Проект информационно-исследовательский
проект по обж (подготовительная группа) на тему
Проект по безопасности жизнидеятельности "Берегись бед пока их нет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 409.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Берегись бед, пока их нет»
Разработала: Шевченко Наталия Леонидовна
Тип проекта: информационно - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).
Участники: дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Актуальность: Дети - наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью. Поэтому очень важно, чтобы с дошкольного возраста ребёнок грамотно обучался безопасному поведению в быту и социуме. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту, на дорогах и правила поведения при пожарной опасности позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с социумом.
Гипотеза: Наши дети, будущие первоклассники, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Основы безопасности, вложенные в умы дошкольников, помогут им выбирать правильное поведение при различных угрозах. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, быта.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности дома и на улице. Учить правилам безопасного поведения.
- Закреплять и расширять представление о правилах безопасности дорожного движения для детей в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Формировать основы безопасности собственной жизни в быту.
- Продолжать знакомить с детской литературой по ОБЖ.
Развивающие задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать развитию навыков общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Развивать связную речь, речевое творчество.
- Способствовать развитию интонационной культуры речи.
- Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение.
- Развивать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
- Развивать интерес детей к профессиям: пожарный, инспектор ППС.
- Развивать у детей умение передавать в рисунках свое отношение к происходящему.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
- Воспитывать чувства осторожности, ответственности за свое поведение, поступки.
- Формировать навыки сотрудничества детей в совместной деятельности.
Здоровье сберегающие задачи:
- Стимулировать двигательную активность через подвижные игры, игры - соревнования.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Данный проект, в силу его особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов:
- Принципа полноты.
- Принципа системности.
- Принципа учёта условий городской и сельской местности.
- Принципа доступности.
- Принципа интеграции.
- Принципа координации деятельности педагогов.
- Принципа преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Методы исследования:
Исследовательские: экспериментирование, вопросы проблемно – поискового характера, наблюдения, экскурсии.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, театральное представление, просмотр слайдовых презентаций.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, беседы с родителями, объяснения, указания, словесные инструкции, использование загадок, стихов, поговорок.
Игровые: моделирование и проигрывание игровых ситуаций, сюжетно - ролевые, подвижные, спортивные, театрализованные, дидактические игры.
Алгоритм деятельности ребенка и взрослого
Этапы работы. Виды деятельности | Ответственные. | сроки |
№1 – этап Подготовительный: | ||
Создание условий реализации проекта: - Пополнить образовательную среду в группе для формирования у детей представлений о безопасности жизнедеятельности: дидактическими играми, фильмами, художественной литературой, наглядным материалом: фотографиями, альбомами, картинками. - Обогатить игровое пространство элементами, стимулирующими познавательную активность детей: игрушками и предметами по данной теме: (макеты домов, машин, знаков дорожного движения и т. п.). - Создать картотеку дидактических, подвижных игр по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасности в быту. - Подготовить материал для повышения педагогической компетентности родителей специализированными знаниями по данной теме: консультации, памятки, буклеты, собрания. - Заключить договор сотрудничества со школой №31 по совместной работе в направлении «Основы безопасности жизнедеятельности детей». - Составить план работы. | Воспитатели Школа№31- учителя | Ноябрь - январь |
№2 – этап: Основной, практический. Включает три темы: Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность в быту. | ||
1.Тема: «Пожарная безопасность» | ||
