Проект по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»
проект по обж (средняя группа) по теме
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по противопожарной безопасности дошкольников
« Искру туши до пожара, беду отведи до удара»
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменова Марина Викторовна
Актуальность проекта
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Цель: развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.
Задачи:
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- научить детей набирать номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Участники проекта: дети средней, старшей группы, родители воспитанников средней, старшей группы, воспитатели.
Механизм и календарный план реализации проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап (сентябрь)
-Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.
- Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников.
- Провести опрос детей.
Основной этап (с октября по ноябрь)
- Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.
Заключительный этап (декабрь)
- Представить результаты и итоги проекта общественности .
- Обобщить и распространить опыт работы по проекту.
Формы работы:
1. Ознакомление с художественной литературой
Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанным произведением: беседа, рассматривание иллюстрации и др.
Чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом».
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.
Чтение С.Я.Маршак «Пожар».
Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь.
Заучивание стихотворения «Тревога» М.Лазарева.
Чтение Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».
Чтение сказки «Как Тимоша царевну спас».
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности, профессии пожарного.
2. Игровая деятельность
Игра «Последовательные картинки»
Цель: Развивать мышление детей, повторить правила поведения детей во время пожара (перед детьми лежат переставленные местами картинки, необходимо расположить их по порядку и составить рассказ).
Игра-загадка «Слушай внимательно».
Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение)
Игра « Найди ответ».
Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности ( детям дается картинка – вопрос, необходимо найти пару картинку-ответ)
Игра-эстафета «Отважные пожарные».
Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия (пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно)
Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас»
Цель: закрепить знания детей об одежде пожарного в прошлом и настоящем ( дети поочереди называют предметы одежды пожарного, передавая мяч ответившему игроку, выигрывает тот, кто последним взял мяч.)
Игра «Это следует запомнить».
Цель: закрепить правила поведения детей во время пожара (показать детям картинки с изображением пожара, предложить правильно ответить как вести себя в такой ситуации, как делать нельзя)
Ситуация «Что делать если…».
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара».
Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.
Сюжетно - ролевые игры «Пожарная часть», «Дом»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения дома при отсутствии взрослых.
Дидактические игры «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».
Цель: закрепить знания детей о последовательности действий в случае возникновения пожара.
Игра «Как делать нельзя».
Цель: учить самостоятельно находить решение проблемы сохранения своего здоровья при возникновении пожара (детям предлагается несколько вариантов поведения при пожаре, необходимо выбрать только правильные).
3. Познавательная деятельность
Отгадывание загадок об огне.
Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой».
Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.
Занятие « Пожароопасные предметы».
Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Занятие «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».
Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.
Экскурсия по детскому саду.
Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара.
Пословицы и поговорки о пожаре и огне.
Занятие «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»
Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
4. Речевое развитие
Составление рассказов по схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина».
Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.
Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».
Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».
Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар».
5.Исследовательская деятельность
Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности (описание опытов см. приложение)
Опытническая деятельность « Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».
Опытническая деятельность «Почему во время пожара часто происходит взрыв».
Опытническая деятельность «Огонь дышит».
Опытническая деятельность «Водой масло не затушишь».
Опытническая деятельность «Пожары загрязняют воздух».
Научно - практическая конференция «Это должен каждый знать, чтобы пожара избежать» (предложить нескольким семьям (совместно с воспитателем) подготовить с детьми «научные доклады» с оформлением наглядных средств, распределив между ними «научных» специалистов).
6. Художественно-продуктивная деятельность
Рисование по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар».
Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома.
Оформление книги «Поучительные истории».
Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь злой».
7.Досуговая деятельность
Театральная деятельность по произведению С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Цель: продолжать формировать осознанное отношение к правилу «Нельзя!». Воспитывать умение адекватно вести себя в необычных ситуациях. Организуется 2 раза, первый по произведению, второй с изменением конца.
Спортивное развлечение «Пожарная дружина».
Цель: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. (см. приложение)
Музыкальное развлечение « Не играй с огнем».
Цель: Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности. (см. приложение)
8. Практические тренировки по эвакуации
Цель: Отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре.
На практических тренировках детям предлагаются разные задания:
- Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.
- Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.
- В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?
-Рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)
План-график мероприятий по реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ожидаемые результаты |
РАБОТА С ДЕТЬМИ | |||
Сентябрь | Групповая комната | Опрос детей на тему: «Соблюдение правил пожарной безопасности в быту». Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой».(1 ч) Чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом».( 1 ч) | представление детей о том, что огонь может приносить не пользу человеку, по и вред; представление детей о пожароопасных предметах. которыми нельзя самостоятельно пользоваться; умение детьми звонить в пожарную часть по телефону 01, вести диалог. называть домашний адрес; |
Октябрь | Групповая комната | Театральная деятельность по произведению С.Я.Маршака «Кошкин дом» Чтение С.Я.Маршак «Пожар». Рисование по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар» | |
Ноябрь | Групповая комната | Игра «Это следует запомнить» Отгадывание загадок об огне. Занятие «Пожароопасные предметы» | |
Декабрь | Групповая комната | Опытническая деятельность «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?». Игра «Сложи картинку». Игра-загадка «Слушай внимательно». | |
Январь | Групповая комната | Занятие «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем». Опытническая деятельность «Почему во время пожара часто происходит взрыв». Составление рассказов по схематическим моделям. | |
Февраль | Групповая комната | Заучивание стихотворения «Тревога» М.Лазарева. Чтение Л.Н.Толстой «Пожар». «Пожарные собаки». Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода. |
Март | Групповая комната | Практическая тренировка по эвакуации Опытническая деятельность «Огонь дышит». Пословицы и поговорки о пожаре и огне. | умение детей правильно вести себя в случае пожара; знания детей о профессии пожарного и технике, помогающие человеку тушить пожар; умение детей правильно вести себя в случае пожара; умение |
Апрель | Групповая комната | Экскурсия по детскому саду. (1 ч) Занятие «Пожарный - герой, он с огнем вступает в бой» Чтение сказки Т. Шорыгиной «Как Тимоша царевну спас».( о профессии пожарного) | |
Май | Групповая комната | Спортивное развлечение «Пожарная дружина» Опытническая деятельность «Водой масло не затушишь». Игра « Найди ответ».(10-15 мин) | |
Сентябрь | Групповая комната | Игра «Отважные пожарные». Опытническая деятельность «Пожары загрязняют воздух». Игра «Это следует запомнить». | |
Октябрь | Групповая комната | Ситуация «Что делать если...» Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара» Практическая тренировка эвакуации | |
Ноябрь | Групповая комната | Развлекательное утро «Загадайка» Составление рассказов по пословицам. Сюжетно - ролевые игры «Пожарная часть», «Дом». | |
Декабрь | Групповая комната | Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец». Подвижная игра «Огонь, вода, едкий дым» Дидактические игры «Найди ответ», «Разложи по порядку», | |
«Домино», «Лото». Презентация: Изготовление плакатов для группы, детского |
Детский сад | учреждения, для дома Оформление книги «Поучительные истории». Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь злой». Игра «Как делать нельзя». Музыкальное развлечение « Не играй с огнем». Практическая тренировка по эвакуации | Умение детей правильно вести себя в случае пожара; знание детьми средств пожаротушения; приобретение навыков правильного поведения при пожаре. | |
РАБОТА С КАДРАМИ | |||
1 | Выступление на педсовете «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности | ||
2 | Консультация для педагогов Действия педагогов при пожаре | ||
3 | Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с правилами противопожарной безопасности» | ||
4 | Показ открытого мероприятия «Не играй с огнем» (досуг). | ||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
1 | Консультация для родителей о противопожарной безопасности. | ||
2 | Анкетирование на тему «Профилактика противопожарной безопасности» | ||
3 | Консультация для родителей по | ||
противопожарной безопасности «Советы доброго доктора. След навсегда». | |||
4 | Если ваш ребенок один дома (памятка для родителей о мерах пожарной безопасности). | ||
5 | Родительское собрание на тему: «Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности» | ||
6 | Совместное участие в досуге. Спортивное развлечение «Пожарная дружина |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе:
- улучшение условий для организации обучения детей правилам противопожарной безопасности;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи противопожарной безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения;
- овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;
- изменение отношения родителей к данной проблеме.
Показатели эффективности деятельности по проекту:
- рост мотивации к изучению проблемы пожарной безопасности всех участников проекта;
- обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности;
- наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности навыков пожарной безопасности;
- совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
-накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников;
- проведение детско-родительской научно-практической конференции «Это должен каждый знать, чтобы пожара избежать».
Методы оценки успешности/ эффективности проекта
Опрос детей и родителей.
Беседа на тему «Наш дом», куда включены вопросы Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?
Оценка рисков
Риски проекта | Меры для их минимизации |
1 Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.
2.Отсутствие необходимого материала, информации. | -проведение бесед воспитателем, психологом, показ открытых мероприятий; - совместные коллективные дела детей и родителей; - участие родителей в процессе контроля за качеством знаний. Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек, материалов пожарной части. |
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по противопожарной безопасности в условиях реализации личносто-ориенированной модели образования детей дошкольного возраста.
Приложение.
Перед тем как начать работу, мы предлагаем родителям ответить на следующие вопросы (в виде анкеты).
Анкета.
1.Ф.И.О., место работы, образование родителей; возраст ребенка.
2.Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?
3.Если да, то чем он в это время занимается?
4.Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?
5.Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?
6.Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?
7.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?
Это позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми, и с их родителями.
Опросник.
- Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
- Как вызвать службу спасения?
- Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»).
- Назови пожароопасные предметы.
- Отчего может возникнуть пожар?
- Перечисли правила поведения при пожаре.
- Назови правила пожарной безопасности.
- Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
- Перечисли правила поведения дома (решение проблемных ситуаций «Когда дети остаются дома одни»).
Музыкальное развлечение «Не играй с огнем»
ВЕДУЩИЙ:
Знают взрослые, знают дети:
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека.
1 ребенок.
Чуть стемнеет - вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.
2 ребенок.
Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.
3 ребенок.
Хлеб и булки огонь выпекает. И от холода нас защищает.
4 ребенок.
И до дальних звезд от Земли мчит космические корабли.
ВЕДУЩИЙ:
ВЕДУЩИЙ.
Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
1 реб. Не теряться никогда,
Действовать умело!
ВЕДУЩИЙ. Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И пожарных позвать!
Игра "Юные пожарные" (2 команды)
I/ набирают номер 01
2/ называют свой адрес 01
3/ пожарные раскатывают пожарный рукав, одевают каски, тушат огонь, бегут с ведрами/.
1 ребенок.
Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!
2 ребенок.
Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.
Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!
3 ребенок.
Если же большой огонь, дымом все объято, выбегать из дома вон надо всем ребятам.
Ведущий загадывает загадки.
- Хвост деревянный, носик остер
Или кирка я, или ....... /топор/
2. Ушки и дужка, над ними кружка
Пустое бренчит, полное молчит ..... /ведро/
- Из металла шея - шест,
Два крючочка - носа нет.
Коль случается пожар,
Смело лезет в самый жар ..... /багор/
4. Я рвусь повсюду напролом
И называюсь просто …. /лом/
5. Всем готова помогать:
И копать, и засыпать.
