Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.
Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения.
К этому ОБЯЗАТЕЛЬНО подключаются воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель и КОНЕЧНО родители.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
«Рассказывание» стихов с помощью частей тела неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления и т.д.
Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Поэтому, при организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
- становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Я работаю в логопедической группе более 20 лет .
В процессе практической работы я столкнулась с проблемой нехватки дидактического материала в виде готовых речевых упражнений. Не всегда можно было найти упражнение к нужной лексической теме. Поэтому я сама стала сочинять стихи, и уже потом добавлять к ним необходимые движения.
Когда сочиняю текст, то стараюсь, чтобы в нем было как можно больше слов, соответствующих теме недели, тем самым решая задачу расширения и активизизации словаря детей.
Иногда привлекаю детей к подбору движений к тексту упражнений.
Мной были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера
. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
в нашей группе стало традицией начинать учебную деятельность с упражнения «помощники». Мы будим наших помощников: глаза, уши, руки и т.д.
используем упражнения после сна, включая их в комплексы гимнастики после сна
По каждой лексической теме у меня подобраны комплексы упражнений. Их я предлагаю для работы с детьми и узким специалистам детского сада, и родителям для игр дома. Муз. Руководитель добавляет к тексту ритмичную музыку и выполняются эти упражнения в заданном ритме. Физ. Инструктор включает эти упражнения в физкультурные занятия.
Упражнения мы разучиваем по такому плану.
- чтение стихотворного текста воспитателем
-обсуждение содержания текста
-чтение текста с добавлением движений воспитателем или придумывание движений к тексту детьми
-проговаривание текста с выполнением движений в медленном темпе, затем его увеличиваем.
-выполнение упражнений в различных вариантах
Упражнения, после заучивания, можем выполнять в разных темпах, с разной силой голоса, в разных тембрах; с разными интонациями голоса- весело, спокойно, грустно, сердито.
Можем превратиться в какого-либо героя сказки или животное и выполнить это упражнение с определенной интонацией.
. Выполняем упражнения и в других вариантах. Например, первую строку текста произносим быстро, вторую - медленно, третью опять быстро, четвертую - медленно. Так же можно по строчкам или по две строки изменять тембр, силу голоса, настроение и т.д. но такие варианты я предлагаю детям, если они уже хорошо знают текст и движения, и эти тексты достаточно короткие.
Упражнения могут выполняться как коллективно, так и в парах - вместо хлопков в ладоши дети выполняют хлопки друг другу по ладоням, шаги, приседания, притопы, наклоны выполняют, держа друг друга за руки.
Если я замечаю, что у каких- то детей часто в общении возникают конфликты или они вообще не общаются - стараюсь именно таких детей ставить в пары друг к другу, что помогает им подружиться. Застенчивые дети становятся более раскрепощенными.
. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Если дети хорошо запомнили текст и движения, то могут выполнять упражнение самостоятельно.
Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.
Предлагаю вам разучить и выполнить упражнение вместе со мной.
«Мирилочка» (пальчиковая гимнастика)
Я ладошку покажу
и «привет», - тебе скажу
(показать ладонь правой руки, поздороваться руками)
Не ругайся,
(«погрозить пальцем»)
Не дерись,
(ударить себя по руке)
И со всеми подружись
(сделать«замок» из пальцев)
Выполнение упражнения в разных вариантах
В медленном, быстром темпе, изображая «лисичку», выполнение упражнения в разных эмоциональных состояниях: весело, грустно, сердито, громким и тихим голосом. Затем выполняем упражнение в парах, заменяя некоторые движения.
Предлагаю стихотворный текст, к которому вы сами выберете движения соответственно тексту и вместе выполним его.
«Строим дом»
Тук-тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Он и с крышей, и с трубой.
Будут звери жить в нем.
Медвежата и бельчата, и веселые зайчата.
При обследовании детей в конце года воспитателями и узкими специалистами были отмечены положительные результаты развития у значительного количества детей, что можно увидеть в картах обследования детей.
Дети научились легко, раскованно выполнять различные виды движений под музыку, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег с изменением направления по сигналу, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; притопы, хлопки и др.
Лучше ориентируются в пространстве, в своем теле. Научились выполнять движения в том или ином ритме, выполнять действия с воображаемыми предметами. Самостоятельно исполняют танцы, без подсказок педагога.
Так же дети стали быстрее заучивать стихи, читать их с определенной интонацией. У многих детей улучшилось звукопроизношение, дикция.
Во время драматизаций сказок уже не стесняются публики, с желанием выступают на праздниках. Подражают голосу и движениям героев драматизаций.
Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:
- улучшение уровня произношения звуков
- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;
- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»
города Сим Ашинского района Челябинской области
456022,Челябинская обл., Ашинский район,
г.Сим, ул. Кирова, д.16а тел.7- 84-20
Конспект консультации- практимума
на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»
целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений
Подготовила и провела
воспитатель
логопедической группы
Ширшова Т.В.
стаж работы 29 лет, 1 категория
Сим 2018
Конспект консультации- практимума
на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»
целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.
Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения.