Познавательно - исследовательская деятельность: - Занятия: «Огонь друг и враг человека», «Спички – страшная игра», «Профессия пожарный», «Экскурсия в пожарное депо». - Просмотр мультфильма: «Кошкин дом». - Эксперимент: «Свойства предметов». - Моделирование ситуации: «Вызов пожарных», «В квартире пожар – что делать?», «Покажи и расскажи, о приемах защитного поведения при пожаре». Игровая деятельность: - Д/и: «Назови пожароопасные предметы», «Назови причины пожара», «Хорошо - плохо». - Сюжетно – ролевые игры: «Мы - пожарные», «Один дома». - Игра с макетами: «Пожар в городе». - Театрализованные игры: «Кошкин дом». Коммуникативная деятельность: - Рассказ пожарного о своей профессии. - Беседы: «Правила поведения при пожаре»; «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем». - Составление рассказов по картинкам: «Причины возникновения пожара»; - Творческий рассказ: «Как бы поступил ты?» - Восприятие художественной литературы: Стихи: «Очень – очень важные правила», «Песенка спичек», «Если увидел пожар - зови на помощь»; Рассказы и сказки: «Не надо играть с огнем» А.Я.Гимадеева, «О силе огня» С.Г.Поляева; Заучивание поговорок об огне. Отгадывание загадок на пожарную тему. ..." Разучивание стихотворения: «Я огонь».Черных Музыкальная деятельность: Прослушивание песен: песни В. Полевина «О пожарных». Заучивание русской народной песенки "Пожар" на стихи К.Чуковского. Изобразительная деятельность: - Рисование: «Пожароопасные предметы», аппликация: «Пожарная машина», лепка: «Пожарные». - Выставка рисунков: «Что я видел в пожарном ДЕПО? - Рисование плаката: «Спички детям не игрушка». - Поделки с детьми на пожарную тему. Двигательная деятельность: - Подвижные игры: «Пожарные сборы», «Затуши костер», «Птички в беде», «Огонь в очаге». - Эстафета: «Кто быстрее оденется». - Спортивный праздник: «Смелые пожарные» . Работа с родителями: - Консультации: «Пожарная безопасность дома», «Играем с детьми дома» - игры по пожарной безопасности. - Буклет: «Учим детей правилам пожарной безопасности» - Совместная деятельность родителей с детьми: изготовление поделок на областной конкурс детского творчества на противопожарную тематику. Взаимодействие с социумом: - Экскурсия в пожарное депо: «Знакомство с профессией пожарника, с пожарной техникой» - Экскурсия в школу: «Знакомство детей с пожарным щитом в школе». - Рассказ учителя о первичных средствах пожаротушения. Продукт: «Составление и оформление пособия правил безопасного обращения с огнём» | Воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физ. воспитанию, пожарные, учителя школы №3 родители | Ноябрь |
2. Тема: «Правила дорожного движения» | ||
Познавательно - исследовательская деятельность: - Занятие: «Страна дорожных знаков». - Викторина: «Соблюдайте правила дорожного движения». - Моделирование ситуации: «Как правильно перейти улицу», «Мы водители», «Мы пешеходы», «Мы пассажиры». - Создание коллекции открыток: «Дорожные знаки». - Просмотр мультфильма – « Опасная дорога» (Смешарики) Игровая деятельность: Д/и «Подумай и отгадай», «Законы улиц и дорог», «Что будет, если…», «Угадай какой знак», «Научим Незнайку ПДД» Сюжетно-ролевые игры : «Такси», «ППС», «Автобус». Театрализованная игра - инсценировка: «Пассажиры в автобусе». Настольный театр: «Друзья светофорика» Игра на подиуме: «Наша улица» Коммуникативная деятельность: - Беседа с сотрудником ППС: «Моя профессия». - Составление рассказов по картинкам: «Опасные ситуации на дорогах», «Правила поведения в общественном транспорте» - Составление загадок о правилах на дороге. - Пересказ рассказа: «Самокат» Восприятие художественной литературы: - «Умный пешеход», «Стихи про дорожные знаки», «Правила дорожного движения» - Олеся Емельянова. - Чтение рассказов: «Прогулка на лыжа», «Санки». - Сказка «Лиса и заяц» - Загадки: «Угадай транспорт». - «Правила поведения для воспитанных детей» Изобразительная деятельность: - Рисование памятки: «Юный пешеход»; «Правила поведения в транспорте». - Изготовление дорожных знаков. - Выставка рисунков по теме: «Чего не должно быть». - Аппликация: «Автомобили на дороге» Музыкальная деятельность: - Слушание: «Уроки о дороге» - детские песенки о ПДД (картотека№ 1-7) - Разучивание песен из сборника: «Автобус», «Светофор», «Запрещается - разрешается». Двигательная деятельность: - П/и: «Бегущий светофор», «Умелый пешеход», «Зебра», «К своим знакам!», «Регулировщик». - Спортивный праздник: «В гостях у светофора» Работа с родителями: - Буклет: «Учим детей правилам дорожного движения». - Консультации: «Причины и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». «Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?» - Изготовление с детьми макетов домов, дорожных знаков. Взаимодействие с социумом: - Экскурсия в школу №31: Совместное мероприятие: «Путешествие в страну ПДД». - Экскурсия к светофору. Продукт: «Составление и оформление пособия для правил безопасного поведения на улице». | Воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физ. воспитанию, инспектор ППС, учителя школы №31 родители | декабрь |
