Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
консультация по обж (старшая группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Из опыта работы с детьми по теме

«Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_detmi_po_teme.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Из опыта работы с детьми по теме

«Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Консультация для педагогов

                                                 

                                                         

                                                      Подготовила: Пономарева Ольга Николаевна

воспитатель

                   

                                г. Камень – на – Оби, Каменский район

2024 г

 «Безопасность жизнедеятельности, как средство как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников».

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Тема безопасности дошкольников мною выбрана не случайно. Её актуальность на сегодняшний день очень велика. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании

окружающего мира может стать небезопасной для него. Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.

Главной целью в воспитании безопасного поведения у детей для меня стало –

сформировать у детей представления об опасных ситуациях и особенностях поведения в них.

В ходе работы по теме мною решались следующие задачи:

  • Дать представление детям о причинах возникновения опасности.
  • Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях и о том, как избегать их.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении опасности.
  • Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих.

Работа по формированию у детей основ безопасности велась целенаправленно и систематически, что позволило на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту безопасности. Я считаю, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно

себя вести в различных ситуациях. И чтобы уберечь детей от трагедии, необходимы усилия не только детского сада, но и родителей.

Обучение детей в детском саду правилам безопасности осуществляла по

двум направлениям:

  • Профилактическая работа с детьми
  • Разъяснительная работа с родителями.

Профилактическая работа с детьми велась со средней группы. В соответствии с возрастом учитывался объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Содержание проводимых мероприятий интегрировалось в различные виды детской деятельности: изобразительную, театрализованную, досуговую. Изучение той или иной темы осуществлялось в соответствии с разработанным алгоритмом. С его помощью дети знакомились с тем, как действовать в опасных ситуациях, распознавать их в разных областях жизни.

Работа по теме велась через:

1) ООД

2) Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, рассматривание наглядного материала.

3) Свободно-самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Для занятий с детьми мной были выбраны наиболее актуальные и важные темы. Это и электроприборы, мелкие предметы, лекарственные препараты, острые предметы. Была проведена большая совместная работа с детьми. Дети знакомились с правилами здорового образа жизни, как ядовитые вещества могут попасть в организм, как избежать этого и тем самым сохранить свое здоровье. Во время экскурсии в медицинский кабинет, медсестра провела познавательную беседу о том, где хранить лекарства, можно ли их брать без

спроса родителей, как это опасно. Также не остался в стороне младший воспитатель группы, которая провела беседу о том, как опасны хозяйственные, моющие средства, где они должны стоять, для какой цели предназначены. Для ребят, с целью расширения знаний по безопасности были организованы беседы с папами, которые показали детям, как пользоваться столярно-плотницкими инструментами, объяснили правила, которые необходимо выполнять при пользовании ими. Были проведены беседы с участием инспектора ГИБДД, пожарным.

В своей работе я использовала программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,

Р.В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста.

Проводимые мероприятия в группе строились по нескольким темам, а именно:

  • дорожная безопасность,
  • пожарная безопасность,
  • безопасность психического и физического здоровья детей, их благополучия в детском саду и за его пределами.

Интересными на мой взгляд были:

  • Беседы («Как избежать неприятности дома, на улице, в лесу» и др.)
  • Игровые тренинги («Минутки безопасности», «Я потерялся», «Кошкин дом»

(инсценировка с обсуждением), «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью» и др.

  • Разбор проблемных ситуаций («Какую ошибку совершила Красная Шапочка?»,

«Что ты будешь делать, если постучали в дверь, зазвонил телефон?»)

  • Моделирование заданных ситуаций («Спички детям не игрушка», «Бытовые приборы» и др.)

Работе с семьей было отведено особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения и навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.

Основными направлениями работы с родителями были:

- информирование о фактах, которые могут стать причиной несчастных случаев;

- о том, как объяснить детям правила безопасности;

- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения

обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

А разнообразными формами работы с семьей были:

- беседы о безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей, материалов о безопасности в домашних и природных условиях;

-оформление папок-передвижек по профилактике безопасности;

- открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

- анкетирование;

- консультации.

Большую роль в формировании у детей основ безопасной жизнедеятельности играет создание предметно – развивающей среды. В группе был оформлен «Центр Безопасности», который постоянно дополнялся и систематизировался материалами благодаря родителям, которые понимали важность проводимой работы (игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, костюмы «пожарный», «врач», «инспектор ГИБДД», наглядно-дидактические пособия, книги, иллюстрации).

Наряду с традиционными в нашей группе использовались нетрадиционные формы работы, такие как, проведение «Недели безопасности», когда мы с детьми и родителями изготавливали групповые стенды, рисовали, сочиняли истории о безопасности жизнедеятельности. Совместно с детьми и родителями мы работали над проектами о пожарной безопасности, дорожной безопасности.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности. Создано пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности.

За время работы по данной теме я пришла к выводу, что знания детей правил

безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил являлась игра, в которой они сами участвовали. Увлекаясь ею, дети усваивали основные требования правил, расширяли знания о правилах безопасности в повседневной жизни, которые помогут избежать несчастья, учились правильно действовать во время опасности,

если рядом нет взрослых.

Работа по формированию у детей знаний по безопасности жизнедеятельности

проводилась с детьми средней. В течение данного периода у детей значительно расширился круг сведений и представлений об окружающем мире предметов и отношений между людьми, обогатился теоретический и практический опыт, активизировалось их речевое общение. В конце учебного года с детьми проводилось индивидуальное обследование по теме безопасности жизнедеятельности.

Положительным результатом воспитательно- образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников можно считать следующие:

  • у детей появилось стремление расширить свой кругозор по теме, желание выявить и вникнуть в существование проблемы.

Таким образом, личная безопасность — это не просто усвоенные знания, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. И если сейчас наши ребята усвоят и поймут,

как это важно, то можно считать, что работа воспитателей в содружестве с родителями прошла не зря.

Полученные знания детей о правилах безопасного поведения будут способствовать выполнению их детьми дома и в зонах ближайшего окружения (улица, сквер, транспорт), а значит, обогатится жизненный опыт детей по данной проблеме, а родители почувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери в формировании у ребенка

навыков охраны личного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»

В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....