ПРОЕКТ информационно - исследовательский, творческий c детьми 4 – 5 лет. Тема: «Зайка, заинька, зайчишка».
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Данный проект обобщает, расширяет и систематизирует знания детей о диких животных на примере зайца посредством интеграции образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayka_zainka_zaychishka.doc86.5 КБ
Файл zayka_zainka_zaychishka.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Л.С.Выготский

I. Вводная часть:

Проблема: у детей данного возраста ещё недостаточно представлений о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании, жилищах, не достаточно владеют обобщающими понятиями.

Актуальность: Дошкольное детство – важный этап формирования ребёнка, его развития во всех направлениях, в том числе и в накоплении знаний. В Требованиях ФГОС ДО говорится о необходимости формирования у детей дошкольного возраста познавательной активности и любознательности. Главным путём решения этой задачи определена исследовательская деятельность, принцип интегративности и творческий подход в получении любого опыта.

Поэтому было принято решение разработать и реализовать проект, который поможет углубить представления детей о диких животных на примере изучения зайца.

Гипотеза: интегративный подход к реализации проекта углубит знания детей об объекте живой природы - зайце.

Новизна проекта: использование интегративного подхода и исследовательской деятельности для изучения объекта.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- Дать представление о зайце, его жизни в природе, питании;

- Научить создавать образ зайца в разных видах продуктивной деятельности.

Развивающие:

- Формировать интерес к живым объектам;        

- Формировать желание узнавать новые факты из их жизни;

- Развивать творческие способности;

- Развивать коммуникативные умения;

- Развивать воображение, фантазию, мышление, восприятие, речь, мелкую моторику рук;

- Активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение  к животным;

- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения в природе.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно - исследовательский, творческий.

Предмет исследования: заяц.

Адресация проекта: детям, педагогам.

Проблема исследования: у детей среднего дошкольного возраста недостаточно знаний о диких животных.

Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв 12 «Радуга»,  группа № 9.

Автор проекта: воспитатели Кудливская Ю. А., Лабунская С.С.

Участники проекта: дети – 27 чел., воспитатели – 2 чел.

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.

Направленность развития деятельности: комплексная.

Продолжительность: 5 месяцев (с 1 октября 2017 г. – 28 февраля 2018 г).

Ожидаемый результат: у детей сформируется любознательность, повысится  познавательная активность, появятся знания о зайце и желание узнавать новые факты о диких животных.

Конечный результат: выставки творческих работ воспитанников.

Ресурсное обеспечение: библиотека книг о животных; папки с иллюстрациями; электронные презентации и мультфильмы.

 Принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности изучаемого материала;
  2. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
  3. Принцип интегративности.

Методы проекта: 

- тематические НОД, ООД, беседы;

-  игровая деятельность (дид/и, театрализованные, под/и, сюж/рол);

- чтение художественной литературы;

- творческая продуктивная деятельность.

Диагностика: методика «Дикие животные» (модифицированная) - Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования».

Цель: Изучение знаний о домашних и диких животных (части тела, передвижение, пища, поведение, повадки, место обитания).
Материал: картинки с изображением животных.

Ход проведения: беседа по картинкам.

- Назови, кто это?

- Домашнее или дикое животное?

- Чем отличается дикое животное от домашнего?

- Каких ещё диких животных ты знаешь?

- Найди детёныша и скажи, как его называют?

- Какие части тела есть у животного?

- Где живёт?

- Чем питается?

- Как передвигается?

- Как спасается от врагов?

- Что бывает с этим диким животным зимой (белка, ёж, медведь, заяц и пр.)?

- Почему они так зимуют?

Оценка результатов:

Ребёнок ответил правильно на:

9 - более вопросов – высокий уровень;

8 - 5 вопроса – средний уровень;

4 – 1 вопроса – низкий уровень.


II. Этапы проекта:

  1. Целеполагание:
  1. Определение темы, проблемы, актуальности.
  2. Постановка цели, определение задач.
  3. Выявление уровня знания детей.