3. Тема: «Безопасность в быту» | ||
Познавательно - исследовательская деятельность: - Занятия: «В мире опасных предметов», «Осторожно – незнакомец!». - Занятие: «Правила знать – бед не видать!» - Просмотр презентации: «Безопасность в быту». - Наблюдение за поведением людей на улице. - Эксперимент: «Горячий, холодный». - Моделирование ситуации: «Угрожает опасность - позови на помощь!», «Если ребенок поранился», «Вам позвонили в дверь», «Звонок по телефону». Игровая деятельность: - Д/и: «Что мы знаем о вещах?», «Можно - нельзя», «Так - не так», «Сто бед», «Источники опасности». - С/р игры: «Дом», «Детская площадка». И/драматизация: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». - Игровые ситуации: «Бабушкин сундучок», «У мамы на кухне», «Аптечка». Коммуникативная деятельность: - Беседа: «Один дома», «Контакты с животными». - Составление рассказов по картинкам: «Как избежать неприятностей?». - Составление и отгадывание загадок на тему «Хорошо – плохо». Восприятие художественной литературы: - «Осторожные сказки. Поучительные истории» Т.А Шорыгина, - «Истории Домовенка», стихи и загадки по теме (картотека№ 20-30) - Сказка: «Три поросенка». Изобразительная деятельность: - Изготовление плакатов: «Не всякий встречный – друг сердечный». - Оформление памяток для родителей: «Осторожно – лекарство!». - Изготовление макета: «Детская комната». Двигательная деятельность: П/и: «Мы - спасатели». Эстафета» «Кто быстрее перевяжет раненого», «Собери безопасные предметы». - Спортивный праздник: «Веселая эстафета» Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Собака бывает кусачей» Работа с родителями: - Консультации: «Развитие у детей навыков безопасности с незнакомцами», «Учим детей самостоятельности». - Изготовление буклета на тему: «Безопасность в быту». - Встреча за круглым столом: «Детям о безопасности в быту». Взаимодействие с социумом: - Экскурсия в школу №31. Просмотр фильма: «Зимние опасности». - Экскурсия в библиотеку: «Умные книги по ОБЖ». Продукт: «Составление и оформление пособия для детей правил безопасности в быту». | Воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физ. воспитанию, учителя школы №31 родители | Январь январь |
3 этап: Заключительный: | ||
Презентация проекта. Викторина: «Знатоки правил безопасности». Продукт проекта: «Презентация пособий правил безопасности жизнедеятельности». | воспитатель | |
Перспективы на будущее: Продолжать работу в данном направлении; разработать проекты: «Береги здоровье смолоду», «Безопасность в природе», «Мы - дружные ребята». | воспитатель | Март |
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня знаний о пожарной безопасности, правилах дорожного движения, безопасном поведении дома и на улице у детей старшего дошкольного возраста.
2. Создание пространственной предметно - развивающей среды по основам безопасности жизнедеятельности детей.
3.Совершенствование познавательно-исследовательской деятельности.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по теме ОБЖ.
Используемая литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2012.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей». М.,2008.
3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
4 Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность» – М.,1998
5. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2002.
6. Князева О. Мои помощники. //Дошкольное воспитание 2000 №2.
7. Шорыгина Т.А «основы безопасности детей 5-8 лет». – М.,2006
8. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...
ПРОЕКТ информационно - исследовательский, творческий c детьми 4 – 5 лет. Тема: «Зайка, заинька, зайчишка».
Данный проект обобщает, расширяет и систематизирует знания детей о диких животных на примере зайца посредством интеграции образовательных областей....
Проект(информационно-исследовательский) «Волшебное зёрнышко».
В результате проектной деятельностиу детей сформировалось представление о ценности хлеба;• ребята узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколько людей р...
Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"
Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....
Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...
Проект информационно-исследовательский «Хлеб – всему голова!»
Сформировать у детей понимание роли человеческого труда, воспитывать бережное, уважительное отношение к их деятельности....
Проект информационно-исследовательский «Что делать с мусором?»
В ходе реализации проекта «Что делать с мусором?» перед детьми было поставлено ряд проблем.Изучая проблему мусора, дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они ...