Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.
рабочая программа по логопедии по теме

Евстратова Наталия Владимировна

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:

  1. Узнавание и различение неречевых звуков
  2. Развитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.
  3. Развитие фонематического слуха,Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференцирование слогов.
  5. Различение фонем.
  6. Элементарные навыки звукового анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

составила учитель-логопед Евстратова Наталия Владимировна,

высшая квалификационная категория

МБДОУ»ДСКВ №46»г.Череповец

этапы работы

задачи

название игры

цель

оборудование

форма организации

методические указания

1

узнавание и различе-ние нерече-вых звуков

«Скажи,что ты слышишь»

Развитие слухового внимания

Звуки окружающего мира(шорох листвы,щебет птиц..)

прогулка

Определить с закрытыми глазами

«Угадай,что звучит?»

Развитие слухового внимания,различать громкие и контрастные звуки.

Колокольчик,барабан,погре-мушки,бубен,губная гармошка.

Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя,музыкальные занятия

Музыкальные инструменты предварительно показать и назвать.

«Узнай по звуку»

Развитие слухового внимания,накопле-ние словаря.

4-5 предметов(мет.коробка,стек-лянная банка,дер.ложка,пластмас.стакан)

Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя,домаш.задания

Предметы выставляются перед детьми.При постукивании вызываем звуки.Начинать с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре,а затем за ширмой.

«Что я делаю?»

Развитие слухового внимания,накопле-ние словаря,развитие фразовой речи.

Карандаш,ножницы,чашка с водой,пустая чашка,бумага

Фронтальное занятие по звукопроизноше-нию,коррекционные занятия воспитателя.

Предложить рассказать,что делает взрослый по слуху:переливает воду,мнет бумагу и т.д..При затруднении –со зрительной опорой.

«Продавец и покупатель»

Развитие коммуникативного общения,диалогической речи,слухового внимания.

Коробочки с крупой,горохом,песком,фасолью.

Сюжетно-ролевая игра»Магазин»

Определить по слуху,что лежит в какой коробке.

«Тихо-громко»

Развитие слухового внимания,учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки,развивать чувство ритма.

Бубен ,барабан.

Подвижная игра на прогулке,физкультурное занятие.

Дети выполняют движения в соответствии со звучанием бубна.

«Жмурки с колокольчиком»

Развитие слухового внимания,ориентация в пространстве»

Колокольчик,повязка.

Подвижная игра.

Найти с завязанными глазами ребенка с колокольчиком.

«Найти игрушку»

Развитие слухового внимания,координация движений,определение силы хлопков на слух.

Небольшая яркая игрушка.

Сюжетно-ролевая игра,в которой по сюжету кто-то потерялся.

По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче.

«Наседка и цыплята»

Развитие слухового внимания,чувства ритма,дифференциация кол-ва хлопков.

Шапочка курицы,маленькие карточки с разным кол-м цыплят.

Занятие воспитателя по математике.

Каждый ребенок знает,сколько цыплят у него на карточке (курицы стучат по столу-цыплята слушают:сколько раз она стукнет,столько раз должен пропищать ребенок ,у которого на карточке такое –же к-во цыплят)

2

Развитие речевого слуха,раз-личение одинако-вых звукокомплексов по высоте,си-ле,тембру.

«Угадай,

чей голосок?»

Развитие речевого слуха,узнавание товарища по голосу,различение тембра голоса.

Домашнее задание,физ.пауза.

Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться ,кто из родных(детей) его позвал,сначала называем имя ,а затем «ау».

«Улиточка»

Развитие речевого слуха,узнавание  товарища по голосу.

Шапочка –улитка.

Физ.пауза,прогулка,совместная деятельность.

Водящий с завязанными глазами в центре круга.Дети ,изменяя голос спрашивают:»Улиточка,улиточка высуни рога.Дам тебе я пирога!»чей голос улитка узнает,тот и становится водящим.

«Угадай,кто я?»

Развитие слухового внимания.

Повязка на глазах.

Коррекц.занятие воспитателя.

Водящий должен определить,кто из детей подал голос заранее установленным образом (ку-ку).

«Лягушка»

Развитие речевого слуха,узнавание товарища по голосу.

Шапочка –лягушка.

Коррекц.занятие воспитателя.

Дети в круге.Водящий с завязанными глазами пытается определить,кто «квакает».

«Три медведя»-инсценировка.

Развитие речевого слуха.Учить определять высоту звучания голоса.

Настольный театр.

Инсценировка на вечере-развлечений,фрон-тальное лог.занятие.

Вспомнить сказку.Меняя высоту голоса предложить угадать,кто из героев сказки говорит.Затем предложить детям самостоятельно озвучить героев.

«Встречай-те гостей»

Развитие слухового внимания ,коммуникативного общения,фразовой речи.

Колпачок с бубенчиками для Петрушки,шапочки с ушками для разных зверей,звучащие игрушки.

Вечер развлечений.

Предупредить заранее детей,какой гость с чем придет-дети по звуку определяют,кто пришел.

«Солнышко и дождик»

Развитие слухового внимания,координация движений.

Любая музыкальная игрушка.

Подвижная игра.

Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения.

«Телеграф»

Развитие слухового внимания,воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании,отхлопывании.

Музыкальные молоточки.

Индивидуальное лог.занятие,кор.занятие воспитателя.

Ритмические рисунки даются в порядке усложнения.

3

Развитие фонематического слуха.Раз-личение слов близких по звуковому составу.

«Красный-зеленый»

Учить слышать правильное название предметов,развивать речевой слух.

У каждого ребенка красный и зеленый кружок,картинки.

Фронт. или индив. лог. занятие.

Ребенок поднимает красный кружок,если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый-если неправильное(банам-банан-панам)

«Повтори так же»(теле-фон)

Развитие речевого слуха и памяти.

Телефон.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Ребенку предлагается повторить похожие слова по 2,по 3 в определенном порядке:мак-бак-так;бутон-бетон-батон.

«Четвертый лишний «1 вариант.

Развитие речевого слуха,учить определять непохожие по звуковому составу слова.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Из четырех слов отчетливо произнесенных взрослым ребенок должен выбрать то ,которое отличается от остальных6кот-кот-ком-кот;балет-билет-балет-балет.

«Четвертый лишний «2 вариант.

Развитие речевого слуха,учить определять непохожие по звуковому составу слова.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Выбрать слово непохожее на остальные:мак-бак-так-банан;каток-дом-моток-поток.

«Найди пару»

Развитие речевого слуха,сравнение слов по звуковому составу.

Картинки,наборное полотно

Инд.лог.занятие.

Взрослый произносит четко 3 слова и просит ребенка определить ,какое из названных слов  похоже на четвертое:мак-дом-ветка.

«Подскажи словечко»

Учить подбирать слова в рифму

Рифмованные двустишия.

Часть лог.занятия

Взрослый читает стихотворные строчки,выделяя голосом последнее слово-ребенок должен из3 слов выбрать слово в рифму.(Сел в машину верный пес,у него в чернилах ..лапа,шея,нос.)

«Договорки»

Учить подбирать слова в рифму

Без наглядной опоры.

Задание на дом.

Подобрать слово в рифму-вариантов не дается.

«Расставь по местам»

Учить выбирать из слов,близких по звуковому составу,нужное в соответствии с данным понятием.

Предметные картинки

Коррекц.занятие воспитателя

Взрослый читает стихотворение,на доске картинки.»Я тебе задачу дам-все расставить по местам:Что скатали мы зимой?...Что построили с тобой?..На крючок в реке попал?..Может все,хоть ростом мал?..(дом,ком,сом,

гном)

«Кто вниматель-ный»

Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию.

Предметные картинки,наборное полотно

Подгр.лог.занятие

На наборном полотне картинки(рак,мак,бак,

лак,…)Взрослый называет их в определенном порядке_ребенок должен поставить их так же.

«Далеко-близко»

Развитие речевого слуха,различение силы голоса(громко-тихо).Учить определять далеко или близко находится объект.

Картинки:дети,собака,кошка,корова,петух,курица,лягушка,ворона.

Подгр.лог.занятие

Предложить детям определить,далеко или близко объект,воспроизводя звукокомплексыразным по силе голосом.

«Догадайся кто я ?»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Картинки:кот за дверью,кот около стола.

Подгр.лог.занятие

Взрослый предлагает ребенку сказать «мяу»(кот рядом и просит есть),тихо(кот за дверью);высоким голосом (маленький котенок),низким (старый кот).Аналогичная работа со звукокомплексами-мяу,гав,ква.

«Найди место своей картинке»

Учить подбирать похожие по звучанию слова,развивать внимание,речевой слух.

Предметные картинки,наборное полотно

Подгр.лог.занятие

На наборном полотне ряд картинок:ком,бак,сук,каток.Дети должны найти место своей картинке,название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной.

«Лото»

Развитие речевого слуха,учить соотносить изображение с предметом.

Картинки к игре»Лото»

Самостоятельная деятельность.

Сначала игру проводит педагог,а затем ведущий-ребенок.

4

Дифференцирова-ние слогов.

«Телеграф»1 вариант.

Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

Музыкальные молоточки.

Подгр.лог.занятие

Предложить ребенку послать телеграмму так же как это сделал взрослый,сопровождая слоговые ряды ударом молоточка.