Как зовут меня, ребята ? Догадались все? ..../ лопата/
6. Спешит, гудит : «Дорогу дай!"
Моргает глазом синим
Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет....... /пожарная машина/
7. Оставит страшные следы,
Что встретит, пожирает.
Но если дать ему воды,
Сам мигом погибает.../огонь/
ПОСЛОВИЦЫ: "От маленькой искорки большая беда"
«Коробка спичек хоть и мала, но может много причинить зла."
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. /частушки/.
"Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка, частушки
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей".
Спортивное развлечение « Пожарная дружина».
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости, жюри и болельщики!
30 апреля - профессиональный праздник пожарных. День и ночь ни на боевом посту, доблестно охраняя нашу мирную жизнь от страшной беды пожара, который по неосторожности может произойти в любую минуту.
Мы поздравляем пожарных с этим праздником и им посвящаем наш сегодняшний вечер.
1. СТИХИ.
"Знают взрослые, знают дети:
В самых разных концах земли
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека".
1 реб. Чуть стемнеет и вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.
2 реб. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.
3 реб. Хлеб и булки выпекает и от холода нас защищает
4 реб. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.
Ведущий. Люди силу и мощь ощутили с той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим - не согреет ладошек он ваших, превращает все в пепел и дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом. Сам огня не разжигай и другим не позволяй. Даже крошка-огонек от пожара не далек. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый - наш надежный старший друг.
2. Песня "К нам гости пришли" /вручают подарки, сделанные своими руками/.
3. Оркестр "Во саду ли, в огороде".
КОНКУРС 1. Эстафета «Юные пожарные"
а/ пролезть в тоннель.
б/ заберись по лесенке.
в/ позвони в звоночек.
КОНКУРС 2. "Спаси детей из горящего дома"
а/ пролезть в тоннель;
б/ прошагай по лесенке, положенной на пол;
в/ возвращение с игрушкой.
КОНКУРС 3. "Скатай пожарный рукав" /сначала дети, затем вместе со взрослыми/ (см. занятие № 8).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. "Танец яблочко".
КОНУРС 4. «Кто больше вынесет предметов при пожаре».
КОНКУРС 5." Чья команда быстрее проедет на пожарной машине".
КОНКУРС 6. " Кто быстрее потушит пожар "/ для взрослых - водой из трубки во рту/.
Лаборатория « Любознайка».
Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».
Цель: дать представление о причине взрыва.
Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.
Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.
Опыт№3. «Чем можно потушить огонь?»
Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.
Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому - добавить в колбу с водой сахар.
Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань.
Опыт №4. «Огонь дышит».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.
Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?
Вывод. В банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня, а если от этого газа гаснет огонь, значит, его можно использовать для тушения пожара.
Опыт№5. «Водой масло не затушишь».
Цель: дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование: стакан с растительным маслом, стакан с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетливо не станет видно, что масло плавает на поверхности.
Вывод. Опыт показывает, что затушить горящее масло водой не возможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть.
Опыт№6. «Пожары загрязняют воздух».
Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).
Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает свечу, держит над пламенем ( на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку, Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.
Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.
Игра: «Найди ответ»
- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?
Игра: «Как делать нельзя».
- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:
сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас».
Дети встают в круг. В центре лежит мяч, Воспитатель предлагает назвать одежду пожарного раньше и сейчас. Ребенок, назвавший предмет одежды, берет мяч, а затем передает его следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч (авторская игра).
Занятие «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой».
Цель: обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело); расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
Предварительная работа: Чтение произведений С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Чтение и пересказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Рисование пожарной машины (по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар»). Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», для подвижной игры «Пожарные на учениях».
Материал: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, ½ альбома, краски, кисти.
Словарная работа. Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.
Ход занятия.
Воспитатель (показывая телеграмму).
Телеграмма! Телеграмма!
Я пришла к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной,
Адрес очень точный:
Детский сад №5 «Умка».
Хотите узнать от кого телеграмма?
Привет вам детвора
Шлю со своего двора,
Загадку отгадаете и меня узнаете.
Дети, отгадайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы,
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это … (кот)
Молодцы, это кошка из произведения С.Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке?
Дети. Поможем.
Воспитатель. Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?
Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.
Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?
Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.
Воспитатель. Какими должны быть пожарные?
Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.
Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?
Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, как одевались пожарные раньше, и что надевает современный пожарный? Для того чтобы вы об этом рассказали, я предлагаю поиграть вам в игру - аукцион «одежда пожарного раньше и сейчас». Послушайте правила.
Дети, встаньте в круг. В центр я положу мяч. Тот, кто первым назовет предмет одежды пожарного, берет мяч. А затем передает мяч следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч.
Воспитатель. Хорошо поиграли. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий)?
Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.
Воспитатель. Как оборудована пожарная машина?
Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.
Воспитатель. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?
Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
Воспитатель. Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?
Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где – нибудь дымок.
Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?
Дети. Нужно по телефону набрать «01».
Воспитатель. Отчего происходят пожары?
Дети. Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем…
Воспитатель. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?
Дети. Их награждают медалями.
Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?
Дети. Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Толстого «Пожарные собаки»…
Воспитатель. Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного,
Десяток дружных братцев, поочередно соединяются с большим)
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы)
Им равных не сыскать,
А нам они сегодня
Помогут рисовать.
Воспитатель (в конце занятия). Что вы узнали сегодня на занятии?
Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми.
Экскурсия по детскому саду.
Цель: Дать детям понятие о противопожарном уголке в детском саду, о его назначении и ознакомить с предметами, которые имеются в уголке. Расширить знания о способах тушения пожара.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на противопожарный щит.
— Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все эти предметы предназначены для тушения пожара.)
— Мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять все необходимое для тушения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом).
— Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите.
— Что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вырубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей.)
— На противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется.
— Огонь можно погасить не только водой. Помните, мы с вами тушили костер песком? Что стало с огнем? (Огонь потух.)
— В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, что в нем есть? (Песок.)
— Для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.)
— В противопожарном уголке есть огнетушитель. Им могут пользоваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет.
Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.)
Задание на дом: Расскажите о предназначении пожарного щита.
Экскурсия в пожарную часть.
Цель: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. Воспитать стремление и интерес к профессии пожарных.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее.
— Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)
— Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)
— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)
(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)
— Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.)
— Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы.
(Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.)
— На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить травмы.)
Задание на дом. Предложить детям нарисовать пожарную машину, которая мчится на пожар.
Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар».
Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.
Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.
Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.
После чтения следует задавать детям вопросы.
— От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)
— Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)
— На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)
— Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.
Задание на дом. Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.
Информационные ресурсы:
1.ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть./ Сост. Фисенко М.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
2.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
3.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
4.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет.- Ярославль: Академия развития, 2003.
5.Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 - №2
6.Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«Советы доброго доктора. След навсегда»
Подготовила
Воспитатель: КЛЕЙМЕНОВА М.В.
Саранск 2011-2012 уч. год
Консультация для родителей по пожарной безопасности Советы доброго доктора. След навсегда.
Одно из первых мест среди всех несчастных случаев занимают ожоги. Чаще всего от ожогов страдают малыши первых четырех лет жизни, что объясняется особенностями поведения детей в этом возрасте.
Родителям стоит знать, что существует зависимость между причиной ожога и возрастом ребенка.
В первые два года жизни дети наиболее часто получают ожоги при ошпаривании, неосторожном соприкосновении с раскаленным предметом во время игры. Кроме утюга и сковороды это могу быть и мамины щипцы для завивки волос.
В возрасте от трех до пяти лет ребенок становится более подвижным и любопытным, его начинают интересовать эксперименты со спичками и другими горючими материалами. Дошкольников словно притягивает палочка, которая при зажигании дает пламя, тепло, свет. Большинство пострадавших детей -жертвы собственной неосторожности. Пламя является самой частой причиной ожогов у детей в возрасте от пяти до двенадцати лет. «Одежный» фактор. Огромную роль в предотвращении ожогов и сведении к минимуму последствий возгорания играет детская одежда. Белье для ребенка не должно быть легковоспламеняющимся
или легкоплавким (такое под действием высокой температуры плавится и «налипает» на тело, вызывая ожоги большой площади).
Свободная, падающая складками одежда повышает вероятность воспламенения в сравнении с облегающим коротким нарядом. Самое огнестойкое из всех натуральных волокон - шерсть.
Помощь при ожогах. В России принята классификация ожогов по пяти степеням, но для оказания первой помощи достаточно различать три основные степени. Ожоги первой степени похожи на обыкновенный солнечный ожог. Для их
1
лечения не обязательно обращаться к врачу. Чтобы уменьшить болевые ощущения и избавиться от возможного отека и
последующих волдырей, обожженное место надо подставить под струю холодной воды на 10-15 минут. Затем, чтобы кожа не слишком пересохла, место ожога можно смазать мазью или облепиховым маслом. Ожоги второй степени травмируют не только кожу, но и подкожные ткани. Такие ожоги могут быть вызваны огнем, горячими жидкостями или паром. Обожженное место нужно также подставить под струю холодной воды, а если ожог обширный, поместить
пострадавшего в холодную ванну на 10-15 минут. Обязательно дать ребенку обезболивающее лекарство. Затем обожженный участок, ничем не смазывая, накрыть марлевой повязкой, чистым носовым платком, салфеткой или полотенцем. Чем раньше подставить ожог
под холодную воду или опустить в нее пострадавшего, тем скорее утихнет боль и лучше заживет обожженное место. При ожоге второй степени большой площади малыша следует доставить к врачу в ближайшую поликлинику или травмопункт.
Ожоги третьей степени отличаются еще большей глубиной поражения кожных тканей. Первая помощь должна быть такой же,
как и при ожогах второй степени: подставить обожженное место на 10 минут под холодную воду. Обязательно нужно дать обезболивающее лекарство. Если на ожог попала грязь, следует аккуратно стереть её чистой мягкой тряпочкой или ватой. Если к ране прилипла одежда, не пытайтесь самостоятельно отделить ее от кожи. Накройте обожженное место повязкой и отправляйтесь к врачу.
Малышу, получившему ожог третьей степени, нужно давать много пить, чтобы избежать обезвоживания организма. И еще: на тяжелые, глубокие ожоги нельзя накладывать никаких мазей! Они только помешают врачу провести нужное лечение. Первая помощь при ожогах глаз: открытые глаза следует в течение несколь-
2
ких минут промывать холодной водой. После этого надо немедленно доставить пострадавшего к врачу.
Правила, которые должны соблюдать родители в целях предотвращения ожогов у детей
- Когда ребенок ест или пьет что-то горячее, он должен обязательно сидеть за столом, а не ходить с чашкой по комнате
- Не разрешайте ребенку бегать и играть у накрытого стола, чтобы он на себя ничего не опрокинул.
- Во время приготовления пищи не выпускайте малыша из поля зрения. Старайтесь готовить еду только на дальних конфорках, чтобы вовремя предотвратить опрокидывание кастрюли с горячим содержимым на ребенка.
- Не держите пищу, лакомства на плите. Ребенок за ними полезет, будьте уверены, и тогда...
- Используйте только исправные электрические приборы.
- Не оставляйте свободно висящими электрошнуры, чтоб
дети случайно не смогли опрокинуть на себя кофеварку или электрический чайник.
