Взаимодействие учителя-логопеда и психолога в группе для детей с ТНР.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Стельмашонок Наталья Евгеньевна

Даннный материал может быть использован в коррекционной работе учителя-логопеда и психолога, как вариант взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim._s_psihologom_2022-2023_.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда

МБДОУ «Детский сад №21» группа для детей с ОНР

Задачи педагога - психолога в коррекционной работе с детьми группы ОНР:

- коррекция поведенческих отклонений (управление своим настроением, поддержание

 положительного   эмоционального тонуса, бесконфликтное поведение);

- коррекция нарушенных познавательных способностей и психических процессов;  

 - включение компенсаторных и потенциальных возможностей.

Реализация коррекционных задач педагогом-психологом

в процессе освоения содержания образовательных областей

Физическое

развитие

- Углубление и расширение знаний о гигиене органов  рече-двигательного аппарата;  

- Развитие оптико-пространственных представлений и ориентировок;

- Развитие координации движений и мелкой моторики;

- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи;

- Закрепление правильно произносимых звуков в подвижных играх с самостоятельным речевым сопровождением;

- Соблюдение оптимального двигательного режима.

Социально-коммуникатив-ное развитие

- Развитие мелкой моторики;        

 - Обогащение лексики;                    

 -Углубление и расширение реалистических представлений о труде взрослых.

- Активизация словаря в процессе организации разных видов игр;

- Развитие связной речи, диалогической речи;

- Расширение представлений о нормах и правилах общения

 - Углубление и расширение реалистических представлений об основах безопасной жизнедеятельности  в процессе изучения лексических тем, знаний о возможных травмирующих ситуациях органов слуха и речи.

- Развитие лексико-грамматической стороны речи;      

-Развитие умения самостоятельно высказываться;      

 -Развитие диалогической, монологической речи;        

 -Создание оптимальных условий для реализации коммуникативной стороны речи детей.

Познавательное развитие

- Обогащение лексики;  

 -Углубление и расширение реалистических представлений о мире;

-Развитие связной речи с опорой на личный опыт;    

 -Развитие и активизация основных психических процессов;

-Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

- Углубление и расширение реалистических представлений о мире в процессе чтения  литературных произведений;    

 - Обогащение лексики; осознание языковых средств выразительности  

- Использование художественного речевого материала для  закрепления навыков звукопроизношения.        

Художественно-эстетическое развитие

Развитие:   мелкой моторики; зрительно-пространственного восприятия;

внимания, мышления; сенсорного восприятия; умения отображать в речи свои действия

- Развитие слухового внимания и слуховой памяти;  

- Развитие оптико-пространственных представлений и зрительных ориентировок;    развитие координации движений;      

 - Воспитание темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; фонематического слуха;

 -Активизация словаря.

Перспективное тематическое планирование

I периода обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Темы

Сентябрь

1.09.21.

Обследование

6.09.21.

Обследование

13.09.21.

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы.

20.09.21.

Деревья осенью. Листья.

Октябрь

27.09.21.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

4.10.21.

Фрукты.

11.10.21.

Насекомые. Особенности строения тела насекомых.

18.10.21.

Перелётные птицы. Особенности строения тела птиц.

25.10.21.

Грибы, ягоды.

Ноябрь

1.11.21.

Домашние животные и их детёныши. Место обитания домашних животных.

8.11.21.

Дикие животные и их детёныши.

15.11.21.

Осенняя одежда. Дифференциация типов одежды по сезонам.

22.11.21.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Перспективное тематическое планирование

II периода обучения (декабрь, январь, февраль)

Недели

Темы

Декабрь

29.11.21.

Зима. Зимние месяцы.

6.12.21.

Дикие животные зимой. Зимующие птицы.

13.12.21.

Мебель.

20.12.21.

Посуда.

27.12.21.

Новый год.

Январь

10.01.22.

Животные жарких стран

17.01.22.

Семья.

24.01.22.

Инструменты.

Февраль

31.01.22.

Морские, речные и аквариумные обитатели.

7.02.22.

Комнатные растения.

14.02.22.

Транспорт. Дифференциация транспорта по видам.

21.02.20.

День защитников Отечества. Военные профессии.

Перспективное тематическое планирование

III периода обучения (март, апрель, май)

Недели

Темы

Март

28.02.22.

Весна.

7.03.22.

Мамин праздник.

14.03.22.

Перелётные птицы весной.

21.03.22.

Растения и животные весной. Цветы.

28.03.22.

Наша страна.

Апрель

4.04.22.

Профессии.

11.04.22.

Наш дом.

18.04.22.

Сад-огород-лес. Разграничение понятий по теме.

25.04.22.

Человек.

Май

2.05.22.

Домашние животные.

9.05.22.

Школа.

16.05.22.

Лето.

23.05.22.

Повторение. Итоговое логопедическое обследование.

Месяц

Тема

Содержание работы

Психолог

Сентябрь

Осень.

Деревья. Листья.

Восприятие, внимание: «Составь букет».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Игра «Тихо - громко».

Самомассаж кистей и пальцев рук «Осенний ветерок»

Слуховое внимание «Услышь шёпот».

Октябрь

Овощи.

Фрукты.

Насекомые.

Перелётные птицы.

Грибы, ягоды.

Обводка и штриховка трафаретов «Овощи», «Фрукты».

