«Цветные крышечки, как педагогическая игровая технология, мотивирующая детей с ОВЗ к учебной и познавательной деятельности».
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мастер класс в рамках научно-практической конференции работников образования Кулундинского района «Современная школа в условиях реализации новых стандартов образования».
Направление:
«Методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как выполнение требований ФГОС. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».
Цель: Пропаганда и распространение опыта применения педагогической игровой технологии цветных крышечек для мотивации к учебной и познавательной деятельности детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
С помощью представленных игр каждый педагог и специалист может решать множество развивающих, обучающих и формирующих задач. Предложенные игры универсальны, а основное пособие – «цветные крышечки» доступно, многофункционально, не требует дополнительных финансовых затрат, способствует обновлению и обогащению предметно-пространственной и коррекционной среды ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 457.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края ,
ул. Целинная 77
Научно-практическая конференция работников образования Кулундинского района «Современная школа в условиях реализации новых стандартов образования».
Мастер класс
«Цветные крышечки, как педагогическая игровая технология, мотивирующая детей с ОВЗ к учебной и познавательной деятельности».
Направление:
«Методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями как выполнение требований ФГОС. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».
Составитель:
Семейкина Алена Юрьевна
учитель-логопед,
заместитель заведующего
«Цветные крышечки, как педагогическая игровая технология, мотивирующая детей с ОВЗ к учебной и познавательной деятельности».
Цель: Пропаганда и распространение опыта применения педагогической игровой технологии цветных крышечек для мотивации к учебной и познавательной деятельности детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
Педагогическая игровая технология - это методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра имеет чётко поставленную цель обучения, прогнозируемый педагогический результат. Достижение учебно-позновательных и коррекционных целей незаметно для детей. Они действуют, обучаются не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Так как игра способствует усвоению знаний по желанию самих детей, это позволяет педагогам и специалистам успешно и незаметно для ребят реализовывать поставленные цели и задачи и добиваться положительных результатов. Оперировать вложенными в игру знаниями дети учатся непреднамеренно, непроизвольно, играя. Таким образом, практически игровая технология позволяет замотивировать, и включить в учебно-коррекционный процесс каждого ребенка, который строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои возможности и способности, впоследствии, справляется с трудностями и становиться успешным.
Коррекционно-логопедическая практика показывает, что у многих современных детей нарушена мотивация к учебной и познавательной деятельности. А значит, застенчивость и нерешительность, равнодушие и незаинтересованность, моторная и двигательная слабость, подверженность к стрессам, неустойчивость настроения сопровождает малыша в повседневной жизни. Следовательно, и пассивность к познавательной и учебной деятельности. Соответственно все эти факторы создают для специалистов и педагогов определенные трудности в воспитательно-образовательном и коррекционном процессах. А дети требуют особого внимания со стороны окружающих их взрослых. Для ребят с нарушением мотивации просто выполнить учебное задание педагога является трудным делом, которое вызывает быструю потерю интереса и внимания. Но, при этом их стремление играть и выигрывать , их детская эмоциональность дает толчок к побуждению прикладывать определенные усилия ,а значит добиваться результата. Игровые ситуации поддерживают интерес и мотивацию к условиям предлагаемого педагогом-специалистом задания.
Исходя из опыта работы, можно утверждать, что эффективность содержания воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов напрямую зависит от соответствия психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Лишь в этом случае деятельность детей будет высоко мотивированной и результативной. Однако известно, что одной из особенностей детей с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, обучение и воспитание детей с ОВЗ целесообразно строить так, чтобы, вызвать интерес к деятельности, потребность в усвоении учебно-познавательного материала. Так, чтобы в процессе детской деятельности формировался и развивался самоконтроль, инициатива и самостоятельность, что немаловажно, в организации коррекционных занятий.
Педагогическая игра позволяет не только мотивировать детей к обучению и активизировать познавательную деятельность, но и помогает педагогу и специалисту донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.
Применение цветных крышечек, как педагогической технологии повышает мотивацию и активизирует речевые, моторные, познавательные, навыки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
Проведение игр с крышечками, включение их в обычную, повседневную жизнь ребенка позволяет обогатить предметно-пространственную среду улучшить условия предметно-развивающего и образовательного пространства, в котором он находится, помогает предупредить и преодолеть недуг и компенсировать речевые проблемы. Появляется отличная возможность, играя развиваться.