- Убирайте или ставьте повыше ненужные электроприборы.
- Не оставляйте включенный утюг без присмотра. Это само по себе опасно, а уж в присутствии ребенка - тем более.
- Поставьте заглушки на электрические розетки, чтобы малыш не засунул туда палец, вилку или, скажем, гвоздь.
Педагоги советуют
Расскажите детям. Приходилось ли тебе когда-нибудь сидеть у костра? Тихонько потрескивают подброшенные в огонь ветки, а ты, не отрываясь, смотришь на пламя, словно пытаясь в нем что-то разглядеть. Такое оно, это пламя, таинственное, загадочное. Смотреть на него можно бесконечно. И тебе становится так спокойно, хорошо думается и мечтается. Как будто
находишь наедине со своим лучшим другом.
Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь считали божеством и поклонялись ему.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу. Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего - на комфортабельной и компактной газовой плите, в небольшой и уютной деревенской печке.
А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь.
Из нее делают трубы и станки, автомобили и самолеты... Между прочим, автомобили и самолеты движутся тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение - это жизнь огня. Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток - ближайшие родственники. Ток освещает наши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприемники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.
Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль, го движет ее? Сила огня! Заглядывает утром в твое окошко ласковый солнечный лучик.
4
Что такое солнце? Это тоже огонь. Оно - огромный раскаленный шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете. Сила у друга-огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь — это, конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни.
Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Москва, например, частично
или полностью выгорала около 60 раз. Большие бедствия приносили пожары Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду и другим древним городам.
Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда,
корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля... А в результате - колоссальные убытки. Но самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнем, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью.
Даже солнечный лучик, проходящий до нас огромное расстояние - сто пятьдесят миллионов километров, - может стать причиной пожара, если с ним пошалить. Видели, как он, пройдя через лупу, зажигает бумагу, вату, сухую траву?
А что уж говорить о спичке! Чиркнул ею без нужды, бросил беспечно на пол - и уже пожар!
5
Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга и других электроприборов, включенных в электрическую сеть и оставленных без присмотра. Нельзя шалить с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном, лаками, красками. Они очень огнеопасны.
Часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать елку легкосгораемыми игрушками, зажигать на ней свечи, устраивать в помещении различные фейерверки.
Конечно, пожар может возникнуть не только по вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывают иногда небольшая искорка от трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок или не залитый водой костер. Летняя гроза бывает иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.
По какой бы причине ни возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» или немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил - и принять участие в тушении пожара. Будьте осторожны с огнем! Пусть огонь всегда будет только нашим другом!
Советуем прочитать детям
Баданов М. Костер.
Барто А. Гроза.
Бороздин В. Поехали!
Волынский Т. Кошкин дом.
Гардернес Э. Старший брат.
Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица.
Жигулин А. Пожары.
Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.
6
Зуев К. Машину проверяю. Ильин Е. Солнечный факел. Иоселиани О. Пожарная команда. Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое.
Михалков С. Дядя Стена (отрывок). Новичихин Е. Ноль - один. Спички. Оленев К. Красная машина.
Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел. Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял. Распутин В. Костер. Смирнов О. Степной пожар. Сухомлинский В. Воробышек и огонь. Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки. Фетисов Т. Куда спешат красные машины. Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела. Хоринская Е. Спичка-невеличка. Цыферов Г. Жил на свете слоненок. Чуковский К. Путаница. Яковлев Ю. Кто о чем поет?
По материалам сайта http://detsad-kitty.ru
7
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОДИН ДОМА (памятка для родителей о мерах пожарной безопасности)
Подготовила: воспитатель Клейменова М.В.
Не оставляйте детей одних!
Дети балуются - пожары от них.
В.В. Маяковский
Предупредите ребенка о том, куда и на какое время вы уходите. Проверьте, чтобы были закрыты все окна и балконные двери, особенно, если вы проживаете на первом этаже.
Уберите все опасные предметы и вещества (спички, зажигалки, аэрозоли, предметы бытовой химии, бензин и другие горючие смеси) в недоступное для детей место.
Отключите газ, выключите все бытовые электрические приборы,
предупредите ребенка, чтобы он их не включал.
Прикрепите на видном месте листовку с единым номером вызова экстренных служб «112».
Убедитесь, что ваш ребенок знает свои анкетные данные, адрес места жительства, чтобы в случае необходимости сообщить их службам экстренной помощи.
Положите рядом с телефоном справочник с телефонными номерами ваших соседей. Попросите соседей периодически проверять вашего ребенка. Напомните ребенку элементарные правила пожарной безопасности, научите его действовать в опасных ситуациях.
По соблюдению правил пожарной безопасности
Родителям необходимо руководствоваться следующими правилами:
При эксплуатации бытового электрооборудования запрещается:
1
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Печи и другие отопительные приборы должны иметь установленные
нормами противопожарные разделки (отступки) от горючих конструкций, а
также без прогаров и повреждений предтопочный лист размером не менее 0,5
х 0,7 м (на деревянном или другом полу из горючих материалов).
Очищать дымоходы и печи от сажи необходимо перед началом, а также в
течение всего отопительного сезона не реже:
одного раза в три месяца для отопительных печей;
одного раза в два месяца для печей и очагов непрерывного действия;
одного раза в месяц для кухонных плит и других печей непрерывной
(долговременной) топки.