Восприятие:  «Определи по запаху».

Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Компот».

Логоритмические упражнения «Урожай», «Яблонька».

Дидактическая игра «Узнай по описанию». Упражнение «Кузнечики».

Дидактическая игра «Кто за кем».

Развитие  мышления: классификация предметов по величине, цвету, размеру.

Дидактическая игра «Что лишнее».

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Одежда.

Обувь,

головные уборы.

Дид. игры  «Кто за кем», «Кто у кого», «Кто чем питается», «Кто как защищается».

Игра на развитие дыхания «Дрессированные собачки». Подвижная игра «Мышеловка».

Игра-этюд «Мокрые котята».

Внимание, восприятие «Сложи животное».

Пальчиковая гимнастика «Белочка».

Логоритмические упражнения: «Телёнок», «Заяц Егорка».

Дид. игры: «Одень куклу», «Куда положим».

Игра «Какого предмета в ряду не хватает».

Игра-упражнение «Передача платочка» (плавно, оживлённо, быстро).

Игра «Дотронуться до…(того у кого короткие рукава, в одежде синий цвет ит.д.)

Дидактическая игра «Помощники».

Обводка и штриховка по трафаретам.

Внимание: игра «Найди одинаковое», «Чем отличаются».

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

Декабрь

Зима.

Зимние забавы.

Дикие животные зимой.

 Зимующие птицы.

Мебель.

Посуда.

Новый год.

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Узнай и назови».

Подобрать ассоциативные определения к словам: снег, снежинка, зима.

Игра  для развития слухового внимания «Ветер». Мышление: « Бывает зимой или нет».

Мышление: игры «Путаница», «Что лишнее». Мышление: «Времена года».

Пальчиковая гимнастика «Пирог», «Семья», «Зимняя прогулка», «Подарки».

Дид. игры  «Кто за кем», «Кто у кого», «Кто чем питается», «Кто как защищается». Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Подбор определений: ворона, снегирь.

Игра на слуховое внимание «Кто летит к кормушке». Обводка и штриховка трафаретов.

Обводка и штриховка «Мебель». Дидактическая игра «На чём сидят», «На чём лежат».

Дидактическая игра «Что из чего и какое?» Дидактическая игра «Что за чем».

Самомассаж кистей и пальцев рук. Дидактические игры «Дед Мороз загадывает загадки».

Январь

Животные

 жарких стран.

Семья.

Инструменты.

Дид. игры  «Кто за кем», «Кто у кого», «Кто чем питается», «Кто как защищается».

Игра на развитие выразительности речи и мимики «Узнай по интонации».

Игра «Испорченный телефон».

Самомассаж кистей и пальцев рук.д

Дид. игра « Повтори, как стучит молоток» (ритмы).

слухового внимания: «Где позвонили».

Февраль

Морские, речные и аквариумные обитатели.

Комнатные растения.

Транспорт.

День защитников Отечества.

  • Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»
  • Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Дидактическая игра «Магазин цветов». Игра «Школа хорошего настроения» (называть слова ласково: листочек, стебелёчек, горшочек и т.д.)

Дид. игра «Светофор». Игра «Найди отличия». Мышление: классификация транспорта.

Упражнение на развитие чувства темпа «Мчится поезд», «Едет машина».

Игра на развитие чувства ритма «Как стучит пулемёт». Штриховка «Военная техника».

Упражнение на развитие силы голоса «Пулемёт»(та-та-та-та).

Эстафета «Передаём донесение».

Март

Весна.

Мамин праздник.

Перелётные птицы весной.

Растения и животные весной. Цветы.

Наша страна.

Психогимнастика «Медведь проснулся». Упражнение на развитие дыхания «Солнышко (вдох ртом) и тучка (выдох ртом)».

Дид. игра «Угадай, какая из этих вещей нужна маме». Дид. Игра «Назови ласково».

Творческое воображение: игра «Мамины помощники».

Дидактическая игра «Кто за кем». Подбор определений: ласточка, журавль, грач, скворец.

Восприятие, внимание: «Составь букет».Игра на дыхание «Понюхай цветок». Психогимнастика «Медведь проснулся». Дид. Игра «Кто у кого родился»

Игра  «Кто в какой стране живет?».  Подор определений к слову «страна».

Апрель

Профессии.

Наш дом.

Сад, огород, лес.

Человек.

Игра на развитие воображения «Что за профессия», «Кому что нужно для работы».

Ориентировка в пространстве «Где что поставим», «Какие бывают дома».

Обводка и штриховка трафаретов «Овощи», «Фрукты».

Восприятие:  «Определи по запаху».

Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Компот».

Логоритмические упражнения «Урожай», «Яблонька».

Игра «Дружба начинается с улыбки».

Зрительная память «Запомни и назови».

Игра» Угадай, чей голосок».

Май

Домашние животные.

Школа.

Здравствуй, лето.

Дид. игра «Узнай по описанию». Дид. игры  «Кто за кем», «Кто у кого», «Кто чем питается», «Кто как защищается».

Развитие внимания «Собери портфель». «Найди лишнюю фигуру», «найди лишний предмет».

Нелепицы. Дид. игра «Чего летом не бывает». Игра на развитие воображения «Летние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя старшей группы для детей с ОВЗ.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкальног...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ.Речь пойдет об организации  взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с детьми с особыми образо...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....