Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия "Путешествие в зимнюю сказку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_zimnyuyu_skazku.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНЮЮ СКАЗКУ»
Конспект занятия составили воспитатели I квалификационной категории – Рушева Елена Владимировна и Карибян Наталья Владимировна
Программные задачи:
Познавательное развитие:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега. Способствовать появлению самостоятельной познавательной активности. На основе полученных представлений сформировать правила безопасности на льду.
Развитие речи:
Закреплять умение подбирать родственные слова; употреблять имена существительные в дательном падеже. Подбирать признаки к предмету.
Упражнять в составлении предложений из трех слов, членении предложения на слова с указанием их последовательности; делением слов на слоги.
Воспитывать интерес к неживой природе, ее явлениям.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в нее, нужно отгадать две загадки:
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня… (Зима)
- Верно, зима. А вот и вторая загадка:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это вы меня –
Я … (Лето)
- Да, это лето. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку.
Дети вместе с воспитателем подходят к первому фланелеграфу, на котором вперемешку прикреплены «летние» и «зимние» картинки.
Воспитатель: Что такое? Все перепуталось… Давайте отберем летние картинки и зимние и разместим их на втором фланелеграфе по отдельности. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Но кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?
Ежик: Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норы и совсем замерз.
Воспитатель: Да, иголки согреть не могут. Знаешь что?! Иди в летнюю сказку!
(Ежик подходит к летним картинкам, садится на пенек)
Ежик: Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней.
- Основная часть
- Беседа о зиме
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какая бывает зима?
- Назовите признаки зимы? (мороз, снег, холодно)
- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)
- Какой снег зимой? (хрустящий, скрипящий, холодный…)
- Что происходит зимой с деревьями? (они «отдыхают», «спят, укрывшись снегом»)
Воспитатель: Издавна русский народ сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них:
Приходи, зима,
Приходи, красна,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными.
- Почему зима, по мнению народа, красна? (красивая)
- Какой вам представляется зима?
- Что она должна принести с собой?
- Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А.С. Пушкин описывает ее так:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный ли один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы?
- О чем можно сказать:
Ударили… (морозы)
Хрустит… (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут…(метели)
- Как живут зимой звери? (медведь, еж – спят, заяц – белый)
- Как зимой живут птицы? (Зимующие птицы не боятся снега, но их надо подкармливать, потому что зимой им трудно добывать пищу)
- Кто из вас любит это время года? Почему?
- Чем занимаются зимой дети?
- Что вам нужно для зимних игр?
- В какие игры нельзя играть зимой и почему?
- Игра «Почему так назван» (словообразование)
Конькобежец (бегает на коньках)
Саночник (катается на санках)
Лыжник (катается на лыжах)
Хоккеист (играет в хоккей)
- Игра «Кому что нужно» (употребление имен существительных в Д.п.)
Коньки нужны… (конькобежцу)
Санки нужны… (саночнику)
Лыжи нужны… (лыжнику)
Шайба нужна… (хоккеисту)
- Игра «Доскажи словечко» (однокоренные слова)
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается… (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка – … (снегурка)
На снегу-то, посмотри! –
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)
Вопросы:
- Какие слова вы добавляли? (родственные, однокоренные, похожие)
- На какое слово они похожи? (снег)
- Подбери похожие слова к слову:
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…
Мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки...
Физкультминутка
Воспитатель: Жил-был зайчик – длинные ушки,
Отморозил зайчик ушки на опушке.
Отморозил лапки, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и сухо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Е. Благинина
- Что случилось с зайчиком?
- Что надо сделать, чтобы этого не произошло? (надо двигаться)
Движения:
Я мороза н боюсь,
Я с ним крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос –
Значит надо не зевать,
Бегать, прыгать и играть.
Вот румяный я бегу,
Весь в серебряном снегу.
Ты, мороз, совсем не злой,
Ты мне дедушка родной.
- Опыты со снегом и льдом
1) Загадка: Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как положишь на ладонь. (снег)
Педагог выносит мисочку со снегом на подносе, раздает детям. Дети следят за таянием, трогают.
- Снег какой? (холодный, белый)
- Он твердый? (рыхлый)
- Он прозрачный? (не прозрачный)
- Что происходит со снегом в тепле? (тает)
Вывод: Снег холодный, белый, не прозрачный, рыхлый, тает.
2) Загадка: Зимою был крышей
Для речки, пруда.
Весной не осталось
От крыши следа. (Лед)
Педагог выносит кубики льда и раздает каждому ребенку.
- Давайте рассмотрим, потрогаем.
- Лед какой? (холодный, прозрачный)
- А если его толкнуть? Он какой? (толкают, лед скользкий)
- Он рыхлый? (нет, твердый)
- А если мы подержим его теплой руке, что с ним происходит? (он тает, превращается в воду)
- Лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед? (воду заморозить в холодильнике или вынести на улицу)
- Если бы поверхность рек не покрывалась слоем льда, то все живое в реках замерзло и погибло. Лед – это своеобразное одеяло – под таким толстым и прочным ковром подводным жителям не страшен никакой мороз.