При эксплуатации печного отопления запрещается:
оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;
располагать топливо и другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие ЛВЖ и ГЖ;
2
топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;
производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;
перекаливать печи;
устанавливать металлические печи, не отвечающие требованиям пожарной безопасности, стандартам и техническим условиям. При установке временных металлических и других печей заводского изготовления должны выполняться указания (инструкции) предприятий-изготовителей, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Пик «печных» пожаров приходится именно на отопительный сезон, на период холодов. Квартиросъемщики и домовладельцы за летний период теряют навыки в обращении с отопительными приборами, забывают о мерах предосторожности. Да и само печное оборудование со временем приходит в негодность.
Основные причины «печных» пожаров.
Во-первых, нарушение правил устройства печи:
недостаточные разделки дымовых труб в местах их прохождения через деревянные перекрытия, а также малые отступки - расстояния между стенками печи и деревянными конструкциями перегородок и стен дома; отсутствие предтопочного листа. Под печь возводится самостоятельный фундамент.
Во-вторых, нарушение правил ПБ при эксплуатации печи: розжиг печи бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися жидкостями; использование дров, длина которых превышает размеры топливника; перекаливание печей; оставленные открытыми дверки; сушка одежды или других предметов вблизи очага. Поверхности отопительных приборов и дымовых труб необходимо систематически очищать от пыли и
3
белить, обнаруженные в печи трещины своевременно заделывать.
Все печи должны быть отремонтированы и тщательно проверены.
Необходимо помнить, что в печи ценится не только хорошая тяга,
теплоотдача, экономичность и эстетические качества, но и безопасность:
при общении с детьми родителям необходимо объяснять опасность игр со
спичками, пиротехническими изделиями, нахождение вблизи от горючих
жидкостей, легковоспламеняющихся материалов, а также о том, что нельзя
оставлять без присмотра электрические приборы;
жителям города необходимо помнить, что при уборке внутридворовых территорий нельзя производить сжигания опавших листьев, бытового мусора, загромождать противопожарные разрывы, блокировать пути подъезда к зданиям.
По материалам сайта: http://dou2010.blogspot.com
4
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРИ ПОЖАРЕ
Подготовила
Воспитатель: КЛЕЙМЕНОВА М.В.
Саранск 2011-2012 уч. год
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОЖАРЕ
I. Общие требования пожарной безопасности.
Все работники должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Проходить инструктаж по пожарной безопасности не реже одного раза в полугодие.
Работники должны соблюдать на производстве и в быту требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
Выполнять правила предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, металлами и оборудованием.
В случае обнаружения пожара сообщить о нём в подразделении пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара; Первоочередной обязанностью каждого ребёнка детского сада является спасение жизни детей при пожаре.
Должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудование.
Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах, и оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. Все двери эвакуационных выходов должны открываться по направлению выхода
1
из здания и в период нахождения детей в здании двери эвакуационных выходов запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров. В здании детского учреждения запрещается:
- снимать дверные полотна в проёмах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
- оставлять без присмотра включенные в сеть счётные и пишущие машинки, радиоприёмники, телевизоры и другие электроприборы (за исключением холодильника), пользоваться этими приборами без несгораемых подставок;
- использовать электрокипятильники, электрочайники для приготовления пищи в спальнях, игровых комнатах и других помещениях, занятых детьми (за исключение специально оборудованных помещений);
- устраивать в чердачных помещениях склады, архивы, хранить какие-либо материалы;
- отогревание замёрзших отопительных водопроводных и канализационных труб открытым огнём;
- при проведении праздничных мероприятий (ёлок) зажигать в помещении разного вида фейерверки, бенгальские огни, стеариновые свечи, гасить полностью свет в помещении, одевать детей в костюмы из ваты, марли, не пропитанные огнезащитным составом.
Территория и помещения детского учреждения должны содержаться в полной чистоте. Весь сгораемый мусор следует систематически выносить на специально отведённый участок.
Зимой дороги, подъезды и крыши пожарных гидрантов должны систематически очищаться от снега.
В детском учреждении количество эвакуационных выходов из помещений любого этажа должно быть не менее 2-х.
Проведение сварочных работ и других опасных работ в здании детского учреждения может быть допущена только с разрешение заведующей или лица её заменяющего.
2
Чердачное помещение необходимо содержать в чистоте и запирать на замок. Ключи от чердачного помещения должны храниться в определённом месте доступном для получения их в любое время суток.
Ночной дежурные персонал не имеет права уходить из помещения и территории детского учреждения. Курить, применять открытый огонь, пользоваться нагревательными приборами, отвлекаться от выполнения своих служебных обязанностей.
II. Правила поведения при пожаре.
Первый кто заметил пожар или задымление должен сообщить заведующей, завхозу, который оповещает всех о случившемся.
Пожарную команду вызывает первый, кто заметит пожар при задымлении по телефону -01-, сообщая адрес детского учреждения, что горит и кто сообщает.
Пожарную команду встречает то лицо, которое вызвало пожарную команду у ворот на улице. Встречавший кратчайшим путём проводит прибывшего начальника пожарной команды, одновременно информирует его о том, что угрожает детям.
При тушении пожара нужно стремиться не создавать сквозняков и сильного притока воздуха. Поэтому нужно ограничить открывание оконных стёкол в горящих помещениях. Как можно скорее обесточить электропроводку, выключить рубильник.
Одновременно с вызовом пожарной команды и принятию мер по тушению пожара, необходимо приступить к подготовке, а в случае прямой угрозы к непосредственной эвакуации детей.
Эвакуацией детей должна руководить заведующая детским учреждением или её заместитель. Эвакуация детей проводится в помещении ближайшей от детского сада (здание общежития, школы).
В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где в условиях возникновения пожара больше всего угрожает опасность их жизни. Из верхних этажей первыми выводятся дети младших возрастов.
3
Если лестницы задымлена, нужно раскрыть окно, чтобы пропустить дым и дать приток свежего воздуха, а дверь, откуда идёт дым, плотно закрыта.
Прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани.
Дверь в задымлённом помещении открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымлённом помещении передвигаться ползком или пригнувшись, для защиты от угарного газа дышать через влажную ткань.
Если вы нашли в горящем помещении ребёнка, который не может сам передвигаться, накиньте на него влажную простыню или одеяло, закройте нос и рот влажной тканью и выведите в безопасное место.
Если на ребёнке загорелась одежда необходимо набросить на него мокрое покрывало, одеяло, плотную ткань и плотно прижмите к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение. Не пытайтесь тушить одежду с помощью огнетушителя, это может привести к химическому ожогу.
Поиски детей в горящей зоне прекращать лишь в том случае, когда проверены все помещения и точно установлено, что там никого нет.
По материалам сайта ГУ МЧС России: www.mchs.gov.ru/
4
Предварительный просмотр:
ЭТО СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ
«ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК ОБ ОГНЕ»
Подготовила: Воспитатель Клейменова М.В.
Выпал на пол уголек.
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его...
(водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те...
(отнять).
Если где хранится мусор
Или просто старый хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстрее всё...
(убрали).
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не ласт,
Без зубов, а кусается.
(Огонь.)
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички?
(Пожар.)
Летела мошка — Осиновая ножка.
На стог села — Все сено съела.
(Спичка.)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход,
Остановишь — горе:
Продырявит море.
(Утюг.)
Все ест — не наедается,
Л пьет — умирает.
(Огонь.)
Литература
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс». 2011. 240 с.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Подготовила
Воспитатель: КЛЕЙМЕНОВА М.В.
В каждом доме должен быть установлен хотя бы один дымовой пожарный извещатель
Купите автономный пожарный извещатель в специализированном магазине и установите его на каждом этаже Вашего дома. Это недорогая защита для Вас и Вашей семьи. Установленная система пожарной сигнализации удваивают Ваши шансы на выживание. Ежемесячно чистите извещатель от пыли и не реже чем раз в год меняйте батарейку. Сами извещатели и др. оборудование должно быть заменено через десять лет, либо по рекомендации производителя.
Электричество как источник пожара
Никогда не перегружайте сеть электрическими приборами. Не протягивайте электрический кабель по полу, под коврами и местах с высокой посещаемостью. Немедленно отключайте приборы от сети, если почувствуете, что прибор издает неприятный запах или видны искры. Затем пригласите квалифицированного мастера по ремонту, либо замените прибор на новый.
Использование отопительных приборов
Используя отопительные приборы, следуйте инструкциям производителя. Перегрев, необычный запах и искры признаки того, что прибор должен быть отключен от сети, заменен или отремонтирован. Отключайте прибор от сети, когда он не используется. Используйте защитные колпаки (крышки), для предотвращения получения ожогов от нагреваемых поверхностей, особенно если в доме есть дети.
Альтернативные отопители
□ Для переносных обогревателей, требуется пространство. Держите вдали от обогревателя горюче вещества.
- Держите огонь в камине с помощью экранов и ежегодно пользуйтесь услугами трубочиста. Скопление креозота может воспламенить дымоход, который затем может распространится в пожар.
- Обогреватели и тепловые пушки работающие на топливе необходимо использовать только в крайних мерах. Всегда используйте топливо предписанное изготовителем. Производите дозаправку только в оствышем состоянии обогревателя.
Спринклерное пожаротушение дома
Использование спринклерного тушения в сочетании с работающей системой пожарной сигнализации, Ваши шансы на выживание значительно увеличиваются. Использование системы спринклерного тушения увеличит стоимость такого жилья, но в то же время снизит ставку страхования.
План эвакуации
Распланируйте план эвакуации из каждого помещения в вашем доме. Спасаясь от огня всегда держитесь ближе к полу и никогда не открывайте двери, горячие на ощупь. Выберите место встречи после спасения из горящего здания. Затем зовите на помощь.
Контроль за детьми
Дети до пяти лет, по своей природе очень любопытны, их любопытные взгляды так же жадно стремятся к огню. Не разрешайте играть со спичками и зажигалками. Трагично, но с каждым готом растет число погибших детей в пожарах. Объясните детям, что огонь является инструментом, а не игрушкой.
Забота о пожилых людях
Ежегодно пожилые люди погибают в пожарах, многие из этих жертв можно было избежать. Пожилые люди особенно уязвимы, так как многие живут в одиночестве и не могут быстро реагировать при чрезвычайной ситуации.
Важно, чтобы все в семье понимали и практиковали, как правильно открывать заблокированные и зарешеченные окна и двери.
Используйте устройства быстрого отпирания на зарешеченных окнах и дверях
Окна и двери с установленными решетками должны иметь устройства быстрого отпирания, чтобы они могли быть открыты мгновенно в чрезвычайной ситуации. Эти устройства работают изнутри и позволяют открыть решетки для экстренной эвакуации без ущерба в безопасности охраны вашего дома. Устройства быстрого отпирания должны быть легкими, для открытия их без использования ключа, особых знаний или больших физических усилий. Исполнение устройства зависит от региона и производителя. Обратитесь в местное отделение противопожарной службы (но не по номеру экстренного вызова), для получения информации по утвержденным выпускаемым устройствам, доступным в вашем регионе.
Рассмотрите модернизацию существующих решеток на окнах и дверях
Охранные решетки на окнах и запертые двери предотвращают побег во время начавшегося пожара, а также препятствуют попыткам к спасению пожарными расчетами. Если решетки в вашем доме фиксированные и не имеют устройств быстрого отпирания, они должны быть модернизированы и дополнены этими устройствами.
