Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике

Панова Наталья Владимировна

 В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом  требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые  исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

                                                             Введение

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»            

                                    В. А. Сухомлинский

Осмысливая слова Василия Александровича Сухомлинского – выдающегося советского педагога – новатора, мы понимаем, что воспитание, обучение, развитие  детей нуждается в постоянном  внимании взрослых – педагогов, родителей. Как отыскать правильный подход к ребёнку, вовремя заметить его сильные стороны и повлиять на их развитие? А, если ребёнок развивается не так, как нам хотелось бы?

Анализируя ситуацию, которая сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих различные нарушения в развитии. Недостаточное количество мест в детских садах, недостаточно развитая инклюзия (включение детей с ОВЗ в доступную образовательную среду), низкая информированность родителей о работе  специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей коррекционных групп) в ДОУ усугубляют ситуацию.

В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза (раннего развития) выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В ДОУ функцианируют 4 специализированные группы для детей с ОВЗ:

2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР;

1 группа компенирующей направленности для детей с ТНР;

1 группа комбинированной направленности для детей с ТНР.

Наше образовательное учреждение посещают дети с :

задержкой психического развития – 25 детей:

из них  с учётом психофизиологических особенностей детей с РАС – 6 детей;

с тяжёлыми нарушениями речи – 20 детей.

Дети с задержкой психического развития:

Дети с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения. У таких детей отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих явлений психомоторной расторможенности и возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеются легкие нарушения речевых функций. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный характер. Правильный диагноз можно поставить с учетом того, что дети с ЗПР всегда способны использовать помощь, оказанную в процессе работы. Поэтому при заинтересованной со стороны педагога и правильно построенной коррекционно-воспитательной работе, основанной на индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения, эти дети могут успешно восполнять пробелы в своих знаниях и оказаться способными обучаться вместе с нормальными сверстниками.

Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения. В отличие от других групп детей с ЗПР, у этих детей отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности. Мыслительные операции несовершенны, и по показателям продуктивности эти дети приближаются к детям с интеллектуальной недостаточностью.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи:

Дети с сохранным слухом и интеллектом страдают резко выраженными отклонениями в развитии речи. Этим они отличаются от детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и др., у которых речевые изменения носят вторичный характер.

По педагогической классификации существуют следующие диагнозы:

-Общее недоразвитие речи I, I I, I I I уровня;

-Фонетико-фонематическое недоразвитие.

По клинической классификации существуют следующие диагнозы: алалия; дизартрия, дислалия.

       Своевременная организация коррекционного воздействия в нашем ДОУ является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию и  представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

Модель взаимодействия специалистов

коррекционно-образовательного пространства ДОУ

        

Система коррекционно – развивающей работы  для детей с ОВЗ  разработана с учётом Федеральной адаптированной образовательной программы ДС 472 и  комплексных специальных программ:

- Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возраст. С.Г.Шевченко и др.; Москва, Школьная пресса, 2004год.

- Программа Т.Б. Филичевой,  Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (II  год обучения)

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной СПб 2014г.

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС  Н.В.Нищева СПб «Детство-Пресс», 2015г.

Применяемые программы не нарушают целостности педагогического процесса, обеспечивают создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Программы предусматривают организацию детской жизни в  формах: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей в течение дня и дополнительное образование в форме кружковой работы.

Ребенок с нарушениями в развитии, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он  должен  пройти  для  этого,  значительно  отличается  от  общепринятого:  физические  и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему  изменяет  развитие  растущего  человека.  Важнейшими  задачами,  поэтому  являются  предупреждение  возникновения  вторичных  отклонений  в  развитии,  их коррекция и компенсация средствами образования.

Основная цель работы:  перевести ребенка-дошкольника  с ОВЗ  в результате реализации всей системы  коррекционно-развивающего  обучения  и  воспитания в ДОУ  на  новый  уровень социального  функционирования,  который  позволяет  расширить  круг  его взаимоотношений  и  создает  условия   более  гармоничной  и  личностно-актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Цель реализуется через решение следующих задач:

  1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3.  Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования);
  4.  Обеспечение коррекции  нарушений  развития  различных  категорий  детей  с  ОВЗ, оказание  им  квалифицированной  помощи  в  освоении основных  образовательных областей  Программы:  физическое  развитие,  познавательное,  речевое,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
  5.   Оказание  помощи  детям  в  овладении  навыками  коммуникации  и  обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь
  6.   Формирование  правильного  произношения  (воспитание  артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия). Развитие навыков связной речи.
  7. Обеспечение  возможности  для  осуществления  детьми  содержательной деятельности  в  условиях,  оптимальных  для  всестороннего  и  своевременного психологического  развития.  Проведение  коррекции  (исправление  и  ослабление) негативных тенденций развития.
  8.  Максимально  возможное  развитие  всех  видов детской  деятельности  (игровой, коммуникативной,  трудовой,  познавательно-исследовательской,  продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  9.  Проведение  профилактики  вторичных  отклонений  в  развитии  и  трудностей  в обучении на начальном этапе.
  10. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  11. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с задержкой психического развития.