В своей практике игры с крышечками активно включаю в каждое общение с ребенком, что помогает значительно сократить этапы формирования речевых навыков.
Предлагаю стать участниками коррекционно-педагогического воздействия с применением цветных крышечек.
В деятельности используются игры с крышечками
-на формирование и развитие сенсорно - моторных навыков
-на запуск речи
-на формирование речевого дыхания
-на автоматизацию звуков в разных позициях
-на дифференциацию звуков в разных позициях
-на отработку лексико-грамматического строя речи
-на формирование звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и обучение грамоте (звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова)
- на формирование графомоторных навыков
- на развитие межполушарного взаимодействия
Коррекционно-педагогические игры с цветными крышечками.
Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым зонам, более благотворно развивается речевая функция.
Игры – самомассаж.
Цель: Способствовать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, улучшению координации движений, восстановлению ослабленных мышц, снятию напряжения.
«Бассейн»
Опустить руки в «Бассейн» с крышками, проделывать плавательные движения ладонями вверх - вниз (рыбки). После слов достать одну крышечку определенного цвета, предложенного взрослым или ребенком. | Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть. Рыбки, рыбки, озорницы. Мы хотим одну поймать. Желтую рыбку. |
«Солнышко»
Зажать крышку (желтого или красного цвета) в ладони. Перекладывать поочередно в левую и правую руки | Оконце открывается, солнце просыпается |
Круговые движения поочередно по ладоням левой и правой рук | Солнце круглое встает, косички длинные плетет |
Повести поочередно от ладони до кончика пальца ,начиная с большого левой и правой рук | Раз, два, три, четыре, пять |
Похлопывание крышкой по ладони левой и правой руки | Будет солнышко играть |
Игры на запуск речи.
Цель: Способствовать появлению звукоподражания при сочетании с движением.
«Переложи»
Перекладывать крышечку из руки в руку, проговаривая А-У.
«Дай! На!»
Последовательно передавать крышечку, проговаривая, дай - на.
Игры на закрепление сенсорных навыков развития речи.
Цель: Создать условия для умения различать, называть цвета, сортировки крышечек по цвету и количеству, размещать по инструкции. Способствовать развитию речи.
«Возьми, не ошибись!»
Выбрать из коробки крышечки по цвету и количеству.
Инструкция:
1.Возьми из коробки красную крышечку. Скажи «Я взял красную крышечку (крышку)».
2.Выбери из коробки 3-5-7-10 красных крышечек и положи их в баночку. Скажи: «Я выбрал 3-5-7-10 красных крышечек и положил их в баночку»
«Строим башню»
По очереди ставить крышечки друг на друга, соблюдать при этом инструкцию. Когда башня будет готова, по инструкции сломать ее щелчком. Необходимо проговаривать все действия.
Инструкция:
1.Строим башню. Скажи «Строим башню».
2.Первая красная крышечка. Скажи: «Первая красная крышечка»
3. Вторая синяя крышечка. Скажи: «Вторая синяя крышечка» и т.д.
…. Башня готова. Скажи: «Башня готова» .
…. Ломай. Скажи: «Бах. Сломал».
Игры на развитие межполушарного взаимодействия, развитие речи.
Цель: Создать условия для развития межполушарного взаимодействия; улучшение мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий. способности к запоминанию, повышения устойчивости внимания, улучшения координации движения, для закрепления цвета, счета.
«Помоги мамам - кошкам найти своих котят»
Одновременно двумя руками поставить крышечку к маме-кошке и прошагать по дорожке до котенка, проговаривая: «Топ-топ, иду, мяу»
«Бабочка»
Одновременно двумя руками, опираясь на образец, выкладывать крышки на образ бабочки, проговаривая «Кладу красную, еще красную…»,затем посчитать сколько каких крышечек положил и проговорить: «Красных всего….» и т.д.
«Дорожка»
Одновременно двумя руками, начиная от середины листа (стола) в разные стороны раскладывать крышки по инструкции: «Положи две синих крышечки , положи красные и т.д.» Затем прошагать пальчиками поочередно проговаривая «Топ-топ» по дорожке от центра к краям и наоборот от краев к центру.
Игры на формирование речевого дыхания
Цель: Способствовать развитию правильного речевого дыхания - пение на одном выдохе гласных звуков, слогов, слов, фраз.