  1. Планирование:
  1. Разработка и обсуждение проекта.
  2. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
  3. Сбор информации, подбор художественной литературы, дид/ и под/ игр.
  4. Составление перспективного плана мероприятий. Разработка НОД, ООД, бесед.
  5. Создать план и необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

  1. Основной:
  1. Проведение бесед, НОД, ООД.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3.  Организация продуктивных видов деятельности.
  4. Организация игр (сюж/ рол., дид/ и, под/и).
  5. Чтение художественной литературы.
  6. Создание презентации.

IV. Заключительный:

1.  Организация выставок детского творчества по теме .

2.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План мероприятий:

месяц

Вид деятельности

Содержание

Цель

сентябрьрь

Диагностика

Беседа с использованием методики

Выявление знаний об объекте

октябрь

Познание

Беседа «Дикое животное - заяц»

Рассматривание иллюстраций

Сообщить общие знания об объекте

Художественная деятельность

Изготовление морковки для зайца техникой «Бумажный комочек»

Сообщить знания о том, чем объект питается. Развивать мелкую моторику рук техникой «бумажный комочек»

Художественное чтение

Отгадывание загадок

Сказка В.Сутеев «Мешок яблок»

Закреплять полученные знания.

Учить внимательно слушать произведение, отмечать положительные черты персонажа

Игровая

 деятельность

Под/игра «Зайка серенький сидит»

Дид/и «Кто чем питается?»

Поупражнять в беге и увёртыывании. Учить двигаться в соответствии с текстом.

Закрепить знания о том, чем объект питается

ноябрь

Познание

НОД «Как звери к зиме готовятся»

Познакомить с подготовкой объекта к зиме

Развитие речи

«Составление описательного рассказа по картине «Зайцы»

Развивать умение составлять описательный рассказ по картине, выделяя характерные особенности объекта

Художественная деятельность

Рисование «Зайка серый стал белым»

Учить закрашивать заготовку аккуратно, не выходя за границы силуэта. Закрепить знания о смене цвета шерсти к зиме

Художественное чтение

В.Бианки «Как животные к зиме готовятся»

Разучивание р. н. песенок о зайце

Учить внимательно  слушать и отвечать на вопросы по тексту

Игровая

деятельность

Театрализованная деятельность «Теремок» (пальчиковый театр)

Учить с помощью голоса передавать образы разных персонажей. Развивать мелкую моторику рук

декабрь

Познание

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»

Закрепление знаний о врагах персонажа.

Художественная деятельность

Рисование «Заяц – беляк»

Коллективная работа техникой бумажный комочек «Заяц»

Учить изображать образ зайца гуашевыми красками. Развивать мелкую моторику рук техникой «бумажный комочек»

Игровая деятельность

Под/игра «Зайцы и волк»»

Поупражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Закрепление знаний о врагах персонажа.

Художественное чтение

Сказка «Заяц - хваста»

Учить внимательно  слушать,  отвечать на вопросы по тексту и пересказывать произведение

январь

Познание

Беседа «Кого заяц боится?»

Обобщение знаний о врагах объекта

Художественная деятельность

Аппликация «Зайка беленький сидит»

Конструирование зайца из бросового материала – яичной скорлупы

Учить создавать образ объекта из бумаги и бросового материала – скорлупы. Развивать творческие способности

Игровая деятельность

Дид/и «Угадай по описанию»»

Развивать память, воображение

Художественное чтение

Е. Чарушин «Заяц»

Учить внимательно  слушать,  отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать бережное отношение к животным

февраль

Художественная деятельность

Конструирование зайца из бумаги

Учить создавать образ объекта конструктивным способом из бумаги

Игровая деятельность

Театрализованная деятельность «Заюшкина избушка» (драматизация)

Учить перевоплощаться, создавая тот или иной образ, используя интонацию, жесты, мимику

Родительское собрание

Интегрированная ООД «Зайка в гости к нам пришёл»

Закрепить все знания об объекте

март

Диагностика

Беседа с использованием методики

Выявление знаний об объекте

III. Заключение 

Дошкольный период – благоприятный для развития о любознательности и познавательной активности детей. Проектный метод в работе с воспитанниками  - эффективное средство развития их познавательного интереса, что является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства и формирования его личности.  Благодаря этой форме работы, дошкольники приобретают реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой. Вместе с тем развиваются все психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение), речь, мелкая моторика рук и творческие способности. Появляются положительные эмоции, формируются высокие чувства (эмпатия, сопереживание).