Система коррекционно – развивающей работы ДОУ направлена:

- на создание условий развития ребёнка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Система работы учитывает:

- индивидуальные потребности ребёнка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

- возможности освоения ребёнком образовательных задач на разных этапах  реализации программы.

Реализация поставленной цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации ФАОП. 5.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе создания условий для  дополнительного образования детей с ОВЗ (шашки, плавание, изо деятельность, хореографии, вокал)

Направления работы.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
-
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования (мониторинг), и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;


-
коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
-
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Данная деятельность включает в себя взаимодействие с социальными партнёрами: с МБУ ДПО "Центр развития образования города Челябинска",

МКУК ЦСДБ Детской библиотекой № 12 г. Челябинска;

Окружным казачьим сообществом Челябинской области «Четвертый казачий реестровый отдел» ОВКО;

«Уральским центром патриотических, спортивных и молодежных инициатив «АЛЬФА» и МБДОУ«ДС № 472 г. Челябинска» от 01.06.2021г.
-
информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Сайт ДОУ, сообщество ДС 472 в VK, личные сайты и блоги педагогов ДОУ.

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Перечень  ЭОР к разделам программы

Разделы программы

Лицензионные

- Развитие речи

«Домашний логопед»

«Азбука – техника»

- Мониторинг

«Оценка личностного развития ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Электронная диагностика

Созданные самостоятельно

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально - коммуникативное развитие

- физическое развитие

- художественно – эстетическое развитие

Авторские электронные презентации по лексическим темам.

 

Коррекционно-развивающая среда ДОУ.

Перед педагогами ДОУ стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ – это кабинеты специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, физкультурный зал, бассейн, изостудия, гончарная мастерская, музей русской избы, кабинет робототехники и легоконструирования, тематические уголки  коридорной зоны ДОУ) – это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы, часть развивающей среды, элемент микропространства, специфическое помещение, которое функционально служит определённым целям:

- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

- Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.

- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных и развивающих занятий.

- Оказание консультативной помощи   педагогам, родителям.

Удобные, мобильные  столы и  лёгкие стулья для общения с детьми расположены таким образом, чтобы в поле зрения ребенка не было никаких отвлекающих моментов, расположенные по периметру кабинета. Таким образом, соблюдается принцип единства сопричастности с кем-то, и в то же время сохраняется автономность, изолированность во время выполнения заданий разного типа. Дети могут переходить от одного стола к другому и поупражняться в разных играх и упражнениях по нарастающей степени сложности заданий.  А могут работать на одном месте индивидуально. Очень важный момент:  дети могут играть и работать как стоя, так и сидя. Это создает дополнительную возможность для тренировки мышц, формирования осанки, а также легкость и мобильность и самостоятельность выбора при передвижении детей в пространстве кабинетов и специальных помещений.

В кабинетах имеется коррекционные компьютерные программы, слайдовые изображения, детские электронные презентации на все лексические темы, функциональная музыка. Новые информационные технологии развивают зрительное восприятие, "формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе". Компьютер является помощником в индивидуальной и подгрупповой работе. Коррекционные программы используются с большим успехом. Родителям нравится, дети в восторге. Они и не подозревают, что  не играют, а решают поставленные педагогом задачи.

Окружающая ребенка среда  организована таким образом, чтобы стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.     

Успешность (или неуспешность ) процесса развития ребёнка во многом определяется правильной позицией нескольких участников.  Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: « Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Педагоги – специалисты так же делают ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом».

 В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом  требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые  исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

«Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Статья для сборника РАО -  Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Венн...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Базис личностной культуры предполагает формирование навыков самостоятельности у детей. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема: обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения д...

Публикация на тему "Игровые технологии как средство социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт работы проекта Беби-Абилимпикс. Социальными партнёрами по реализации проекта являются МБДОУ 28 детский сад Матрёшка г.Южно-Сахалинска и Сахалинский Техникум Сервиса....

Создание предпосылок для становления самостоятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ

Для полноценного психического развития ребёнка с ОВЗ необходимы особые формы обучения, определённые педагогические воздействия. У детей с нарушениями  крайне мало опыта взаимодействия с предметам...