Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.
рабочая программа по логопедии по теме
В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:
- Узнавание и различение неречевых звуков
- Развитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.
- Развитие фонематического слуха,Различение слов близких по звуковому составу.
- Дифференцирование слогов.
- Различение фонем.
- Элементарные навыки звукового анализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.
составила учитель-логопед Евстратова Наталия Владимировна,
высшая квалификационная категория
МБДОУ»ДСКВ №46»г.Череповец
этапы работы | задачи | название игры | цель | оборудование | форма организации | методические указания |
1 | узнавание и различе-ние нерече-вых звуков | «Скажи,что ты слышишь» | Развитие слухового внимания | Звуки окружающего мира(шорох листвы,щебет птиц..) | прогулка | Определить с закрытыми глазами |
«Угадай,что звучит?» | Развитие слухового внимания,различать громкие и контрастные звуки. | Колокольчик,барабан,погре-мушки,бубен,губная гармошка. | Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя,музыкальные занятия | Музыкальные инструменты предварительно показать и назвать. |
«Узнай по звуку» | Развитие слухового внимания,накопле-ние словаря. | 4-5 предметов(мет.коробка,стек-лянная банка,дер.ложка,пластмас.стакан) | Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя,домаш.задания | Предметы выставляются перед детьми.При постукивании вызываем звуки.Начинать с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре,а затем за ширмой. |
«Что я делаю?» | Развитие слухового внимания,накопле-ние словаря,развитие фразовой речи. | Карандаш,ножницы,чашка с водой,пустая чашка,бумага | Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя. | Предложить рассказать,что делает взрослый по слуху:переливает воду,мнет бумагу и т.д..При затруднении –со зрительной опорой. |
«Продавец и покупатель» | Развитие коммуникативного общения,диалогической речи,слухового внимания. | Коробочки с крупой,горохом,песком,фасолью. | Сюжетно-ролевая игра»Магазин» | Определить по слуху,что лежит в какой коробке. |
«Тихо-громко» | Развитие слухового внимания,учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки,развивать чувство ритма. | Бубен ,барабан. | Подвижная игра на прогулке,физкультурное занятие. | Дети выполняют движения в соответствии со звучанием бубна. |
«Жмурки с колокольчиком» | Развитие слухового внимания,ориентация в пространстве» | Колокольчик,повязка. | Подвижная игра. | Найти с завязанными глазами ребенка с колокольчиком. |
«Найти игрушку» | Развитие слухового внимания,координация движений,определение силы хлопков на слух. | Небольшая яркая игрушка. | Сюжетно-ролевая игра,в которой по сюжету кто-то потерялся. | По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче. |
«Наседка и цыплята» | Развитие слухового внимания,чувства ритма,дифференциация кол-ва хлопков. | Шапочка курицы,маленькие карточки с разным кол-м цыплят. | Занятие воспитателя по математике. | Каждый ребенок знает,сколько цыплят у него на карточке (курицы стучат по столу-цыплята слушают:сколько раз она стукнет,столько раз должен пропищать ребенок ,у которого на карточке такое –же к-во цыплят) |
2 | Развитие речевого слуха,раз-личение одинако-вых звукокомплексов по высоте,си-ле,тембру. | «Угадай, чей голосок?» | Развитие речевого слуха,узнавание товарища по голосу,различение тембра голоса. | Домашнее задание,физ.пауза. | Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться ,кто из родных(детей) его позвал,сначала называем имя ,а затем «ау». |
«Улиточка» | Развитие речевого слуха,узнавание товарища по голосу. | Шапочка –улитка. | Физ.пауза,прогулка,совместная деятельность. | Водящий с завязанными глазами в центре круга.Дети ,изменяя голос спрашивают:»Улиточка,улиточка высуни рога.Дам тебе я пирога!»чей голос улитка узнает,тот и становится водящим. |
«Угадай,кто я?» | Развитие слухового внимания. | Повязка на глазах. | Коррекц.занятие воспитателя. | Водящий должен определить,кто из детей подал голос заранее установленным образом (ку-ку). |
«Лягушка» | Развитие речевого слуха,узнавание товарища по голосу. | Шапочка –лягушка. | Коррекц.занятие воспитателя. | Дети в круге.Водящий с завязанными глазами пытается определить,кто «квакает». |
«Три медведя»-инсценировка. | Развитие речевого слуха.Учить определять высоту звучания голоса. | Настольный театр. | Инсценировка на вечере-развлечений,фрон-тальное лог.занятие. | Вспомнить сказку.Меняя высоту голоса предложить угадать,кто из героев сказки говорит.Затем предложить детям самостоятельно озвучить героев. |
«Встречай-те гостей» | Развитие слухового внимания ,коммуникативного общения,фразовой речи. | Колпачок с бубенчиками для Петрушки,шапочки с ушками для разных зверей,звучащие игрушки. | Вечер развлечений. | Предупредить заранее детей,какой гость с чем придет-дети по звуку определяют,кто пришел. |