Вывод: итогом проекта стали тематические выставки детских работ, которые показали, что данная тема интересна дошкольникам, у них есть знаний об объекте, желание получить другие факты не только из жизни зайца, но и других представителях животного мира.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. ,2006 – 190 с.;
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010. – 80 с;

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студ. фак. дошк. обр. высших педагогических учебных заведений /С.Н. Николаева. – М.: АСАДЕМА, 2002. – 336 с.;

4 Рыжова Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы /Н.А. Рыжова //Управление. Научно-практический журнал. - 2007. - №3;

5. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ /Н.А. Рыжова //Дошкольное воспитание. – 2000. - №9. – С. 3-10;

6. Рыжова Л.В. Экология души  /Л.В. Рыжова //Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №6. – С. 19-23;

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования /Л. В. Рыжова. – Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 208 с.;

8. Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и методические рекомендации /О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект в средней группе информационно – исследовательский, творческий «Зайка, заинька, зайчишка» Подготовили воспитатели МАДОУ дс кв12 Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Слайд 2

Проблема У детей данной возрастной категории недостаточно знаний об окружающем их мире, в данном случае – о диких животных. Актуальность ФГОС ДО: у дошкольников необходимо развивать познавательную активность и творческие способности. Гипотеза: Интегративный подход и исследовательская деятельность проекта углубят знания детей о диком животном - зайце.

Слайд 3

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи: Дать представление о зайце, его жизни в природе, питании; Научить создавать образ зайца в разных видах продуктивной деятельности; Формировать интерес к живым объектам; Формировать желание узнавать новые факты из их жизни; Развивать творческие способности; Развивать коммуникативные умения; Развивать воображение, фантазию, мышление, восприятие, речь, мелкую моторику рук; Активизировать и расширять словарный запас детей; Воспитывать любовь и бережное отношение к животным; Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения в природе.

Слайд 4

Игровая деятельность

Слайд 5

НОД

Слайд 6

Конструирование из бумаги

Слайд 7

Конструирование из скорлупы яйца

Слайд 8

Техника «Бумажный комочек»

Слайд 9

Техника «Бумажный комочек»

Слайд 10

Просмотр мультфильмов Театрализованная деятельность

Слайд 11

Рисование

Слайд 12

Рассказывание по картине Аппликация

Слайд 13

ООД на родительском собрании

Слайд 14

Спасибо за внимание! Заяц – зверь в лесах не редкий, Только прячется под веткой. – Мы тебя, ушастый, видим. Выходи к нам, не обидим. Угостим тебя немного, Заяц скромный, недотрога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект информационно-исследовательский. Тема: «Хлеб – всему голова»

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Проект призван обратить внимание де...

Проект информационно-исследовательский

Проект по безопасности жизнидеятельности "Берегись бед пока их нет"...

ПРОЕКТ познавательно – исследовательский с детьми 4 – 5 лет. Тема: «Космос – это интересно!

Дети пытливы по своей природе, а неизведанные просторы Вселенной - это одно из средств активизации познавательной активности дошкольников. Но знакомить с космосом нужно постепенно, порциями добавляя н...

Проект(информационно-исследовательский) «Волшебное зёрнышко».

В результате проектной деятельностиу  детей сформировалось представление о ценности хлеба;• ребята узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколько людей р...

Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"

Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...

Проект информационно-исследовательский «Хлеб – всему голова!»

Сформировать у детей понимание роли человеческого труда, воспитывать бережное, уважительное отношение к их деятельности....