"Использование ТРИЗ – технологий в развитии связной речи у детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  ТРИЗ – технологий в развитии связной речи 

у детей с ОВЗ

Для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, обладать определенным уровнем речевой активности.

Я много лет  работаю с детьми с ОВЗ. Эти дети малоактивны, замкнуты, не  участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У  ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств  оформления речи.

Одним из результативных способов формирования познавательной  и речевой активности, на мой взгляд, является технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач, которая развивает мышление, формирует  словарную  лексику, способствует формированию навыка построения предложений. Работа с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей. Вот некоторые принципы, о необходимости применения которых следует помнить  при планировании и осуществлении коррекционной работы .

1.  Необходимо  проводить  работу над речевой системой в целом (звукопроизношение, словарь, грамматика, развитие речи).

2 Максимально использовать сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).

3. Применять дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

4.  Длительно  и многократно закреплять сформированные навыки.

5.  Частый повтор упражнений с элементами новизны.

6.  Частая смена видов деятельности, во избежании быстрой утомляемости.

7. Дозировка  речевого материала с постепенным усложнением. 

8.  Конкретность и доступность заданий.

9.  Умеренный темп работы на занятии.

10. Самое  главное - постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

В этом мне помогает ряд методик в том числе и  ТРИЗ - технологии, применяемые в работе с детьми  с ОВЗ на логопедических занятиях, применение которых делает коррекционное  воздействие  наиболее результативным.

 

 

Используя в работе по развитию речи игры и игровые упражнения с использованием творческих задач

-  стимулирую у детей  повышение уровня речевой активности;

- работаю над  развитием структурных компонентов речи;

- развиваю коммуникативные навыки;

- формирую  способность  рассуждать, размышлять, обобщать, доказывать, делать выводы.

В коррекционно – развивающей работе с детьми использую  игры:

                                 Игры на развитие связной речи

       Игра «Продолжи предложение»

«Учись читать, потому что…»,
«Если бы я был волшебником, я бы…».

        Игра «Пословицы, поговорки».

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

        Игра «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

         Игра «Продавец и покупатель»

На столе или полке выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

        Игра «Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)

Спор животных, времен года и т.д.. Дети учатся составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.

         Игра «Волшебный мешочек» («Черный ящик») «Да – нет» (ТРИЗ).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

      Игра «Мы-художники»

Ребенок должен составить рассказ или сказку по рисунку, который нарисовал он сам или другой ребенок, его родители.
«Чем похожи?» «Волшебник объединения». (ТРИЗ).
Найди связь, например, между ежом и медведем. Что общего между ними?
«Найди различия».
Сравни две картинки, два предмета.
«Ожившие предметы» (ТРИЗ).
«Вхожу в картину» (ТРИЗ) – я слышу, я вижу, я пробую на вкус.
«Что сначала, что потом?»
Картинки из серии перепутаны. Нужно расставить картинки по порядку и составить последовательный рассказ.
«Что было, что будет?» (ТРИЗ, методика развития связной речи О.С. Ушаковой).
Нужно придумать начало или продолжение рассказа.
«Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
«Небылицы» - «Так или не так?» (ТРИЗ).

                               Игры – инсценировки, театрализация.

Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Кино», «Телевизор», «Радио», «Телефон», «Экскурсия по зоопарку».

                           Игры на развитие  речевых умений у школьников

      Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.

     

 

         Игра «Скажи  иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: Ведущий называет слово и предлагает детям сказать иначе, победит тот, кто назовет большее количество слов.

Пример: Большая (страна) – необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; храбрый (солдат) – смелый, бесстрашный, доблестный.

      Игра «Расскажи про  зайца»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

Оборудование: Мяч, картинка или игрушка зайца.

