

- Принципа преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Методы исследования:

Исследовательские: экспериментирование, вопросы проблемно – поискового характера, наблюдения, экскурсии.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, театральное представление, просмотр слайдовых презентаций.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, беседы с родителями, объяснения, указания, словесные инструкции, использование загадок, стихов, поговорок.

Игровые: моделирование и проигрывание игровых ситуаций, сюжетно - ролевые, подвижные, спортивные, театрализованные, дидактические игры.

                                   

                                       Алгоритм деятельности ребенка и взрослого

Этапы работы.  Виды деятельности

Ответственные.

сроки

№1 – этап Подготовительный:

Создание условий реализации проекта:

- Пополнить образовательную среду в группе для  формирования у детей представлений о безопасности жизнедеятельности: дидактическими играми, фильмами, художественной литературой, наглядным материалом: фотографиями, альбомами, картинками.

- Обогатить игровое пространство элементами, стимулирующими познавательную активность детей: игрушками и предметами по данной теме: (макеты домов, машин, знаков  дорожного движения  и т. п.).

- Создать картотеку дидактических, подвижных игр по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасности в быту.

- Подготовить материал для повышения  педагогической компетентности родителей специализированными знаниями по данной теме: консультации, памятки, буклеты, собрания.

- Заключить договор сотрудничества со школой №31  по совместной работе в  направлении «Основы безопасности жизнедеятельности детей».

-  Составить план работы.

Воспитатели

Школа№31- учителя

Ноябрь - январь

№2 – этап: Основной, практический.

Включает три темы: Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность в быту.

1.Тема: «Пожарная безопасность»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятия: «Огонь друг и враг человека»,  «Спички – страшная игра», «Профессия пожарный», «Экскурсия в пожарное депо».

- Просмотр мультфильма: «Кошкин дом».

- Эксперимент: «Свойства предметов».

- Моделирование ситуации: «Вызов пожарных», «В квартире пожар – что делать?», «Покажи и расскажи, о приемах защитного поведения при пожаре».

Игровая деятельность:

- Д/и: «Назови пожароопасные предметы», «Назови причины пожара», «Хорошо - плохо».

- Сюжетно – ролевые  игры: «Мы - пожарные», «Один дома».

- Игра с макетами: «Пожар в городе».

- Театрализованные игры: «Кошкин дом».

Коммуникативная деятельность:

- Рассказ пожарного о своей профессии.

 - Беседы: «Правила поведения при пожаре»; «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем».

- Составление рассказов по картинкам: «Причины возникновения пожара»;

- Творческий рассказ: «Как бы поступил ты?» 

- Восприятие художественной литературы:

Стихи: «Очень – очень важные правила», «Песенка спичек», «Если увидел пожар - зови на помощь»; Рассказы и сказки: «Не надо играть с огнем» А.Я.Гимадеева, «О силе огня» С.Г.Поляева; Заучивание поговорок об огне. Отгадывание загадок на пожарную тему. ..." Разучивание стихотворения: «Я огонь».Черных

Музыкальная деятельность:

Прослушивание песен: песни В. Полевина «О пожарных». Заучивание русской  народной песенки "Пожар" на стихи К.Чуковского.  

Изобразительная деятельность: 

- Рисование: «Пожароопасные предметы», аппликация: «Пожарная машина», лепка: «Пожарные».

- Выставка рисунков: «Что я видел в пожарном ДЕПО?

- Рисование плаката: «Спички детям не игрушка».

- Поделки с детьми на пожарную тему.

Двигательная деятельность:

 - Подвижные игры: «Пожарные сборы», «Затуши костер», «Птички в беде», «Огонь в очаге».  - Эстафета: «Кто быстрее оденется».

- Спортивный праздник: «Смелые пожарные» .

Работа с родителями: 

- Консультации: «Пожарная безопасность дома»,

«Играем с детьми дома» - игры по пожарной безопасности.

