"Использование ТРИЗ – технологий в развитии связной речи у детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ТРИЗ – технологий в развитии связной речи у детей с ОВЗ | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТРИЗ – технологий в развитии связной речи
у детей с ОВЗ
Для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, обладать определенным уровнем речевой активности.
Я много лет работаю с детьми с ОВЗ. Эти дети малоактивны, замкнуты, не участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств оформления речи.
Одним из результативных способов формирования познавательной и речевой активности, на мой взгляд, является технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач, которая развивает мышление, формирует словарную лексику, способствует формированию навыка построения предложений. Работа с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей. Вот некоторые принципы, о необходимости применения которых следует помнить при планировании и осуществлении коррекционной работы .
1. Необходимо проводить работу над речевой системой в целом (звукопроизношение, словарь, грамматика, развитие речи).
2 Максимально использовать сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
3. Применять дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
4. Длительно и многократно закреплять сформированные навыки.
5. Частый повтор упражнений с элементами новизны.
6. Частая смена видов деятельности, во избежании быстрой утомляемости.
7. Дозировка речевого материала с постепенным усложнением.
8. Конкретность и доступность заданий.
9. Умеренный темп работы на занятии.
10. Самое главное - постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
В этом мне помогает ряд методик в том числе и ТРИЗ - технологии, применяемые в работе с детьми с ОВЗ на логопедических занятиях, применение которых делает коррекционное воздействие наиболее результативным.
Используя в работе по развитию речи игры и игровые упражнения с использованием творческих задач
- стимулирую у детей повышение уровня речевой активности;
- работаю над развитием структурных компонентов речи;
- развиваю коммуникативные навыки;
- формирую способность рассуждать, размышлять, обобщать, доказывать, делать выводы.
В коррекционно – развивающей работе с детьми использую игры:
Игры на развитие связной речи
Игра «Продолжи предложение»
«Учись читать, потому что…»,
«Если бы я был волшебником, я бы…».
Игра «Пословицы, поговорки».
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
Игра «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
Игра «Продавец и покупатель»
На столе или полке выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
Игра «Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)
Спор животных, времен года и т.д.. Дети учатся составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.
Игра «Волшебный мешочек» («Черный ящик») «Да – нет» (ТРИЗ).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».
Игра «Мы-художники»
Ребенок должен составить рассказ или сказку по рисунку, который нарисовал он сам или другой ребенок, его родители.
«Чем похожи?» «Волшебник объединения». (ТРИЗ).
Найди связь, например, между ежом и медведем. Что общего между ними?
«Найди различия».
Сравни две картинки, два предмета.
«Ожившие предметы» (ТРИЗ).
«Вхожу в картину» (ТРИЗ) – я слышу, я вижу, я пробую на вкус.
«Что сначала, что потом?»
Картинки из серии перепутаны. Нужно расставить картинки по порядку и составить последовательный рассказ.
«Что было, что будет?» (ТРИЗ, методика развития связной речи О.С. Ушаковой).
Нужно придумать начало или продолжение рассказа.
«Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
«Небылицы» - «Так или не так?» (ТРИЗ).
Игры – инсценировки, театрализация.
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Кино», «Телевизор», «Радио», «Телефон», «Экскурсия по зоопарку».
Игры на развитие речевых умений у школьников
Игра «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.
Игра «Скажи иначе»
Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.
Ход игры: Ведущий называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.
Пример: Большая (страна) – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый, бесстрашный, доблестный.
Игра «Расскажи про зайца»
Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.
Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.
Ход игры: Ведущий достает игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца называй»
Игра «Забавные истории»
Цель: Учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию творческого воображения.
Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.
Игра «Вам посылка»
Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.
Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты (коробки) по числу игроков.
Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет (коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.
Игра «Найди предмет по описанию»
Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.
Ход игры: ведущий описывает любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.
Оборудование: Фигурки героев.
Ход: На столе выставляются фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за последовательностью событий.
Игра «Писатели»
Цель: Учить ребёнка составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического мышления, воображения.
Ход игры: ведущий предлагает ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.
Пример: Ведущий: «Наступила весна».
Ребенок: «В лесу начал таять снег».
Ведущий: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.
Перед началом игры ведущий акцентирует внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.
Игра «Загадки»
Цель: Упражнять ребёнка в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.
Оборудование: предметные карточки по любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»
Ход игры: Перед ребёнком выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.
Игра «Да - нет»
Цель: Активизировать в речи ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.
Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР.» - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Методика ТРИЗ.
3. Лекции О.С. Ушаковой.
4. А.М. Бородич «Методика развития речи детей». М., «Просвещение», 1974 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...
Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...
Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. В...
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...
Использование современных образовательных технологий для развития связной речи детей .
Открытое занятие по развитию речи. Младшая группа. "Любопытный зайка"...
Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"...