Ход игры: Ведущий достает игрушку зайца, или показывает картинку зайчика. Ведущий даёт ребёнку задание придумать как можно больше слов, описывающих внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер», помогая наводящими вопросами. В игре можно использовать обычный или массажный мяч со словами: «Мяч лови и мяч бросай – слова про зайца называй»

      Игра «Забавные  истории»

Цель:   Учить детей придумывать короткий рассказ от первого лица. Способствовать развитию творческого воображения.

Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, а ведущий предлагает ему превратиться в кого либо (например: в дикого животного, в игрушку и т.д.), и придумать забавную историю, приключившуюся с ним. Ребёнок открывают глаза и начинают рассказ от имени своего героя.

      Игра «Вам  посылка»

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ. Обогащать речь прилагательными, обозначающими цвет, размер, и другие признаки предмета.

Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты (коробки) по числу игроков.

Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет (коробка) достается ведущему. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получил: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Ребёнок (дети) слушает и отгадывает, что за посылка пришла ведущему. Затем ребёнок (дети) по примеру ведущего рассказывает о своей посылке.

      Игра «Найди  предмет  по  описанию»

Цель: учить ребёнка составлять описательный рассказ, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Ход игры: ведущий описывает любой предмет, который находится в поле зрения ребёнка, отгадав о каком предмете, идет речь, ребёнок называют его. Далее, по примеру ведущего, ребёнок описывает любой предмет, а взрослый отгадывает его.

      Игра «Расскажи  сказку»

Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.

Оборудование: Фигурки героев.

Ход: На столе выставляются фигурки театра к сказке. (матрёшки, игрушки) Ведущий предлагает ребёнку назвать героев и предметы которые они видят перед собой, вспомнить из какой сказки эти фигурки, и рассказать эту сказку. Во время рассказа ведущий следит за последовательностью событий.

      Игра «Писатели»

Цель: Учить ребёнка составлять рассказ, связанный по смыслу. Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Ход игры: ведущий предлагает ребёнку сочинить рассказ по цепочке - друг за другом. Первое предложение называет ведущий, затем ребёнок, потом опять ведущий и т.д.

Пример: Ведущий: «Наступила весна».

Ребенок: «В лесу начал таять снег».

Ведущий: «На проталинах появилась первая травка» и т.д.

Перед началом игры ведущий акцентирует внимание ребёнка на то, что все предложения должны быть объединены одной темой и связаны по смыслу, только так получится целый рассказ.

      Игра «Загадки»

Цель: Упражнять ребёнка в составлении описания только со зрительной опорой, не называя предмет. Активизировать в речи прилагательные.

Оборудование: предметные карточки по любой выбранной теме. Например: «Птицы», «Игрушки», «Времена года»

Ход игры: Перед ребёнком выложить карточки, рисунком вниз. Первую любую карточку берёт ведущий и не показывая её начинает описывать свою птицу (игрушку, время года и т.д.), не называя её. Ребёнок должен догадаться, о какой птице идет речь. Далее берёт карточку ребёнок и по примеру ведущего загадывает загадку. Ведущий отгадывает.

      Игра «Да - нет»

Цель: Активизировать в речи ребёнка предлоги и наречия. Продолжать учить логично ставить вопросы о месте нахождения, цвете, форме, размере, назначении предмета. Учить ребёнка делать правильные умозаключения. Способствовать развитию диалогической речи.

Ход игры: Ведущий мысленно загадывает предмет. Остальные играющие задают ведущему вопросы так, чтобы догадаться какой предмет загадал ведущий. Ведущий на вопросы отвечает либо «да» либо «нет». Ребенок первый, догадавшийся, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

 

                                                       ЛИТЕРАТУРА:
1. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР.» - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Методика ТРИЗ.
3. Лекции О.С. Ушаковой.
4. А.М. Бородич «Методика развития речи детей». М., «Просвещение», 1974 г.

 

поделиться в vkподелиться в одноклассниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.  В...

Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...

Использование современных образовательных технологий для развития связной речи детей .

Открытое занятие по развитию речи. Младшая группа. "Любопытный зайка"...

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы "Применение ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста"...