К этому ОБЯЗАТЕЛЬНО подключаются воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель и КОНЕЧНО родители.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
«Рассказывание» стихов с помощью частей тела неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления и т.д.
Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Поэтому, при организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
- становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Я работаю в логопедической группе более 20 лет .
В процессе практической работы я столкнулась с проблемой нехватки дидактического материала в виде готовых речевых упражнений. Не всегда можно было найти упражнение к нужной лексической теме. Поэтому я сама стала сочинять стихи, и уже потом добавлять к ним необходимые движения.
Когда сочиняю текст, то стараюсь, чтобы в нем было как можно больше слов, соответствующих теме недели, тем самым решая задачу расширения и активизизации словаря детей.
Иногда привлекаю детей к подбору движений к тексту упражнений.
Мной были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера
. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
в нашей группе стало традицией начинать учебную деятельность с упражнения «помощники». Мы будим наших помощников: глаза, уши, руки и т.д.
используем упражнения после сна, включая их в комплексы гимнастики после сна
По каждой лексической теме у меня подобраны комплексы упражнений. Их я предлагаю для работы с детьми и узким специалистам детского сада, и родителям для игр дома. Муз. Руководитель добавляет к тексту ритмичную музыку и выполняются эти упражнения в заданном ритме. Физ. Инструктор включает эти упражнения в физкультурные занятия.
Упражнения мы разучиваем по такому плану.
- чтение стихотворного текста воспитателем
-обсуждение содержания текста
-чтение текста с добавлением движений воспитателем или придумывание движений к тексту детьми
-проговаривание текста с выполнением движений в медленном темпе, затем его увеличиваем.
-выполнение упражнений в различных вариантах
Упражнения, после заучивания, можем выполнять в разных темпах, с разной силой голоса, в разных тембрах; с разными интонациями голоса- весело, спокойно, грустно, сердито.
Можем превратиться в какого-либо героя сказки или животное и выполнить это упражнение с определенной интонацией.
. Выполняем упражнения и в других вариантах. Например, первую строку текста произносим быстро, вторую - медленно, третью опять быстро, четвертую - медленно. Так же можно по строчкам или по две строки изменять тембр, силу голоса, настроение и т.д. но такие варианты я предлагаю детям, если они уже хорошо знают текст и движения, и эти тексты достаточно короткие.
Упражнения могут выполняться как коллективно, так и в парах - вместо хлопков в ладоши дети выполняют хлопки друг другу по ладоням, шаги, приседания, притопы, наклоны выполняют, держа друг друга за руки.
Если я замечаю, что у каких- то детей часто в общении возникают конфликты или они вообще не общаются - стараюсь именно таких детей ставить в пары друг к другу, что помогает им подружиться. Застенчивые дети становятся более раскрепощенными.
. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Если дети хорошо запомнили текст и движения, то могут выполнять упражнение самостоятельно.
Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.
Предлагаю вам разучить и выполнить упражнение вместе со мной.
«Мирилочка» (пальчиковая гимнастика)
Я ладошку покажу
и «привет», - тебе скажу
(показать ладонь правой руки, поздороваться руками)
Не ругайся,
(«погрозить пальцем»)
Не дерись,
(ударить себя по руке)
И со всеми подружись
(сделать«замок» из пальцев)
Выполнение упражнения в разных вариантах
В медленном, быстром темпе, изображая «лисичку», выполнение упражнения в разных эмоциональных состояниях: весело, грустно, сердито, громким и тихим голосом. Затем выполняем упражнение в парах, заменяя некоторые движения.
Предлагаю стихотворный текст, к которому вы сами выберете движения соответственно тексту и вместе выполним его.
«Строим дом»
Тук-тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Он и с крышей, и с трубой.
Будут звери жить в нем.
Медвежата и бельчата, и веселые зайчата.
При обследовании детей в конце года воспитателями и узкими специалистами были отмечены положительные результаты развития у значительного количества детей, что можно увидеть в картах обследования детей.
Дети научились легко, раскованно выполнять различные виды движений под музыку, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег с изменением направления по сигналу, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; притопы, хлопки и др.
Лучше ориентируются в пространстве, в своем теле. Научились выполнять движения в том или ином ритме, выполнять действия с воображаемыми предметами. Самостоятельно исполняют танцы, без подсказок педагога.
Так же дети стали быстрее заучивать стихи, читать их с определенной интонацией. У многих детей улучшилось звукопроизношение, дикция.
Во время драматизаций сказок уже не стесняются публики, с желанием выступают на праздниках. Подражают голосу и движениям героев драматизаций.
Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:
- улучшение уровня произношения звуков
- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;
- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи.
Хотелось бы поделиться с вами упражнения, которые я разработала сама. Надеюсь, что они помогут вам в дальнейшей работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы упражнений для развития координации речи с движениями
Предлагаемые комплексы упражнений предназначены для развития координации, мелкой моторики , закрепления и автоматизации некоторых звуков....
Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.
игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей...
Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"
Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"...
Сборник упражнений в помощь педагогам по развитию координации речи с движениями
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ Голяйкина Елена Николаевна –учит...
Упражнение на развитие координации речи и движения.
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...
Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности
В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...