- Буклет: «Учим детей правилам пожарной безопасности»

- Совместная деятельность родителей с детьми: изготовление поделок на  областной конкурс детского творчества на противопожарную тематику.

Взаимодействие с социумом:

- Экскурсия в пожарное депо: «Знакомство с профессией пожарника, с пожарной техникой»

- Экскурсия в школу: «Знакомство детей с пожарным щитом в школе».

-  Рассказ учителя о первичных средствах пожаротушения.

Продукт: «Составление и оформление пособия правил безопасного обращения с огнём»

Воспитатели,   музыкальный работник, инструктор по физ. воспитанию,  пожарные,  учителя школы №3  родители

Ноябрь

2. Тема: «Правила дорожного движения»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятие: «Страна дорожных знаков».

- Викторина: «Соблюдайте правила дорожного движения».

- Моделирование ситуации: «Как правильно перейти улицу», «Мы водители», «Мы пешеходы», «Мы пассажиры».  

- Создание коллекции открыток: «Дорожные знаки».

- Просмотр мультфильма – « Опасная дорога»  (Смешарики)

Игровая деятельность: 

Д/и «Подумай и отгадай», «Законы улиц и дорог», «Что будет, если…»,  «Угадай какой знак», «Научим Незнайку ПДД»  

 Сюжетно-ролевые игры : «Такси», «ППС», «Автобус».

Театрализованная игра - инсценировка: «Пассажиры в автобусе».

Настольный театр: «Друзья светофорика»

Игра на подиуме: «Наша улица»

Коммуникативная деятельность:

- Беседа с сотрудником ППС: «Моя профессия».

- Составление рассказов по картинкам: «Опасные ситуации на дорогах»,

«Правила поведения в общественном транспорте»

- Составление загадок о правилах на дороге.

- Пересказ рассказа: «Самокат»

Восприятие художественной литературы: 

- «Умный пешеход», «Стихи про дорожные знаки», «Правила дорожного движения» - Олеся Емельянова.

- Чтение рассказов: «Прогулка на лыжа», «Санки».

- Сказка «Лиса и заяц»

- Загадки: «Угадай транспорт».

- «Правила поведения для воспитанных детей»

Изобразительная деятельность: 

- Рисование памятки: «Юный пешеход»; «Правила поведения в транспорте».

- Изготовление дорожных знаков.

-  Выставка рисунков по теме: «Чего не должно быть».

- Аппликация: «Автомобили на дороге»

Музыкальная деятельность:

- Слушание: «Уроки о дороге» - детские песенки о ПДД (картотека№ 1-7)

- Разучивание песен из сборника:  «Автобус», «Светофор»,

«Запрещается - разрешается».

Двигательная деятельность:

- П/и: «Бегущий светофор», «Умелый пешеход», «Зебра», «К своим знакам!», «Регулировщик».

- Спортивный праздник: «В гостях у светофора»

Работа с родителями:

- Буклет: «Учим детей правилам дорожного движения».

- Консультации: «Причины и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». «Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?»

- Изготовление с детьми макетов домов, дорожных знаков.

Взаимодействие с социумом:

- Экскурсия в школу №31: Совместное мероприятие: «Путешествие в страну ПДД».

- Экскурсия к светофору.

Продукт: «Составление и оформление пособия для  правил безопасного поведения на улице».                                                                                                    

Воспитатели,    музыкальный  работник, инструктор по физ. воспитанию, инспектор  ППС,   учителя  школы №31 родители

декабрь

3. Тема: «Безопасность в быту»

Познавательно - исследовательская  деятельность:

- Занятия: «В мире опасных предметов», «Осторожно – незнакомец!».

- Занятие: «Правила знать – бед не видать!»

- Просмотр презентации: «Безопасность в быту».

- Наблюдение за поведением людей на улице.

- Эксперимент: «Горячий, холодный».

- Моделирование ситуации: «Угрожает опасность - позови на помощь!», «Если ребенок поранился», «Вам позвонили в дверь», «Звонок по телефону».

Игровая деятельность:

- Д/и: «Что мы знаем о вещах?», «Можно - нельзя», «Так - не так», «Сто бед», «Источники опасности».

-  С/р игры: «Дом», «Детская площадка».  И/драматизация: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

- Игровые ситуации: «Бабушкин сундучок», «У мамы на кухне», «Аптечка».

Коммуникативная деятельность:

- Беседа: «Один дома», «Контакты с животными».

- Составление рассказов по картинкам: «Как избежать неприятностей?».

- Составление и отгадывание загадок на тему «Хорошо – плохо». 

Восприятие художественной литературы:

-  «Осторожные сказки. Поучительные истории» Т.А Шорыгина,

- «Истории Домовенка», стихи и загадки по теме (картотека№ 20-30)

- Сказка: «Три поросенка».

Изобразительная деятельность:

- Изготовление плакатов: «Не всякий встречный – друг сердечный».

- Оформление памяток для родителей: «Осторожно – лекарство!».

- Изготовление макета: «Детская комната».

Двигательная деятельность:

П/и: «Мы - спасатели». Эстафета» «Кто быстрее перевяжет раненого», «Собери безопасные предметы».

- Спортивный праздник: «Веселая эстафета»

Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Собака бывает кусачей»

Работа с родителями:

- Консультации: «Развитие у детей навыков безопасности с незнакомцами», «Учим детей самостоятельности».

- Изготовление  буклета на тему: «Безопасность в быту».

- Встреча за круглым столом: «Детям о безопасности в быту».

Взаимодействие с социумом:

- Экскурсия в школу №31. Просмотр фильма: «Зимние опасности».

- Экскурсия в библиотеку: «Умные книги по ОБЖ».

Продукт: «Составление и оформление пособия для детей правил безопасности в быту».

Воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физ. воспитанию,

учителя школы №31  родители

Январь

январь

3 этап: Заключительный:

Презентация проекта. Викторина: «Знатоки правил безопасности».

Продукт проекта: «Презентация пособий  правил безопасности жизнедеятельности».

воспитатель

Перспективы на будущее: Продолжать работу в данном направлении; разработать проекты: «Береги здоровье смолоду», «Безопасность в природе», «Мы - дружные ребята».

воспитатель

Март

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня знаний о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, безопасном поведении дома и на улице у детей  старшего дошкольного возраста.

2. Создание пространственной предметно - развивающей среды по основам безопасности жизнедеятельности детей.

3.Совершенствование познавательно-исследовательской деятельности.

4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по теме ОБЖ.

H:\DCIM\102_PANA\P1020813.JPGH:\DCIM\102_PANA\P1020809.JPG

H:\DCIM\102_PANA\P1020099.JPGH:\DCIM\102_PANA\P1020110.JPG

Используемая литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2012.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей». М.,2008.

3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.

4 Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  «Твоя безопасность» – М.,1998

5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2002.

6.  Князева О. Мои помощники. //Дошкольное воспитание 2000 №2.

7.  Шорыгина Т.А «основы безопасности детей 5-8 лет». – М.,2006

8. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...

ПРОЕКТ информационно - исследовательский, творческий c детьми 4 – 5 лет. Тема: «Зайка, заинька, зайчишка».

Данный проект обобщает, расширяет и систематизирует знания детей о диких животных на примере зайца посредством интеграции образовательных областей....

Проект(информационно-исследовательский) «Волшебное зёрнышко».

В результате проектной деятельностиу  детей сформировалось представление о ценности хлеба;• ребята узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколько людей р...

Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...

Проект информационно-исследовательский «Хлеб – всему голова!»

Сформировать у детей понимание роли человеческого труда, воспитывать бережное, уважительное отношение к их деятельности....

Проект информационно-исследовательский «Что делать с мусором?»

В ходе реализации проекта «Что делать с мусором?» перед детьми было поставлено ряд проблем.Изучая проблему мусора, дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они ...