«Солнышко и дождик» | Развитие слухового внимания,координация движений. | Любая музыкальная игрушка. | Подвижная игра. | Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения. |
«Телеграф» | Развитие слухового внимания,воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании,отхлопывании. | Музыкальные молоточки. | Индивидуальное лог.занятие,кор.занятие воспитателя. | Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. |
3 | Развитие фонематического слуха.Раз-личение слов близких по звуковому составу. | «Красный-зеленый» | Учить слышать правильное название предметов,развивать речевой слух. | У каждого ребенка красный и зеленый кружок,картинки. | Фронт. или индив. лог. занятие. | Ребенок поднимает красный кружок,если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый-если неправильное(банам-банан-панам) |
«Повтори так же»(теле-фон) | Развитие речевого слуха и памяти. | Телефон. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Ребенку предлагается повторить похожие слова по 2,по 3 в определенном порядке:мак-бак-так;бутон-бетон-батон. |
«Четвертый лишний «1 вариант. | Развитие речевого слуха,учить определять непохожие по звуковому составу слова. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Из четырех слов отчетливо произнесенных взрослым ребенок должен выбрать то ,которое отличается от остальных6кот-кот-ком-кот;балет-билет-балет-балет. |
«Четвертый лишний «2 вариант. | Развитие речевого слуха,учить определять непохожие по звуковому составу слова. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Выбрать слово непохожее на остальные:мак-бак-так-банан;каток-дом-моток-поток. |
«Найди пару» | Развитие речевого слуха,сравнение слов по звуковому составу. | Картинки,наборное полотно | Инд.лог.занятие. | Взрослый произносит четко 3 слова и просит ребенка определить ,какое из названных слов похоже на четвертое:мак-дом-ветка. |
«Подскажи словечко» | Учить подбирать слова в рифму | Рифмованные двустишия. | Часть лог.занятия | Взрослый читает стихотворные строчки,выделяя голосом последнее слово-ребенок должен из3 слов выбрать слово в рифму.(Сел в машину верный пес,у него в чернилах ..лапа,шея,нос.) |
«Договорки» | Учить подбирать слова в рифму | Без наглядной опоры. | Задание на дом. | Подобрать слово в рифму-вариантов не дается. |
«Расставь по местам» | Учить выбирать из слов,близких по звуковому составу,нужное в соответствии с данным понятием. | Предметные картинки | Коррекц.занятие воспитателя | Взрослый читает стихотворение,на доске картинки.»Я тебе задачу дам-все расставить по местам:Что скатали мы зимой?...Что построили с тобой?..На крючок в реке попал?..Может все,хоть ростом мал?..(дом,ком,сом, гном) |
«Кто вниматель-ный» | Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию. | Предметные картинки,наборное полотно | Подгр.лог.занятие | На наборном полотне картинки(рак,мак,бак, лак,…)Взрослый называет их в определенном порядке_ребенок должен поставить их так же. |
«Далеко-близко» | Развитие речевого слуха,различение силы голоса(громко-тихо).Учить определять далеко или близко находится объект. | Картинки:дети,собака,кошка,корова,петух,курица,лягушка,ворона. | Подгр.лог.занятие | Предложить детям определить,далеко или близко объект,воспроизводя звукокомплексыразным по силе голосом. |
«Догадайся кто я ?» | Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. | Картинки:кот за дверью,кот около стола. | Подгр.лог.занятие | Взрослый предлагает ребенку сказать «мяу»(кот рядом и просит есть),тихо(кот за дверью);высоким голосом (маленький котенок),низким (старый кот).Аналогичная работа со звукокомплексами-мяу,гав,ква. |
«Найди место своей картинке» | Учить подбирать похожие по звучанию слова,развивать внимание,речевой слух. | Предметные картинки,наборное полотно | Подгр.лог.занятие | На наборном полотне ряд картинок:ком,бак,сук,каток.Дети должны найти место своей картинке,название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной. |
«Лото» | Развитие речевого слуха,учить соотносить изображение с предметом. | Картинки к игре»Лото» | Самостоятельная деятельность. | Сначала игру проводит педагог,а затем ведущий-ребенок. |
4 | Дифференцирова-ние слогов. | «Телеграф»1 вариант. | Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога. | Музыкальные молоточки. | Подгр.лог.занятие | Предложить ребенку послать телеграмму так же как это сделал взрослый,сопровождая слоговые ряды ударом молоточка. |
«Телеграф»2 вариант | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Музыкальные молоточки. | Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия. | Дети повторяют вслед за взпослым слоговые ряды типа:та-то-ту;му-мы-ма. |
«Дятел» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными. | Шапочка-дятел | Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия. | Дети повторяют слоговые ряды:та-ка-па;во-мо-но;ту-ку-пу. |
