Квест-игра по пожарной безопасности «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»
методическая разработка по обж (средняя группа)
Пояснительная записка
Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно- образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка, и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Одним из направлений является - формирование представлений о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, что все их знают. Но статистика говорит о том, что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_po_pozharnoy_bezopasnosti_iskru_tushim_do_pozhara_bedu_otvodim_do_udara.docx | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра по пожарной безопасности
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»
Пояснительная записка
Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно- образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка, и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Одним из направлений является - формирование представлений о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, что все их знают. Но статистика говорит о том, что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Известно, что детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальных ситуациях пожара. Таким образом, основное содержание работы с детьми дошкольного возраста строятся на трансляции предупредительных правил, большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, поэтому работа педагога тесно связана с работой по взаимодействию с родителями.
Введение и отработка многих правил личной безопасности невозможно без активного участия в них родителей. Работа с родителями по пожарной безопасности проводится с использованием следующих форм сотрудничества. Мы выбрали развлечение в форме квест – игры, организованную для дошкольников с участие родителей. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду. Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, квест обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Использование информационно- коммуникативных технологий, которые применялись на данном развлечении, в обучении дошкольников пожарной безопасности позволяет повысить работу педагога. Показ слайдов, предметных картинок, наглядных и мультимедийных пособий - позволяет вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.
Квест-игра по пожарной безопасности в средней группе
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»
Цель: формирование у дошкольников основ пожарной безопасности.
Задачи:
- закреплять знания о пожарной безопасности, убедить в необходимости их соблюдения; расширять представление о пользе доброго огня и вреде злого огня для человека у дошкольников.
- развивать чувство коллективизма взаимопомощи, формировать умения действовать в различных ситуациях в быту и на улице, использовать полученные знания в повседневной жизни.
- воспитывать ответственность за себя и за жизни своих близких.
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры по пожарной безопасности «Добрый и злой огонь»,
«Правила поведения при пожаре» и др., чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов «Смешарики» из серии «Азбука безопасности».
Оборудование: проектор, презентация; пазлы по пожарной безопасности; конверты разных цветов; конверт с письмом от пожарных МЧС; пазлы значка «Отважный пожарный»; кружки синего и красного цвета по количеству участников; 2 обруча, 4 кочки, 2 туннеля, игрушки для игры
«Спасатели»
Ход мероприятия:
Под музыку «Марш пожарных» дети заходят в зал, где их ожидают родители, встают полукругом.
- й ребенок:
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем, Отомстит он сразу людям.
- й ребенок:
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров
– И от дома куча дров.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. И, тем не менее, количество пожаров возрастает. Сейчас мы проверим, и закрепим наши знания о пожарной безопасности.
Раздается стук в дверь, входит почтальон, вручает детям письмо. В письме находятся задание для дальнейшего прохождения квеста. За каждое пройденное вами задание вы будете получать значок.
Текст письма: «Уважаемые игроки в зале спрятано семь конвертов по разного цвета с заданиями. Вам необходимо их отыскать и выполнить все задания, находящиеся в конвертах всем вместе, с помощью наших родителей! За каждое задание получите пазл изображения значка
«Отважный пожарный». Желаем удачи!». (воспитатель обращает внимание на слайд, изображение значка)
Воспитатель читает письмо. Ребята начинают поиск первого конверта.
Первый конверт красного цвета для детей находится под стульчиками, в нем задание «Пазлы по пожарной безопасности».
Воспитатель: За первое задание получаем первый пазл значка. (достает из красного конверта)
Воспитатель: Второй конверт синего цвета задание для родителей.
«ПОЖАРООПАСНЫЕ СЛОВА»
Пользуясь подсказками, нужно превратить предложенные вам «пожароопасные» слова в «безопасные» путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.
ПЛАМЯ (первобытная семья).
ИСКРА (рыбный деликатес).
КОСТЁР (католический храм).
ГАЗ (око)
ОКУРОК (вкусный мясной продукт).
ПОРОХ (усатое бобовое растение).
ГАРЬ (сундук для зерна и муки).
ТОРФ (самый праздничный пирог).
СПИРТ (полезное для здоровья занятие).