Во время игры необходимо следить за четким произношением и утрировать артикуляцию звуков.
«Шагай и пой»
Сначала взрослый предлагает ребёнку вместе с ним спеть «песенки». - Давай споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Набери больше воздуха - вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная.
А теперь поем и шагаем по крышечкам.
Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" увеличивается, гласные чередуются. После гласных поются слоги на одном дыхании, затем слова и фразы.
Игры на автоматизацию звуков в разных позициях.
«Шагай по дорожке»
Цель: Создать условия для автоматизации поставленных звуков в разной звуковой и речевой позиции. Способствовать формированию самоконтроля, развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, согласованности речевого произношения и движения руки.
Во время игры необходимо следить за четким произношением и утрировать артикуляцию звуков.
- Для автоматизации изолированного звука нужны крышечки одного цвета.
Пальчики шагают по крышечкам, проговаривая звук. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя. Одной рукой и двумя руками.
- Для автоматизации звука в слогах нужны крышечки двух цветов. Крышечки располагаются дорожкой, цвета выкладываются поочередно. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя. Одной рукой и двумя руками
Инструкция: «Красная крышечка - это звук А, синяя крышечка - это звук Ш. Шагай по крышечкам и четко говори АШ».
Затем положение крышечек меняется, на усмотрение педагога-специалиста или ребенка. И снова пальчики шагают по крышечкам, а ребенок проговаривает согласно цвету. Это может быть: ША,АШШША,ШАШАШШША и т.д.
3.Для автоматизации звука в словах можно использовать крышки двух цветов, одним цветом обозначив звук, который отрабатывается и проговаривать, расположив крышечку нужного цвета в нужную позицию в слове. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя. Одной рукой и двумя руками.
Игры на дифференциацию звуков в разных позициях.
Цель: Создать условия для дифференциации автоматизированных звуков в разной звуковой и речевой позиции. Способствовать формированию самоконтроля, развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, согласованности речевого произношения и движения руки, формировать речевое дыхание.
Во время игры необходимо следить за четким произношением и утрировать артикуляцию звуков.
1.Для дифференциации автоматизированных звуков нужны крышечки двух цветов.
Пальчики шагают по крышечкам, ребенок проговаривает отрабатываемые звуки. Например (С-Ш). Позиции крышечек меняются по желанию педагога-специалиста или ребенка. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя, как одной рукой,так и двумя.
2.Для дифференциации автоматизированных звуков в слогах нужны крышечки двух цветов. Крышечки располагаются дорожкой, цвета выкладываются поочередно.
Инструкция: «Красная крышечка - это слог ША, синяя крышечка - это слог СШ. Шагай по крышечкам и четко говори ША-СШ». Позиции крышечек меняются по желанию педагога-специалиста или ребенка. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя, как одной рукой, так и двумя.
3.Для дифференциации автоматизированных звуков в словах можно использовать крышки двух цветов, одним цветом обозначив один звук, который отрабатывается, и проговаривать, расположив крышечку нужного цвета в нужную позицию в слове, другим цветом парный звук. Шагать можно как одним пальцем, так и двумя, как одной рукой, так и двумя.
Игры на формирование звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и обучение грамоте
(звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова)
Цель: Создать условия для формирования звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематических процессов лексико-грамматических навыков. Способствовать формированию самоконтроля развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, согласованности речевого произношения и движения руки.
Игры на формирование и развитие фонематического слуха, и отработку слоговой структуры слова.
Цель: Создать условия для формирования развития фонематического слуха. Способствовать формированию умения различать на слух количество звуков в слове и фразе, количество слогов в слове и слов в предложении. самоконтроля, развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, согласованности речевого произношения и движения руки.
«Слоговая пирамидка»
Детям предлагается выстроить пирамидку из фишек- крышек : первый ряд – слова из 4 слогов, второй – 3 слога , третий ряд – 2 слога и последний ряд – слово из 1 слога. Можно устроить игру-соревнование «Кто быстрее и правильнее соберет пирамидку» Можно использовать картинный материал.
« Слуховой диктант »
Для игры понадобятся крышечки и Сборник логопедических стихов, чистоговорок, насыщенных изучаемым звуком.
Педагог читает стихотворение, а дети выкладывают на стол крышечку на каждое слово с заданным звуком (например на каждое слово со звуком Ч, Л и т.д.). В конце крышечки подсчитываются.
Ч- Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем
Щ- Чищу щеткой я щенка, щекочу ему бока
Ж- Жук жужжит жу-жу-жу-жу, я живу не тужу
Ш- Кошки и мышки играют клюшками и шайбой в хоккей
Л- В голубом небе плывут белые облака
ЛЬ- Две лягушки в летнем душе ,лягушатам мыли уши
С- Соня с сумкой садится в автобус
СЬ –Несет Сеня сено в сени
Ж-З –Жа-за, жа-за идет жадная коза
«Звуки играют в прятки»
Цель: Способствовать умению детей определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, развивать мелкую моторику рук и готовить руку к письму.
Для игры можно использовать картинки, карточки с кружочками
крышечки красного, синего, зеленого цветов, обозначающие звуки
(гласные, твердые согласные и мягкие согласные).
На первом этапе педагог показывает три картинки, например, дом, кот, сыр. Педагог предлагает найти картинку, в которой встречается звук [к] и показать на карточке где находиться данный звук в начале, в середине или в конце слова. Для этого ребенку необходимо определить место звука в слове, а также определить какой данный звук - твердый согласный или мягкий согласный и взять нужную крышечку.
Затем задание усложняется. Ребенку предлагается произвести звуковой анализ односложных слов, например: мак, мяч, лес, сом, дом и т.д. Когда ребенок научиться делать звуковой анализ односложных слов ему предлагают двухсложные слова - рука, нога, маяк и т.д. Звуки обозначаются крышечками.
« Составь схему слова»
Детям предлагаются карточки на которых изображены предметные картинки обозначающие слова из трёх звуков, и крышки трёх цветов (красные, синие и зелёные) . Детям необходимо верно выложить схему слова.
«Составь слово по схеме»
Детям предлагается готовая схема слова, они должны придумать слово, подходящее к схеме и выложить его из букв (схемы выкладываются из разноцветных крышек, слова выкладываются из крышек-фишек с буквами)
«Составь фразу, предложение, рассказ»
Детям предлагается составить фразу из двух, трех слов. Предложение или небольшой рассказ. Каждое слово, в котором обозначается крышечкой.
«Предлоги»
Потребуются любые дополнительные игрушки. Например, домик, коробка, машинка. Педагог кладет крышечку на домик, и спрашиваете: « Куда я положила крышечку?» или «Где крышечка?». Ребенок должен сказать, что НА домик или НА домике. Таким образом, прорабатываем предлоги: НА, ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, В и т.д.
Для закрепления цвета можно построить башенку из разноцветных крышечек и спрашивать ребенка, где какая находится. Например, желтая находится МЕЖДУ синей и красной, белая ПОД зеленой и т.д.
Игры на формирование графомоторных навыков
«Нарисуй дорожку»
Инструкция: разложите на листе бумаги крышечки и обведите их фломастерами так, чтобы получилась извилистая дорожка. Старайтесь не задевать крышечки рукой и фломастером.
«Построй букву»
Детям предлагается из крышек выложить определённую букву.
Можно использовать картинки с образом буквы и предмета
С помощью представленных игр каждый педагог и специалист может решать множество развивающих, обучающих и формирующих задач. Предложенные игры универсальны, а основное пособие – «цветные крышечки» доступно, многофункционально, не требует дополнительных финансовых затрат, способствует обновлению и обогащению предметно-пространственной и коррекционной среды ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе по познавательному развитию на тему проекта «Цветной мир» с использованием игровых технологий. «Мастерская маленьких художников»
Интеграция образовательных областей – познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: развитие сенсорного ...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"
Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по аппликации (из резаных цветных ниток) с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: «Подарки для ветеранов»
Подарок для ветерана из резаных цветных ниток....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей II младшей группы «Лесные чудеса»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей II младшей группы «...

Педагогический проект по развитию познавательной активности с помощью развивающих игровых технологий у детей 2-3 лет «Малыш в мире открытий»
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.Внедрение игровой технологии интеллектуально...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию во второй младшей группе по теме: «Сорока-Белобока» с использованием педагогической ИГРОВОЙ технологии:
Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Состав числа 5» с использованием ИКТ и игровых технологий (возраст детей 5-6 лет)
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Состав числа 5»с использованием ИКТ и игровых технологий(возраст детей 5-6 лет)...