«Какой слог лишний?» | Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. | Сигнальные флажки(красный,синий) | Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия | Взрослый произносит слоговой ряд,ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на)Постепенно ряды усложняются(на-ба-на-на) |
«Испорчен-ный телефон» | Учить слушать и запоминать слоги,выделять среди слоговых рядов близкие по звучанию. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Взрослый на ухо ребенку говорит слог (ПА) и просит повторить,а сам повторяет его или произносит близкий по звучанию (БА).Дети определяют одинаковые это слоги или разные. |
«Эхо» 1 вариант | Развивать слуховое внимание.Учить различать слоги по звонкости-глухости. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по звонкости-глухости (на-ба;та-да) |
«Эхо» 2 вариант | Развивать слуховое внимание,память.Учить различать согласные по мягкости-твердости. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по мягкости-твердости :на-ня;та-тя. |
«Добавь звук « | Развивать слуховое внимание,память,учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. | Индивидуальное занятие или часть подгр. лог. занятия. | Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных-па-тпа;та-тма. |
5 | Учить различать фонемы родного языка. | «Гудит-поет-плачет» | Учить дифференцировать гласные звуки. | Предметные картинки(девочка,мальчик, птичка…) | Фронтальное логопедическое занятие. | Объяснить,какие звуки мы услышим ,если девочка плачет(а-а-а),поезд гудит (у-у-у),птичка поет (и-и-и) Предложить поднимать соответствующую картинку. |
«Кто вниматель-ный» | Учить выделять гласные звуки среди других. | Звуковые ряды. | Фронтальное логопедическое занятие. | Взрослый называет в потоке звуков гласный,который дети должны выделить заранее обговоренным символом. |
«Покажи правильно картинку» | Учить дифференцировать согласные звуки. | Звуковые ряды. Предметные картинки | Фронтальное логопедическое занятие. | Предложить детям поднять соответствующую картинку,когда они слышат гул самолета(ллл) и т.д.Согласный звук произносится коротко. |
«Звунит-жужжит» | Учить дифференцировать согласные звуки. | Шапочки комара и жука. | Фронтальное логопедическое занятие. | У детей две команды:жуки и комары.Услышав –ЖЖЖ-бегают жуки;ЗЗЗ-комары. |
6 | Вырабаты-вать навыки элементарного звукового анализа. | «Красный-белый» | Учить находить звук в словах воспринятых на слух. | У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета. | Фронтальное логопедическое занятие. | Педагог предлагает определить в каком слове есть заданный звук. |
«Где звук?» | Учить находить звук в словах воспринятых на слух. | Полоски из картона ,разделенные на 3 части ,фишка | Фронтальное логопедическое занятие. | Педагог называет слова,дети определяют место звука в слове. |
«Кто больше?» | Учить находить звук в названиях предметов на картинках. | Сюжетная картина. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Рассмотреть картинку и найти предметы с определенным звуком. |
«Кто вниматель-нее?» | Определение наличия звука в слове. | Картинки на определенный звук. | Фронтальное логопедическое занятие. | Взрослый показывает и называет картинки,дети определяют,какой звук есть во всех этих словах. |
«Кто больше слов придумает» | Развитие фонематического слуха,активизация словаря. | Мяч,фанты. | Прогулка. | Педагог называет звук и предлагает тему,кто ловит мяч-называет слово с этим звуком. |
«Поймай рыбку» | Развитие фонематического слуха,активизация словаря. | Предметные картинки с магнитами,ведерко,удочка. | Индивид. или часть коррек. занятия. | Дети по очереди вылавливают картинки и определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове. |
«Найди место для своей картинки» | Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря. | Предметные картинки | Индивид. или часть коррек. занятия. | Дети должны разложить картинки по группам на заданные звуки. |
«Будь вниматель-ным» | Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря. | Предметные картинки | Фронтальное логопедическое занятие. | Дети выделяют условленный звук в слове. |
«Магазин» | Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря | Предметные картинки,игрушки. | Сюжетно-ролевая игра. |
«Чудесный мешочек» | Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря | Мешочек со знакомыми детям предметами. | Фронтальное логопедическое занятие. | Дети по очереди достают из мешочка предметы и определяют ,какой звук из 2 есть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
Консультация для родителей "Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений"
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением фонематического слуха....
Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.
Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей....
Игровые формы работы по развитию фонематического слуха
Игровые формы работы по развитию фонематического слуха...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Планирование работы педагога по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у старших дошкольников...