- А вот людям нужно осторожно обходиться со льдом. Давайте подумаем, почему? (педагог показывает иллюстрации с изображением безопасного поведения людей на льду)
- Лед и снег нельзя брать в рот! Почему? (можно заболеть, грязный)
- Льдом нельзя бросаться! Почему? (он твердый, можно поранить человека)
- Нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди! Почему? (скользко, упадешь, разобьешься)
- Нельзя ходить по льду на реках! Почему? (лед может таять и тогда он теряет свою прочность, можно провалиться под лед и утонуть)
Вывод: Лед какой? Холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает.
- Игра «Живые слова»
ДЕРЕВЬЯ ПОКРЫТЫ СНЕГОМ
Роль слов в этой игре выполняют дети.
Саша – ДЕРЕВЬЯ: – Какое ты слово?
– Каким словом ты стал?
– Каким словом стала Даша?
Аня – ПОКРЫТЫ: – Какое ты слово?
– Каким словом ты стала?
– Каким словом стал Саша?
Даша – СНЕГОМ: – Какое ты слово?
– Каким словом ты стала?
– Каким словом стала Аня?
Дети называют свои слова. Из этих слов получилось предложение: «Деревья покрыты снегом».
- Что получилось из этих слов?
- Какое первое слово?
- Какое второе слово?
- Какое третье слово?
- Покажите, где в этом предложении слово «деревья»? и т.д.
Теперь эти дети будут дружными словами. Послушайте, что они скажут. (По знаку воспитателя дети произносят слова одновременно)
- Поняли, что они сказали?
- Почему было непонятно? (сказали одновременно, все сразу)
- Чтобы предложение стало понятным, слова надо произнести последовательно, одно за другим. (Педагог предлагает произнести каждое слово, спрашивает, какое получилось предложение)
- Игра «Составь предложение»
Воспитатель: А теперь я буду составлять предложение о лете, а вы будете составлять предложение о зиме.
- Летом солнце светит много
(Зимой солнце светит мало)
- Летом земля покрыта зеленой травкой
(Зимой земля покрыта белым снегом)
- Летом на деревьях листочки
(Зимой деревья голые)
- Летом дети купаются в реке
(Зимой дети катаются на коньках)
Ежик: Молодцы! А как вы справитесь с другим заданием? Посмотрите, у меня на иголках листочки. Вы листок сорвите и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите. (Дети срывают листочки, рассматривают)
Воспитатель:
- Ваня, назови свое слово. (снег)
- Сколько шагов ты прошагал? (1)
- Почему ты прошагал 1 шаг? (в слове «снег» 1 слог)
- Арина, назови свое слово (снеговик)
- Сколько шагов ты прошагала? (3)
- Почему ты прошагала 3 шага? (в слове «снеговик» 3 слога)
- Давайте проверим Аринин ответ и «прохлопаем» слово «снеговик»
- Сколько раз мы хлопнули в ладоши? (3)
- Почему Арина сделала три шага, а мы сделали три хлопка? (потому что в слове «снеговик» три слога)
- У кого же самое длинное слово? (у Арины)
- А самое короткое? (у Вани)
- Ну, что, Ежик, справились дети с твоим заданием?
Ежик: Да.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Ну, что, Ежик, теперь ты знаешь, что бывает зимой?
Ежик: Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме. Какие вы молодцы! Вот вам от меня подарок (корзинка с яблоками).
Воспитатель: Спасибо тебе, милый Ежик! Ты такой добрый. Мы тоже хотим сделать тебе приятное – мы хотим подарить тебе цветы, но необычные… Посмотри!
Психогимнастика
Под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» дети исполняют этюд «Цветок».
Ежик: Спасибо! Мне даже показалось, что я оказался на поляне с цветами… И теперь спокойно буду ждать весну. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"
Конспект логоритмического занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка"...
Конспект интегрированного занятия "Зимняя сказка" в средней группе
Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима" в средней группе. Интеграция: Художественно-эстетическое, познавательное развитие...
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка»
Конспект занимательного дела «Зимняя сказка». Цель: показать, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; уточнить признаки зимы; воспитывать отзывчивость ...
Конспект открытого занятия «Зимняя сказка». Нетрадиционная техника рисования солью.
На данном занятии продолжаем знакомить детей с зимним пейзажем, показываем, что природа прекрасна в любое время года. Учим детей передавать очертание стволов, веток деревьев используя шаблоны. З...
Конспект музыкального занятия "Зимняя сказка" для старших дошкольников.
Занятие построено на разнообразных видах деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмическая, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация и и...
Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"
Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии....