КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

КАРТОТЕКА
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_10.docx184.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА
ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игра «Разложи на кучки»
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.
Например: [Л] - лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.

                             Игра «Звуковое лото»
            Оборудование; полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова;
предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные - начало, середина, конец;
звук [ы] - середина, конец слова; звонкие согласные - начало и середина слова.
           
Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят до и после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак - сумка - дом.

Игра «Цепочка слов»
           Можно играть вдвоем или с группой детей.
Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

                           Игра «У кого больше слов?»
         Оборудование:
        1 вариант
 - картинка, на которой собрано множество предметов с заданным звуком.
        2 вариант
 - предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; фишки. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук. Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.

Игра «Какого звука не хватает?

        Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д.

Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

Игра «Распутай слова»
         Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

           Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно.
Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

ДЕНИС – РАБОТАЕМ НАД С МЕЖЗУБНЫМ . ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СЛОГОВ ДЕНИС ДЕРЖИТ ЯЗЫК МЕЖДУ ЗУБАМИ

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

 

"Песенка насоса"                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."

 

Автоматизация звука  [с] в прямых слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

 

СА – СА – СА – СА – СА                   

СО – СО – СО – СО – СО                  

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ                   

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ                  

                                                                                                                          

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

 

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

УС – УС – УС – УС – УС

 

ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС

ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС

ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

 

Автоматизация звука  [с] в интервокальных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АСА – АСА           УСА – УСА        ОСА – ОСА        ИСА – ИСА

АСО – АСО           УСО – УСО        ОСО – ОСО        ИСО – ИСО

АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ

АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

 

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

 

 Автоматизация звука  [с] в   слогах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

 

      СТА – СТА – СТА – СТА – СТА            

СТО – СТО – СТО – СТО – СТО

СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ

СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ

 

СПА – СПА – СПА – СПА – СПА

СПО – СПО – СПО – СПО – СПО

СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ

СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

 

СКА – СКО – СКУ – СКЫ     

     СВА – СВО – СВУ– СВЫ

     СФА – СФО – СФУ – СФЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ

СНА – СНО – СНУ – СНЫ

Артем и Руслан- дифференциация звуков С-Ш

1.3 Дифференциация звуков С – Ш  в изолированном звучании

Дифференциация звуков С – Ш ведется одновременно. Начинаем работу с дифференциации звуков С- Ш  в изолированном звучании.  Произносим звуки С-Ш попеременно или в разной последовательности. Для опоры используем схематическое изображение звуков С-Ш: С- «НАСОС», Ш-«ЗМЕЯ».

Упражнения «Насос – змея»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…/ С-С, Ш-С, Ш-Ш, С-Ш….

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f818dc67692007a552818f1944b19af3.png/s/f1200x/a/27502/sc/15                              https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/822191a14ed28ca88b4be396d99d40fc.png/s/f1200x/a/27502/sc/202

Повтори  слоги. Следи за положением языка и губ: С – язык внизу, за нижними зубами;  губы – в улыбке! Холодная струя воздуха!  Ш – язык вверху в форме «чашечки»;  губы круглые, «бублик»! Тёплая струя воздуха!

 СА-ША      ША-СА            СА-СА-ША            ША-ША-СА

СО-ШО      ШО-СО             СА-ША-ША           ША-СА-СА

СУ-ШУ       ШУ-СУ            СА-ША-СА            ША-СА-ША

СЫ-ШИ      ШИ-СЫ

Повтори  слоги. Следи за положением языка и губ.

АС – АШ                      ЕС – ЕШ            АС-АС-АШ

ОС – ОШ                     ЁС – ЁШ            ОС-ОШ-ОШ

УС – УШ                      ЮС – ЮШ         УС-УШ-УС

ИС – ИШ                     ЯС – ЯШ            ИШ-ИС-ИШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. Тиличеевой

Музыкально- ритмическая модель - упражнение для развития слуха и голоса «Небо синее» муз. ТиличеевойНебо синее, роща в инее.Утро раннее, все туманнее......

Упражнения на фонематический слух.

Упражнения на фонематический слух....

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....