ПОЛЕНО (сустав ноги).
УТЕЧКА (газа) (домашняя птица).
ТРАВМА (природный зелёный ковёр).
(Ответы: пламя - племя, искра - икра, костёр - костёл, газ - глаз, окурок - окорок, порох - горох, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, полено - колено, утечка - уточка, травма - трава.)
Воспитатель: За второе задание получаем второй пазл значка. (достает из синего конверта)
Воспитатель: Третий конверт зеленого цвета спрятан на подоконнике.
Интерактивная игра «Добрый и злой огонь». (слайды)
Воспитатель: Огонь давний друг человека. С его помощью совершаются много добрых дел. Но иногда он из верного друга превращается в беспощадного недруга.
- слайд – камин (добрый огонь- дает нам тепло)
- слайд – горит лес (злой огонь – уничтожает природу)
- слайд – вечный огонь (добрый – зажжен в память по погибшим солдатам)
- слайд – чайник (добрый - помогает готовить еду для человека) 5 слайд – свеча (добрый – дает нам свет)
6 слайд – горящий дом (злой – может оставить без дома) 7 слайд – пожар в комнате (злой)
- слайд – костер (добрый – дает тепло, можно сготовить еду, но если его не потушить перед уходом может превратиться в злого)
- слайд – пожар от не выключенного утюга (злой – выключаем электроприборы перед уходом из дома, не оставляем без присмотра)
- слайд – салют (добрый – дарит радость)
- слайд – ракета (добрый – с помощью его взлетает ракета)
Воспитатель: За это выполненное задание получаем еще один пазл значка. (достает из зеленого конверта)
Воспитатель: Четвертый конверт желтого цвета спрятан на фортепиано в нем задание для родителей. «Собери пословицу!»
Карточки со словами, которые составляют основу пословицы о пожаре.
Участники игры–предупреждения должны
собрать «рассыпавшуюся» пословицу (слайды)
- Ничего оставит пожар хоть стены вор, а
Ответ: Вор хоть стены оставит, а пожар – ничего
- тогда искра пепле в туши пока и
Ответ: Пока искра в пепле, тогда и туши
- не всплывешь схватит вода огонь
Ответ: Огонь не вода, схватит – не всплывешь.
Воспитатель: За это выполненное задание получаем еще один пазл значка.
Воспитатель: Пятый конверт оранжевого цвета находится под экраном. Интерактивная игра для детей «Правила поведения при пожаре». (нужно делать - дети показывают синий кружок, нельзя – красный кружок)
- слайд - мальчик звонит в 01 (синий)
- слайд – можно ли тушить водой электропровод (красный). А чем можно?
- слайд – можно ли тушить электроприборы водой (красный). А чем можно?
- слайд – можно ли открывать окно при пожаре (красный)
- 5 слайд – нужно ли сообщать соседям о пожаре(синий)
6 слайд – можно ли ползти ползком при едком дыме (синий)
Воспитатель: Молодцы! За это выполненное задание получаем еще один пазл значка.
Воспитатель: Шестой конверт фиолетового цвета находится в шкафу в нем задание для родителей. Игра: «Вопрос Ответ».
1. Кто, по преданию, первым принес на Землю огонь? Ответ: Прометей.
Правильно ли выражение "загорелся бензин"?
Ответ: Нет, загорелся не бензин, а его пары в смеси с воздухом.
2. Чем пожарные рукава отличаются от обычных?
Ответ: Пожарные рукава - это трубы, по которым пожарные качают воду
3. Пожарный и пожарник. Это одно и то же?
Ответ: Нет, пожарный - это работник пожарной команды, борющийся с огнем, а пожарниками раньше называли погорельцев.
4. Что лучше использовать для разжигания камина на даче - бензин или керосин?
Ответ: Применение любой горючей жидкости для разжигания камина опасно
5. Что нужно предпринять, почувствовав запах газа в квартире?
Ответ: Открыть окна и вызвать аварийную службу или службу спасения
6. Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла?
Ответ: Пенным огнетушителем, песком, землей, тяжелой мокрой тканью.
7. Что делать, если комната, в которой вы находитесь, начала заполняться густым едким дымом?
Ответ: Прикрыть рот и нос мокрой тряпкой и, присев, двигаться к выходу
8. Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?
Ответ: Выключить свет, отключить электроприборы.
9. Назовите основные причины возникновения пожара?
Ответ: Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, а также нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, поджоги
10. Можно ли бить стекла окон во время пожара?
Ответ: Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение
11. Назовите средства тушения пожара?
Ответ: Вода, песок, земля, асбестовое одеяло, огнетушители
12. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка, можно ли включать или выключать свет?
Ответ: Нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву
Воспитатель: За это выполненное задание родителями получаем еще один пазл значка.
Воспитатель: Седьмой коричневый конверт находится под стульчиками, задание для детей.
«Коварная спичка»
А теперь для вас, ребята, загадаем мы загадки.
Вас мы просим не молчать – побыстрее отвечать!
- Это тёмный – тёмный дом, сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
- Шипит и злиться, воды боится. (Огонь)
- Я мала, да зла, чуть-чуть свечу.
А вот когда упаду, много горя принесу. (Искра)
- С огнём бороться мы должны, дела наши ударные,
Мы очень людям всем нужны, так кто же мы? (Пожарные) 5.Висит – молчит. Перевернешь – пена летит. (Огнетушитель) 6.Накормишь – живет. Напоишь – умрет (Огонь)
- Вот так машина – бывалый солдат! Пушки всегда наготове стоят.
С пожаром вступает в решительный бой. Чем заряжаются пушки? (Водой)
- Дыма столб поднялся вдруг, кто не выключил… (Утюг)
- Выпал не пол уголек, деревянный пол прожег. Не смотри, не жди не стой, а залей его… (Водой)
- Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает. Без зубов, а кусает. (Огонь)
- Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер…01
Воспитатель: За это выполненное задание получаем еще один пазл значка.
Воспитатели: Чтобы получить последний пазл значка «Отважный пожарный» нужно сыграть в игру «Спасатели».
Заключительная игра для детей «Спасатели».
Дети встают полукругом и читают стихотворения:
- й ребенок:
Мы едем, едим, едем
Бесстрашные друзья
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!
- й ребенок:
Не просто ведь живется
Пожарным всей страны,
И в песенках поется о том
Как мы важны!
- й ребенок:
А коль беда случится
То не теряйтесь вы,
Пожарным позвоните
К вам выедут они!
- ребенок:
Отважные ребята
На помощь к вам придут,
В опасную дорогу
Воду с собой возьмут.
Воспитатель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, любимый детский сад!
Заключение
Таким, образом можно сделать вывод, что целенаправленная работа педагога, при использовании интегративного подхода, при организации образовательного процесса, воспитании и привитии навыков культуры поведения безопасного обращения с огнем, является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Использование инновационных методов в работе приводит к наиболее эффективному решению образовательных задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будет результат.
Список методической и художественной литературы:
- Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010. – 128 с.
- Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников
– 2-е изд. - М. : «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
- Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008
- Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 -
№4
- Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности
//Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С.39
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64
- В.А. Степанов «Азбука в загадках».
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». 10.Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
11.Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». 12.К. Чуковский «Путаница».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по противопожарной безопасности « Искру туши до пожара, беду отведи до удара».
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, ...
"ИСКРУ ТУШИ ДО ПОЖАРА, БЕДУ ОТВОДИ ДО УДАРА"
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ...
Конспект занятия по Пожарной безопасности в подготовительной группе "Искру туши до пожара, беду отводи до удара".
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний детей о причинах возникновения пожара, об электроприборах и правилах пользования ими, учит, как действовать в нестандартных ситуациях. В занятии ис...
"Искру туши до пожара, беду отводи до удара"
Жизнь-наивысшее благо в современном мире, где опасноть подстерегает нас на каждом шагу.В данном конспекте я раскрывю тему "Пожарная безопасность".Огонь не имеет чувства юмора, поэтому ко...
Тема "Искру туши до пожара, беду отводи до удара".
Конспект НОД в подготовительной группе «А»...
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»Цель: расширение знаний о причинах возникновения пожара, о мерах предосторожности п...