Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ширшова Татьяна Витальевна

целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения.

К этому ОБЯЗАТЕЛЬНО подключаются воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель и КОНЕЧНО родители.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.  Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

 

 «Рассказывание» стихов с помощью частей тела неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления и т.д.

Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Поэтому, при организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Я работаю в логопедической группе более 20 лет .

В процессе практической работы я столкнулась с проблемой нехватки дидактического материала в виде готовых речевых упражнений. Не всегда можно было найти упражнение к нужной лексической теме. Поэтому я сама стала сочинять стихи, и уже потом добавлять к ним необходимые движения.

Когда сочиняю текст, то стараюсь, чтобы в нем было как можно больше слов, соответствующих теме недели, тем самым решая задачу расширения и активизизации словаря детей.

Иногда привлекаю детей к подбору движений к тексту упражнений.

Мной были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера

. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

в нашей группе стало традицией начинать учебную деятельность с упражнения «помощники». Мы будим наших помощников: глаза, уши, руки и т.д.

используем упражнения после сна, включая их в комплексы гимнастики после сна

По каждой лексической теме у меня подобраны комплексы упражнений. Их я предлагаю для работы с детьми и узким специалистам детского сада, и родителям для игр дома. Муз. Руководитель добавляет к тексту ритмичную музыку и выполняются эти упражнения в заданном ритме. Физ. Инструктор включает эти упражнения в физкультурные занятия.

Упражнения мы разучиваем по такому плану.

- чтение стихотворного текста воспитателем

-обсуждение содержания текста

-чтение текста с добавлением движений воспитателем или придумывание движений к тексту детьми

-проговаривание текста с выполнением движений в медленном темпе, затем его увеличиваем.

-выполнение упражнений в различных вариантах

Упражнения, после заучивания, можем выполнять в разных темпах, с разной силой голоса, в разных тембрах; с разными интонациями голоса- весело, спокойно, грустно, сердито.

Можем превратиться в какого-либо героя сказки или животное и выполнить это упражнение с определенной интонацией.

 

. Выполняем упражнения и в других вариантах. Например, первую строку текста произносим быстро, вторую - медленно, третью опять быстро, четвертую - медленно. Так же можно по строчкам или по две строки изменять тембр, силу голоса, настроение и т.д. но такие варианты я предлагаю детям, если они уже хорошо знают текст и движения, и эти тексты достаточно короткие.

Упражнения могут выполняться как коллективно, так и в парах - вместо хлопков в ладоши дети выполняют хлопки друг другу по ладоням, шаги, приседания, притопы, наклоны выполняют, держа друг друга за руки.

Если я замечаю, что у каких- то детей часто в общении возникают конфликты или они вообще не общаются - стараюсь именно таких детей ставить в пары друг к другу, что помогает им подружиться. Застенчивые дети становятся более раскрепощенными.

. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Если дети хорошо запомнили текст и движения, то могут выполнять упражнение самостоятельно.

 Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Предлагаю вам разучить и выполнить упражнение вместе со мной.

 

 «Мирилочка» (пальчиковая гимнастика)

 

Я ладошку покажу

 и «привет», - тебе скажу

(показать ладонь правой руки, поздороваться руками)

Не ругайся,

(«погрозить пальцем»)

Не дерись,

(ударить себя по руке)

И со всеми подружись

(сделать«замок» из пальцев)

 

Выполнение упражнения в разных вариантах

В медленном, быстром темпе, изображая «лисичку», выполнение упражнения в разных эмоциональных состояниях: весело, грустно, сердито, громким и тихим голосом. Затем выполняем упражнение в парах, заменяя некоторые движения.

Предлагаю стихотворный текст, к которому вы сами выберете движения соответственно тексту и вместе выполним его.

 

 

«Строим дом»

Тук-тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Он и с крышей, и с трубой.

Будут звери жить в нем.

Медвежата и бельчата, и веселые зайчата.

 

При обследовании детей в конце года воспитателями и узкими специалистами были отмечены положительные результаты развития у значительного количества детей, что можно увидеть в картах обследования детей.

Дети научились легко, раскованно выполнять различные виды движений под музыку, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег с изменением направления по сигналу, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; притопы, хлопки и др.

  Лучше ориентируются в пространстве, в своем теле. Научились выполнять движения в том или ином ритме, выполнять действия с воображаемыми предметами. Самостоятельно исполняют танцы, без подсказок педагога.

Так же дети стали быстрее заучивать стихи, читать их с определенной интонацией. У многих детей улучшилось звукопроизношение, дикция.

 Во время драматизаций сказок уже не стесняются публики, с желанием выступают на праздниках. Подражают голосу и движениям героев драматизаций.

 Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

- улучшение уровня произношения звуков

- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»

города Сим Ашинского района Челябинской области

456022,Челябинская обл., Ашинский район,
г.Сим, ул. Кирова, д.16а                                                                                                            тел.7- 84-20

Конспект консультации- практимума

 на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»

целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений

Подготовила и провела
воспитатель
логопедической группы
Ширшова Т.В.
стаж работы 29 лет, 1 категория

                                                         Сим 2018

Конспект консультации- практимума

 на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»

целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения.

К этому ОБЯЗАТЕЛЬНО подключаются воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель и КОНЕЧНО родители.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.  Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

 «Рассказывание» стихов с помощью частей тела неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления и т.д.

Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Поэтому, при организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением.

При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Я работаю в логопедической группе более 20 лет .

В процессе практической работы я столкнулась с проблемой нехватки дидактического материала в виде готовых речевых упражнений. Не всегда можно было найти упражнение к нужной лексической теме. Поэтому я сама стала сочинять стихи, и уже потом добавлять к ним необходимые движения.

Когда сочиняю текст, то стараюсь, чтобы в нем было как можно больше слов, соответствующих теме недели, тем самым решая задачу расширения и активизизации словаря детей.

Иногда привлекаю детей к подбору движений к тексту упражнений.

Мной были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера

. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

в нашей группе стало традицией начинать учебную деятельность с упражнения «помощники». Мы будим наших помощников: глаза, уши, руки и т.д.

используем упражнения после сна, включая их в комплексы гимнастики после сна

По каждой лексической теме у меня подобраны комплексы упражнений. Их я предлагаю для работы с детьми и узким специалистам детского сада, и родителям для игр дома. Муз. Руководитель добавляет к тексту ритмичную музыку и выполняются эти упражнения в заданном ритме. Физ. Инструктор включает эти упражнения в физкультурные занятия.

Упражнения мы разучиваем по такому плану.

- чтение стихотворного текста воспитателем

-обсуждение содержания текста

-чтение текста с добавлением движений воспитателем или придумывание движений к тексту детьми

-проговаривание текста с выполнением движений в медленном темпе, затем его увеличиваем.

-выполнение упражнений в различных вариантах

Упражнения, после заучивания, можем выполнять в разных темпах, с разной силой голоса, в разных тембрах; с разными интонациями голоса- весело, спокойно, грустно, сердито.

Можем превратиться в какого-либо героя сказки или животное и выполнить это упражнение с определенной интонацией.

. Выполняем упражнения и в других вариантах. Например, первую строку текста произносим быстро, вторую - медленно, третью опять быстро, четвертую - медленно. Так же можно по строчкам или по две строки изменять тембр, силу голоса, настроение и т.д. но такие варианты я предлагаю детям, если они уже хорошо знают текст и движения, и эти тексты достаточно короткие.

Упражнения могут выполняться как коллективно, так и в парах - вместо хлопков в ладоши дети выполняют хлопки друг другу по ладоням, шаги, приседания, притопы, наклоны выполняют, держа друг друга за руки.

Если я замечаю, что у каких- то детей часто в общении возникают конфликты или они вообще не общаются - стараюсь именно таких детей ставить в пары друг к другу, что помогает им подружиться. Застенчивые дети становятся более раскрепощенными.

. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Если дети хорошо запомнили текст и движения, то могут выполнять упражнение самостоятельно.

 Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Предлагаю вам разучить и выполнить упражнение вместе со мной.

 «Мирилочка» (пальчиковая гимнастика)

Я ладошку покажу

 и «привет», - тебе скажу

(показать ладонь правой руки, поздороваться руками)

Не ругайся,

(«погрозить пальцем»)

Не дерись,

(ударить себя по руке)

И со всеми подружись

(сделать«замок» из пальцев)

Выполнение упражнения в разных вариантах

В медленном, быстром темпе, изображая «лисичку», выполнение упражнения в разных эмоциональных состояниях: весело, грустно, сердито, громким и тихим голосом. Затем выполняем упражнение в парах, заменяя некоторые движения.

Предлагаю стихотворный текст, к которому вы сами выберете движения соответственно тексту и вместе выполним его.

«Строим дом»

Тук-тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Он и с крышей, и с трубой.

Будут звери жить в нем.

Медвежата и бельчата, и веселые зайчата.

При обследовании детей в конце года воспитателями и узкими специалистами были отмечены положительные результаты развития у значительного количества детей, что можно увидеть в картах обследования детей.

Дети научились легко, раскованно выполнять различные виды движений под музыку, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег с изменением направления по сигналу, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; притопы, хлопки и др.

  Лучше ориентируются в пространстве, в своем теле. Научились выполнять движения в том или ином ритме, выполнять действия с воображаемыми предметами. Самостоятельно исполняют танцы, без подсказок педагога.

Так же дети стали быстрее заучивать стихи, читать их с определенной интонацией. У многих детей улучшилось звукопроизношение, дикция.

 Во время драматизаций сказок уже не стесняются публики, с желанием выступают на праздниках. Подражают голосу и движениям героев драматизаций.

 Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

- улучшение уровня произношения звуков

- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи.

 Хотелось бы поделиться с вами упражнения, которые я разработала сама. Надеюсь, что они помогут вам в дальнейшей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы упражнений для развития координации речи с движениями

Предлагаемые комплексы упражнений предназначены для развития координации, мелкой моторики , закрепления и автоматизации некоторых звуков....

Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей...

Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"

Консультация на тему: "Использование упражнений по развитию фонематических процессов в работе учителя-логопеда"...

Сборник упражнений в помощь педагогам по развитию координации речи с движениями

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ             Голяйкина Елена Николаевна –учит...

Упражнение на развитие координации речи и движения.

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...