Создание РППС в группе детей с умеренной умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике
Развивающая предметно-пространственная среда в группе детей с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация специальной развивающей предметно-пространственной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Левченко Е.Е. воспитатель МБДОУ № 9 г. Канска
Шпак С.А.воспитатель МБДОУ № 9 г. Канска
В положении о ФГОС выделен целый раздел по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями.
Основная задача развивающей предметно-пространственнойсреды (далее РППС) для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень умственного,физическогои психического развития. Организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии и подготовке детей к адаптации в обществе, к обучению в школе.
В нашей группе воспитывается 9 детей с основным диагнозом умеренная умственная отсталость (далее УУО) и сопутствующими нарушениями с расстройством аутистического спектра (далее РАС) – 2 ребёнка, эпилепсия – 2 ребёнка,тяжёлые и множественные нарушения развития(далее ТМНР) – 2 ребёнка.
Учитывая психофизические особенности каждого ребёнка, посещающего нашу группу, одним из актуальных направлений своей работы мы определили: Создание специальных условий для развития детей с УУО в разных видах детской деятельности.
Данное направление реализуем через решение следующих задач:
- Изучить нормативные документы, регламентирующие создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создать РППС, которая будет стимулировать познавательную, сенсомоторную, двигательную деятельность детей.
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс создания РППС.
Решение данных задач позволит адаптировать предметно-развивающую среду и повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми.
Прежде всего, мы уделили внимание созданию условий, обеспечивающих комфортность и безопасность развивающей среды. Мебель расположили так, чтобы освободилась достаточная часть группы для развития двигательной активности детей.
Мы постарались учесть все особенности развития детей нашей группы:
- При организации группового пространства для детей с РАС:
- мы создали коммуникативный альбом с набором фотографий близких людей; изображением любимых видов деятельности; фотографии, позволяющие сообщить о физиологических потребностях (питьё, еда, туалет); фотографии с изображением эмоций ребёнка; фотографии, передающие коммуникативные функции ребёнка (приветствие, отказ, согласие). В местах общего пользования используем зрительные опорные сигналы, последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий. Данные наглядные ориентиры помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.), усвоить и запомнить алгоритм.Для уединения и релаксации оборудовали уголок уединения, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
- При построении коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР и УУО:
- организовали большой выбор материалов и оборудования, дидактических игр и пособий для стимуляции, мыслительной, конструктивной и речевой деятельности, которые помогают расширять круг предметов, предъявляемых ребенку, формируют способы ориентировки в окружающем мире). Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств;
- создали избыточность и регулярную смену доступного материала в соответствии с комплексно-тематическим планированием и темой недели для постоянного поддержания интереса воспитанников к разным видам деятельности (исследовательской, познавательной, игровой, двигательной активности детей);
- предусмотрели возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей среды – детская мебель, ширмы, мягкие модули, предметы-заменители;
- следим за соблюдением принципаздоровьесбережения, прежде всего, это забота о душевном состоянии ребенка, его психическом и физическом благополучии. Опыт работы показывает, что настроение детей с умственной отсталостью крайне неустойчивое и зависит от различных нежелательных воздействий: изменения погодных условий, смены вида деятельности, привлечения к образовательной деятельности и т.д. Педагогу нужно суметь быстро переключить внимание ребенка, используя различные пособия: «радужные» или «магические шары», «колючие ежики», «подушки-игрушки» содержащие звуковые элементы или другие методы, помогающие привести ребенка в эмоциональное состояние комфорта. При малейших неприятностях и дискомфорте эмоциональное состояние воспитанников нарушается, они бурно выражают свои чувства. Поэтому в своей работе применяем игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию, игры на релаксацию. Своевременное использование этих методов и приемов помогает перестроить образовательный процесс и вовлечь в него ребенка;
- обеспечили свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям;
- следим за соблюдение техники безопасности, закрепление мебели в соответствие ростовым показателям, соответствие игрового материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПин, отсутствие опасных колющих, режущих предметов;
- включает игры для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с ОВЗ закрепляют игровые действия, полученные на занятиях с дефектологом, учатся удерживать взятые на себя роли. В данном центре находятся игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации. В сюжетно-ролевых играх наши воспитанники усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества. Игровое пространство сформировано как для мальчиков, так и для девочек, для того чтобы у детей была возможность проигрывать мужскую или женскую модель поведения.
Особое значение для детей с УУО уделяем сенсомоторному развитию, т.е. среду в группе с одной стороны наполнили яркими и крупными предметами и игрушками из различных материалов, с другой стороны не раздражающую и без того истощённую нервную систему детей.
Для детей с УУО важным является систематическая и последовательно организованная коррекционная работа, как в групповом помещении, так и на прилегающей территории. Поэтому мы решили создать соответствующие условия для системной коррекционно-педагогической работы с детьми во время проведения прогулок. Для этого разграничили пространство территории на несколько зон:
- зона двигательной активности (оснащена следующим оборудованием: бревно, дуги, лестница из пеньков, кольца и корзины для метания);
- зона музыкального развития (создана полностью из бросового материала.В ней присутствуют инструменты, изготовленные из различных материалов и издающие различные звуки: ксилофон, барабаны, маракасы и др.);
- сенсомоторная зона (оборудована различными тренажёрами, направленными на развитие крупной и мелкой моторики, доской для рисования, трубы разного диаметра для целенаправленных действий с различными природными материалами).
При построении пространственной среды важную роль играет семья воспитанника. Именно в семье ребенок усваивает те ценности, которые являются основой формирования его индивидуальной системы ценностных ориентаций. Мы стараемся привлечь семьи воспитанников к созданию РППС в группе. Родителям было предложено оформить альбомы «Моя семья», «Мир увлечений ребенка». С большой творческой инициативой родители изготавливают различные пособия: сенсорные коврики, мобильные ширмы, материалы для развития двигательной активности.
Таким образом, мы создали среду, которая стимулирует познавательную, сенсомоторную, двигательную деятельность детей. Учитывает особенности и степень выраженности интеллектуальных нарушений детей, способствует реализации коррекционно-развивающих задач АООП ДО.
Считаем, что окружающая среда ребёнка, не зависимо от психофизического состояния, должна вызвать интерес, чувство радости, создавать эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих умеренную умственную отсталость.
Статья посвящена проблемам дошкольного коррекционного образования....
Методическая разработка занятия для детей с умеренной умственной отсталостью по правилам дорожного движения "Огни большого города"
Данная разработка предназначена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте от 12 до 16 лет....
Конспект занятия "Прогулка по городу" для детей с умеренной умственной отсталостью.
Основной задачей работы любого детского дома-интерната является социализация воспитанников, их интеграция в общество. Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формирован...
Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.
В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....
Конспект занятия "Зимушка зима" для детей с умеренной умственной отсталостью
Конспект интегрированного занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для детей среднего и старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью....
Статья Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов у детей с умеренной умственной отсталостью
Формирование представлений о величине предметов у детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой пошаговый процесс, направленный на соединение отдельных знаний и умений в одно целое....
Пояснительная записка к образовательной программе "Открываем горизонты" (оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью)
В пояснительной записке отражено основное назначение предлагаемой программы – выявление детей с умеренной умственной отсталостью, определение интеллектуального потенциала ребенка, развитие сохра...