«Телеграф»2 вариант

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Музыкальные молоточки.

Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия.

Дети повторяют вслед за взпослым слоговые ряды типа:та-то-ту;му-мы-ма.

«Дятел»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными.

Шапочка-дятел

Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия.

Дети повторяют слоговые ряды:та-ка-па;во-мо-но;ту-ку-пу.

«Какой слог лишний?»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Сигнальные флажки(красный,синий)

Подгр.лог.занятие .Индивид. или часть коррек. занятия

Взрослый произносит слоговой ряд,ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на)Постепенно ряды усложняются(на-ба-на-на)

«Испорчен-ный телефон»

Учить слушать и запоминать слоги,выделять среди слоговых рядов близкие по звучанию.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Взрослый на ухо ребенку говорит слог (ПА) и просит повторить,а сам повторяет его или произносит близкий по звучанию (БА).Дети определяют одинаковые это слоги или разные.

«Эхо» 1 вариант

Развивать слуховое внимание.Учить различать слоги по звонкости-глухости.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по звонкости-глухости (на-ба;та-да)

«Эхо» 2 вариант

Развивать слуховое внимание,память.Учить различать согласные по мягкости-твердости.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по мягкости-твердости :на-ня;та-тя.

«Добавь звук «

Развивать слуховое внимание,память,учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков.

Индивидуальное занятие или часть подгр. лог. занятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных-па-тпа;та-тма.

5

Учить различать фонемы родного языка.

«Гудит-поет-плачет»

Учить дифференцировать гласные звуки.

Предметные картинки(девочка,мальчик,

птичка…)

Фронтальное логопедическое занятие.

Объяснить,какие звуки мы услышим ,если девочка плачет(а-а-а),поезд гудит (у-у-у),птичка поет (и-и-и) Предложить поднимать соответствующую картинку.

«Кто вниматель-ный»

Учить выделять гласные звуки среди других.

Звуковые ряды.

Фронтальное логопедическое занятие.

Взрослый называет в потоке звуков гласный,который дети должны выделить заранее обговоренным символом.

«Покажи правильно картинку»

Учить дифференцировать согласные звуки.

Звуковые ряды. Предметные картинки

Фронтальное логопедическое занятие.

Предложить детям поднять соответствующую картинку,когда они слышат гул самолета(ллл) и т.д.Согласный звук произносится коротко.

«Звунит-жужжит»

Учить дифференцировать согласные звуки.

Шапочки комара и жука.

Фронтальное логопедическое занятие.

У детей две команды:жуки и комары.Услышав –ЖЖЖ-бегают жуки;ЗЗЗ-комары.

6

Вырабаты-вать навыки элементарного звукового анализа.

«Красный-белый»

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета.

Фронтальное логопедическое занятие.

Педагог предлагает определить в каком слове есть заданный звук.

«Где звук?»

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

Полоски из картона ,разделенные на 3 части ,фишка

Фронтальное логопедическое занятие.

Педагог называет слова,дети определяют место звука в слове.

«Кто больше?»

Учить находить звук в названиях предметов на картинках.

Сюжетная картина.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Рассмотреть картинку и найти предметы с определенным звуком.

«Кто вниматель-нее?»

Определение наличия звука в слове.

Картинки на определенный звук.

Фронтальное логопедическое занятие.

Взрослый показывает и называет картинки,дети определяют,какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше слов придумает»

Развитие фонематического слуха,активизация словаря.

Мяч,фанты.

Прогулка.

Педагог называет звук и предлагает тему,кто ловит мяч-называет слово с этим звуком.

«Поймай рыбку»

Развитие фонематического слуха,активизация словаря.

Предметные картинки с магнитами,ведерко,удочка.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Дети по очереди вылавливают картинки и определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове.

«Найди место для своей картинки»

Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря.

Предметные картинки

Индивид. или часть коррек. занятия.

Дети должны разложить картинки по группам на заданные звуки.

«Будь вниматель-ным»

Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря.

Предметные картинки

Фронтальное логопедическое занятие.

Дети выделяют условленный звук в слове.

«Магазин»

Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря

Предметные картинки,игрушки.

Сюжетно-ролевая игра.

«Чудесный мешочек»

Развитие фонематического слуха,дифференцирование звуков ,активизация словаря

Мешочек со знакомыми детям предметами.

Фронтальное логопедическое занятие.

Дети по очереди достают из мешочка предметы и определяют ,какой звук из 2 есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений"

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением  фонематического слуха....

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей....

Игровые формы работы по развитию фонематического слуха

Игровые формы работы по развитию фонематического слуха...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Планирование работы педагога по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у старших дошкольников...