Интегрированнная ОД
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Дыбко Наталья Георгиевна

Интегрированнная ОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_od.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Пензенский дом ребенка»

Интегрированная образовательная деятельность

учителя-дефектолога и воспитателя

«Неваляшка»

для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста.

Проект «Неваляшка»

Подготовили

учитель-дефектолог Дыбко Н.Г.,

воспитатель Бубнова М.А.

Кузнецк

25.11.2021 г.


Тема образовательной деятельности: «Неваляшка».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст: младший дошкольный, дети с ЗПР.

Формы образовательной деятельности: совместная  деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми

Формы организации: группа.

Цель: закрепление знаний по теме «Неваляшка» посредством кинезиологических упражнений. Задачи:

Коррекционно – образовательные 

- закреплять понятия «шар», «круг», «большой», «маленький», «больше», «меньше», знание формы и цвета предметов; активизировать словарь;

- формировать у детей навык конструирования из предложенных форм;

- продолжать формировать навык рисования нетрадиционной техникой «пальчиками».

Коррекционно - развивающие

- развивать, зрительную память, восприятие, мышление, внимание;

- расширять поле зрения, улучшать восприятие, повышать энергетизацию организма, активизировать биологически активные точки, нормализовать мышечный тонус, посредством кинезиологическмх упражнений;

- развивать слухомоторную координацию, чувство антигравитации.

Воспитательные

- способствовать формированию интереса к народной игрушке, навыка сотрудничества, взаимопонимания, воспитание положительных личностных качеств.

Предварительная работа: ОД, беседы, презентация «Неваляшка и ее семья», интерактивная игра «Неваляшка», разучивание пальчиковой гимнастики, глазодвигательных упражнений, танца-игры «Мы милашки, куклы-неваляшки» (Автор слов М. Пляцковский, композитор В. Шаинский), организация выставок «Неваляшек хоровод», «Неваляшки своими руками».

Оборудование и материалы: коробка, неваляшки (кукла, неваляшка-слоник, неваляшка-заяц. неваляшка-мишка и др.), муляжи и предметы (яблоко, апельсин, арбуз, помидор воздушный шарик, мячик); тарелочки, шарики теннисные шарики, трубочки по количеству детей; доска Бильгоу; шары; неваляшка, сделанная своими руками из коробок; магнитная доска; круги разных размеров; магнитная доска; магниты» тарелочки с красной и желтой краской, влажные салфетки, музыкальная колонка, запись танца-игры «Мы милашки, куклы-неваляшки» (Автор слов М. Пляцковский, композитор В. Шаинский).

 


Ход образовательной деятельности (ОД)

Этапы работы

Содержание этапа

I

Вводная часть

1.

Организационный момент.

Цель. Создавать эмоциональный фон занятия.

Дефектолог: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. А ведь я к вам сегодня не просто пришла, а хочу узнать, любите вы отгадывать загадки? Умеете их отгадывать? Тогда Антон загадает вам загадку, а вы внимательно слушайте.

В гости к нам пришла, друзья,

Кукла необычная

Не сидит, не лежит,

Только знай себе, стоит

Знает Сашка и Наташка

Кукла эта…(Неваляшка).

Дети отгадывают загадку.

Дефектолог: ребята, неваляшка живет в этой красивой коробке. Посмотрите, а неваляшка тут ни одна. Их много зайка - неваляшка, мишка - неваляшка, слоник – неваляшка.

Достает игрушки демонстрирует их детям. 

II.

Основная часть

2.1.

Глазодвигательные упражнения «Неваляшка»

Цель. Расширять поле зрения, улучшать восприятие, повышать энергетизацию организма.

Дефектолог: Давайте поиграем с неваляшками.

Дефектолог раздает каждому ребенку неваляшку.

И.п.: стоя. У каждого ребёнка в руках маленькая игрушка, а у педагога - большая игрушка.

Дефектолог: дети, посмотрите, какие красивые маленькие неваляшки у вас (зрительная фиксация каждого ребёнка на своей неваляшке 2-3 секунды). Посмотрите, какая у меня красивая большая неваляшка (зрительная фиксация каждого ребёнка на большой неваляшке в руках педагога 2-3 секунды). Затем дети выполняют глазодвигательное упражнение, прослеживают взглядом за неваляшкой: вправо - влево, вверх - вниз. Повторение 2 раза.

Мне купили неваляшку

В яркой розовой рубашке;

Шапочка её в кружочках:

Ямочки на круглых щёчках,

А глазки удивляются,

А губки - улыбаются. 

2. 2.

Игра «Шары»

Цель. Закреплять понятие «шар», знание формы предметов; активизировать словарь, развивать дыхание.

Дефектолог: Ребята, мы говорили, что это особенная кукла, ее невозможно положить. Попробуйте уложить. Не получается! Потому что кукла не валяется, то есть не ложится она так и называется: не-ва-ляш-ка. Давайте вместе повторим и отхлопаем.

Дети: хлопают и называют

Дефектолог: посмотрите на нее. Из каких частей она состоит?

Дети: у неваляшки есть туловище, голова, руки.

Дефектолог: А вы знаете, ребята, я вам сейчас открою небольшой секрет. Неваляшка очень любит мячик, яблоко (показывает предметы).

Как вы, думаете, почему она это любит? Потому что ее части тела похожи на шары. Назовет предметы, похожие на шары?

Дефектолог демонстрирует муляжи и предметы (апельсин, арбуз, воздушный шарик, помидор).