Будь в курсе проблем о безопасности с решетками, практикуй маршруты эвакуации
Помните и практикуйте эвакуацию ежемесячно, для выявления и устранения препятствий на окнах и дверях служащих для эвакуации и спасения из смертельного огня. Удостоверьтесь, что окна не застревают, решетки могут быть открыты быстро и что решетки могут быть открыты должным образом.
Важно, чтобы все в семье понимали и практиковали, как правильно открывать заблокированные или зарешеченные окна и двери. Окна должны
легко открываться и быть достаточно широкими, чтобы позволить спастись, а так же, запертые двери должны легко и просто отпираться.
По материалам сайта: http://www.poiarnayabezopasnost.ru
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Подготовила: Воспитатель Клейменова М.В.
Цель: знакомить детей с электроприборами, их значением и правилами пользования ими.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с электроприборами.
Словарная работа: утюг, пылесос, электроплита, магнитофон, телевизор, розетка, вилка.
Материалы и оборудование: картинки «Электроприборы», фишки.
Ход занятия
Педагог. Ребята, как вы думаете, кто такой почемучка? Правильно, это тот, кто любит задавать разные вопросы. Я знаю, все вы очень любите задавать вопросы, но сегодня мне тоже захотелось побыть почемучкой и спросить вас кое о чем. Ответьте, что это такое?
Педагог загадывает загадки, а ребята отвечают ему, получая за правильный ответ фишку. Если дети затрудняются, педагог помогает им.
Педагог.
Вот так дом: одно окно, Каждый день в окне — кино. Живет в нем вся вселенная, А вещь — обыкновенная. {Телевизор.)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Плита.)
Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым, Как загудит его мотор — Глотает он и пыль, и сор.
(Пьшесос.)
Ребята, для чего нужны электрические приборы? Чем они опасны? Ответы детей.
Педагог вместе с детьми формулирует правила пользования электроприборам и.
II е д а г о г. Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов.
Не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
Не прикасайся к тому, кто находится под действием электрического тока.
Не трогай руками висящий или торчащий электрический провод, не наступай па него.
Литература
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс». 2011. 240 с.
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ОГОНЬ ДОБРЫЙ, ОГОНЬ ЗЛОЙ»
Подготовила: воспитатель Клейменова М.В.
Цели:
• закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности;
• воспитывать уважение к профессии пожарного.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов,
подвижные игры.
Материалы и оборудование: карточки с изображением ситуаций, где огонь — друг или враг, наборы цифр, иллюстрации с изображением пожарной техники.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о профессии пожарного. Что вы знаете о форме пожарного?
Дети. Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.
Педагог. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Педагог. Правильно. Когда случается пожар — это очень опасно, а 'тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети. Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым.
Педагог. Для этого необходимо много знать и уметь. Почему возникают пожары?
Дети. Пожары возникают потому, что не соблюдают правила пожарной безопасности.
Педагог. Где может возникнуть пожар?
Дети. Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.
Педагог. Правильно. Сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит! Он со злости ест дрова, Может, час, а может, два. Ты его рукой не тронь — Искусает всю ладонь.
Дети. Это огонь.
Педагог. Как вы думаете, огонь — ваш друг или враг?
Дети. Огонь враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди.
'Педагог. Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, детям тоже нужно этому учиться. Неужели огонь всегда злой?
Дети. Наверное, нет.
Педагог. Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Дети. В лесу можно погреться у огня, приготовить еду.
Педагог. Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?
Дети. Нужно правильно с ним обращаться.
Дидактическая игра «Огонь друг, огонь враг».
Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь — друг и враг. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается выбрать карточки, где огонь приносит пользу, другая команда выбирает карточки с изображениями тех ситуаций, где огонь приносит несчастье.
Педагог. Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Дети. По номеру «01».
Педагог раздает детям наборы цифр и предлагает выложить номер «01».
Педагог'. Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Дети. Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, помер телефона.
Педагог.
Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! И под кроватью не прячься — учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнем, А выбирайся доступным путем: Мокрым шарфом нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши. Г. Шалаева, О. Журавлева
А чего нельзя делать, если случился пожар?
Дети. Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, комнате, прятаться под кроватью, в шкафах, нужно быстро выбежать на улицу и т. д.
Педагог. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети. Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, полотенцем, шарфом и т.д.
Педагог предлагает детям иллюстрации с изображением пожарной техники.
Педагог. На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Дети. Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.
Педагог. А если пожар случился на воде или воздухе?
Предположения детей.
Педагог. У пожарных есть различная техника — пожарные машины, вертолеты, катера. Почему пожарные машины, вертолеты, катера — красного цвета?
Предположения детей.
Педагог. Правильно, красный цвет — цвет огня, такую машину видно издалека, ей уступают дорогу.
Литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. - СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс». 2011. 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по противопожарной безопасности « Искру туши до пожара, беду отведи до удара».
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, ...
"ИСКРУ ТУШИ ДО ПОЖАРА, БЕДУ ОТВОДИ ДО УДАРА"
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ...
« Искру туши до пожара, беду отведи до удара»
« Искру туши до пожара, беду отведи до удара»...
Конспект занятия по Пожарной безопасности в подготовительной группе "Искру туши до пожара, беду отводи до удара".
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний детей о причинах возникновения пожара, об электроприборах и правилах пользования ими, учит, как действовать в нестандартных ситуациях. В занятии ис...
Педагогический проект "Искру туши до пожара, беду отведи до удара"
Педагогический проект "Искру туши до пожара, беду отведи до удара"...
Презентация проекта по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»
Презентация проекта по противопожарной безопасности дошкольников «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»...
Квест-игра по пожарной безопасности «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»
Пояснительная запискаПонятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных ...