Логопедическая ритмика как средство развития координации речи с движением у детей кадетской группы. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
консультация по логопедии (старшая группа)
Логоритмика как средство развития координации речи с движением у детей-кадктов. Задачи и направления. Средства логопедической ритмики. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Упражнения на перестроение. Работа с родителями кадетской группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/logoritmika_dlya_detey-kadetov.docx | 834.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика как средство развития координации речи с движением у детей кадетской группы. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения; музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.
Это одна из форм кинезотерапии, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи у детей кадетской группы.
Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. Речевой ритм относится к наиболее сложным видам ритмической активности центральной нервной системы. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи.
Речь, с одной стороны, тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Логоритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние ребенка старшего возраста, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Логоритмика строится на трёх китах: речь, музыка, движение, поэтому
выделяются следующие направления:
- связь речи с движением и музыкальным ритмом;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- координация движений со словом;
- выразительность движений и речи;
- воспитание координации пения с ходьбой;
Развитие у детей основных движений:
- контроль за осанкой;
- ходьба разных видов;
- умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;
- навыки выразительного движения;
- развитие мелкой моторики;
Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
- активизация внимания;
- умение показать характер ритма в движении и речи;
- определение чувства музыкального ритма.
Средства логопедической ритмики можно представить, как систему
постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-
ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной
двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей- кадет.
Моторный ритм связан с темпом произнесения слов. Координируя речь с движением под музыку, мы развиваем межполушарное взаимодействие. В работе используется прием проговаривания, пропевания стихотворного текста под музыку с использованием хореографических движений. Результативна работа с балансиром на развитие координации движения. Дети-кадеты, пытаясь устоять на балансире, рассказывают или пропевают стихотворение.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность детей кадетской группы; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Все эти задачи полезно решать с детьми кадетами, так как специфика обучения воспитанников данных групп и классов предполагает развитие и совершенствование всех этих навыков.
ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Это средство логопедической ритмики В.А. Гринер называет «вводными упражнениями». Особенно актуально использование данного средства логоритмики в работе с детьми групп кадетского направления. Они должны научить детей-кадет первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Юный кадет учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.
Цель данных упражнений - формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить детей-кадет ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.
С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание детей старшей группы на руководящую роль музыки.
Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. Педагог на первых же занятиях начинает формировать у детей кадетской группы устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости позволяет более направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами, что необходимо в практической жизни.
Ходьба и маршировка в различных направлениях – эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Например, при быстрой ходьбе логопед читает стишок:
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:
А большие ноги
Шагали по дороге.
Во время перестроений используем стихотворение А. Барто:
Левой, правой,
Левой, правой
На парад идет отряд,
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Во время марша проговариваем стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы маршировать!
Ноги выше поднимаем,
Развороты выполняем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем стройно мы шагать!
В ногу ровно мы шагаем,
Построенье выполняем.
Упражнения на перестроение
№1 «Становимся в шеренгу»
Дети строятся в одну шеренгу. Педагог стоит перед воспитанниками и подает команды: «На свои места становись, лицом ко мне!», «Равняйсь по линии!». Дети под хлопки повторяют «Ше-рен-га».
№2 «По местам»
По команде все дети парами, взявшись за руки, свободно передвигаются по залу. По хлопку каждый занимает место в шеренге, произнося «Я готов!»
№3 «Слушай сигнал»
По сигналу дети бегут к мячам и становятся возле друг друга за мячами, ждут нового сигнала. По сигналу – один хлопок- руки на пояс, два хлопка – опускают руки вниз, по свистку перебегают к месту построения, строятся в шеренгу.
№4 «Солдатики»
Дети ходят по залу, изображая солдат. Педагог – командир. Он дает детям команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!». Дети выполняют команды.
№5 «У ребят порядок строгий»
Дети стоят в шеренге, по команде «Разойтись!» звучит веселая музыка, разбегаются по площадке, бегают, прыгают, передвигаются под музыку. Услышав слова: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее», дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!». Быстро строятся в шеренгу в указанное место. Построение может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала.
№6 Строевая комбинация
Перестроение из одной шеренги в две
- шаг левой ногой назад
- шаг правой ногой вправо
- приставить левую ногу к правой
- шаг левой ногой вперед
- приставить левую ногу к правой
Строевая подготовка, являясь одной из основных дисциплин воинского воспитания и обучения, прививает кадетам аккуратность, подтянутость и красоту движений, вырабатывает образцовый внешний вид.
Работа с родителями
Для организации логоритмических занятий необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников кадетской группы, которое направлено на вовлечение семьи в работу и решение следующих задач:
- Включение родителей кадет в образовательный процесс;
- Духовное сближение детей и родителей;
- Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей-кадет к занятиям логоритмикой.
- Работа с родителями детей старшей группы осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
- Консультация для родителей кадетской группы «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников кадет средствами логоритмических упражнений;
- Стендовая информация «От движения к речи».
- Буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;
- привлечение родителей кадет к созданию атрибутов для игр и упражнений;
- Анкетирование родителей кадетской группы с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие чувста ритма и координации речи и движений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через элементы логоритмики"
Доклад на практическом семинаре педагогических работников...
Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...
«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей»
laquo;Логопедическая ритмика,как средство развития речи детей»Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебн...
Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»
целевая аудитория: педагоги дошкольных учрежденийСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вст...
Методическая разработка на тему "Развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста"
laquo;На самолете» (р/у)Раз, два, три, четыре, пять(хлопки в ладоши 5 раз)Будем острова искать(посмотреть из-под ладони)В самолете мы летим, острова найти хотим(руки расставить в стороны)Полети...
Логопедическая ритмика - как средство развития речи ребенка
Информация для родителей...