Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике
Презентация по теме "Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sensornoy_integratsii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.pptx | 879.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «Сенсорной интеграции» Сенсорная интеграция- своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Метод был впервые разработан Энн Джин Айрес- трудотерапевтом , работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти Айрес в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.
Обоснование социальной значимости проекта В настоящий момент проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром. В то же время, часто они испытывают сенсорные перегрузки зрения, слуха (примерами этого выступают телевизор и компьютер) Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в центральной нервной системе, а нарушения в обработке и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как: эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение и освоение двигательных навыков.
Материально-техническое оснащение проекта В нашем детском саду созданы все условия для занятий с применением метода сенсорной интеграции. Имеется широкий перечень оборудования, который регулярно пополняется: оборудованная сенсорная комната; сенсорно-динамический комплекс « Нейростарт »; тактильные дорожки; разнообразные бизиборды и др.
Использование комплекса « Нейростарт » в работе учителя-дефектолога
Сенсорно-динамический комплекс « Нейростарт » это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров комплекса создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы. Специальные упражнения нагружают зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат. Отличие в том, что все снаряды висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до раскачивающего, горизонтально закручивающего вокруг вертикальной оси, можно регулировать нагрузку, что позволяет менять уровень сложности упражнений.
Занятия учителя-дефектолога в сенсорной комнате
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания. Оборудование сенсорной комнаты позволяет в необычном пространстве выполнять различные учебные и игровые действия Использование сенсорной комнаты в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ: - с помощью сенсорной комнаты учитель-дефектолог может заинтересовать ребенка, пробудить любознательность, установить контакт; - многообразие материалов, стимуляторов сенсорной комнаты позволят активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию; - каждое занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты вызывает у детей эмоциональный подъём. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют задания с интересом
Использование «Тактильных мешочков» в работе учителя-дефектолога
Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью тактильных ощущений. Поэтому часто на занятиях используются игры с тактильными мешочками Наша вариация данного пособия позволяет усложнять задания: - сначала ребенку предлагается один мешочек изучаемого основного цвета, ребенок из множества предметов должен выбрать только те, которые соответствуют цвету мешка; - предлагаем наощупь , не заглядывая в мешок, определить форму предмета; - далее соотносим размеры предметов и мешочков: большой-маленький , позже даем понятие «средний»; - самый сложный уровень: предъявляем мешочки всех основных цветов и размеров, предлагаем ребенку соотнести предмет по цвету, размеру с соответствующим мешочком
Использование балансировочной доски в работе учителя-дефектолога
Двигательные способности представляют собой системный комплекс психомоторных качеств и реализуются с участием восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, его распределением и переключаемостью. Еще в прошлом веке обнаружили, что мозжечок участвует в процессах высшей нервной деятельности: накопления опыта, памяти, мышления. (Калиниченко С. Г., Мотавкин П. А. Кора мозжечка. - М. : Наука, 2005.-319с.). Он связывает все структуры нервной системы, в том числе регулирует внимание и наши эмоции. Данный метод был разработан американским ученым, доктором Френсисом Бильгоу в 60-х годах 20-ого столетия. Ученый выяснил, что успехи детей могут возрасти, если во время занятий они будут выполнять упражнения на равновесие. Такие упражнения способствуют развитию общей моторики, осознанию собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Мозг контролирует два состояния – это равновесие и само выполнение задания. Вариантов проведения подобных занятий множество. Во время таких занятий образуется способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей.
Взаимодействие специалистов
Для реализации командной работы специалистов участники следуют таким важнейшим принципам взаимодействия: приоритет отдаётся инклюзии, как эффективному пути адаптации ребёнка с ОВЗ; ориентация на личностно-ориентированные методы взаимодействия; распределения ролей всех членов команды и взаимодополнения . Таким образом, решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с ОВЗ.
Заключение В заключение можно сказать , что внедрение методов сенсорной интеграции в комплексе с традиционными – способствует развитию потенциала каждого ребенка, чего невозможно добиться только с помощью традиционных методов. В процессе работы повышается уровень готовности к началу школьного обучения; развиваются высшие психические функции и обогащается сенсорный опыт, необходимый для успешной социальной адаптации, с учетом физических и психических особенностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...
«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)
Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...
Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...
Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.
В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...
Статья на тему: "Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"
Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психич...
Мастер-класс для родителей "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"
Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...
Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"
Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...