Дети называют

Дефектолог: и так, из каких фигур состоит Неваляшка?

Дети: из шаров.

Дефектолог: шар – это объёмная фигура, шарики можно покатать, подбросить.

Давайте с вами покатаем шарики между ладошками. А теперь покатаем их по полу. Что шарики делают?

Дети: они катятся.

Дефектолог: а если подбросить шарик?

Дети: шарики могут упасть и укатиться.

А если подуть на шарик через трубочку, то он тоже катится.

Дефектолог раздает детям теннисные шарики, трубочки, тарелочки.

Дети дуют на теннисные шарики через трубочку.

Дефектолог: а еще шариками можно делать массаж.

2.3.

Точечный самомассаж

Цель. Активизировать биологически активные точки.

И. п.: сидя. Дети выполняют движения самомассажа по инструкции.

Дефектолог: ручки, ручки, просыпайтесь!

Дети катают шарики в руках: вперёд-назад

Дефектолог: пальцы, пальцы, просыпайтесь!

Дети прокатывают шарик от ладони к кончикам пальцев

Дефектолог: головка, головка, просыпайся!

Дети круговыми движениями катают шарик по голове

Дефектолог: живот, животик, просыпайся!

Дети круговыми движениями катают шарик по животу

Дефектолог: ножки, ножки, просыпайтесь!

Дети катают шар по правой, затем по левой ноге. 

2.4.

Игра «Большой, маленький».

Цель. Привлекать внимание ребенка к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи, закрепление понятий «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Дефектолог: посмотрите на Неваляшку, одинаковые ли по размеру голова и туловище? Туловище какое?

Дети: большое.

Дефектолог: что больше у неё, голова или туловище?

Дети: туловище.

Дефектолог: правильно, туловище больше, чем голова.

А руки, какие по размеру?

Дети: маленькие.

Дефектолог: что меньше руки или голова?

Дети: руки.

Дефектолог: правильно, руки меньше, чем голова.

2.5.

Растяжки «Неваляшка» 

Цель. Нормализовать мышечный тонус, зак-реплять пространствен-ные представления влево-вправо, вперед-назад.

Дефектолог: А сейчас мы превратимся в неваляшек.

И.п.: сидя, дети наклоняют голову на правое плечо, затем на левое плечо, затем «роняют» голову вперёд, затем назад. Дети выполняют данное упражнение в течение 10 -15 секунд. В конце упражнения педагог обращает внимание детей на приятное ощущение расслабления, возникающее при расслаблении мышц шеи.

Влево-вправо, влево-вправо

Весело качается.

Вперед-назад, вперед-назад,

На пол не роняется. 

2.6.

Физминутка

«Неваляшки»

Цель: Снять умственное и мышечное напряжение детей, закреплять умение соотносить слова с движениями, развивать чувство антигравитации.

Дефектолог:

Мы веселые милашки         Руки на пояс раскачиваться в          

                                              стороны.

Чудо-куклы, неваляшки     Продолжать раскачиваться.

Мы танцуем и поем            Приседание.

Очень весело живем           Прыжки на месте.

Дефектолог: А сейчас мы попробуем как неваляшки, стоять на нашей волшебной доске и не падать.

(дефектолог помогает детям удерживать равновесие на доске Бильгоу).

Неваляшка улыбается,

А чуть тронешь-наклоняется

То направо, то налево,

То назад, а то вперед,

Улыбаться и качаться

Никогда не устает.

Дети пытаются удержать равновесие на балансире.

2.7.

Игра «Круг»

Цель. Закреплять понятие «круг», закреплять знание формы предметов и их цвета, активизировать словарь.

Дефектолог: ребята, неваляшек можно сделать самим. Посмотрите, эту неваляшку я сделала из коробок. (Демонстрирует неваляшку, сделанную из круглых плоских коробок.)

На какую фигуру похожи коробки?

Дети: на круг.

Дефектолог: обведите голову неваляшек пальчиком по краю. Голова какая?

Дети: круглая.

Дефектолог: а теперь обведите туловище. Туловище какое?

Дети: туловище круглое.

Дефектолог: а этих неваляшек я сделала из кругов.

Демонстрирует неваляшек из бумаги.

Я раздам вам круги, поиграем с кругом: спрячьте его в ладошку, получается, а теперь покатайте (получается). А почему это получилось, потому что круг какой?

Дети: тоненький, плоский.

Дефектолог: правильно, круг - это плоская фигура.

Хотите сами сделать неваляшек?

Дети: да.

2.8.

Пальчиковая гимнастика «Неваляшка»

Цель. Развивать слухомоторную координацию.

Воспитатель: чтобы сделать неваляшек, нужно потренировать наши пальчики.

Кукла-неваляшка,

Сцепить пальцы в «замок» и совершать

Пестрая рубашка,

перекатывающие движения.

По сторонам качается

Расправить ладони, пальцы сомкнуть,

Всем мило улыбается.

соединить их и наклонить кисти рук то вправо, то влево.

2.9.

Игра «Сделай Неваляшку»

Цель. Формировать у детей навык конструирования из предложенных форм; закреплять умение совершать действия с предметами по словесному указанию.

Воспитатель: сейчас из кругов на магнитной доске мы соберем неваляшку, а затем украсим ее. Посмотрите, у меня круги разных размеров (прикрепляет магнитами круги на доске в хаотичном порядке).

Это какой круг?

Дети: большой.

Воспитатель: правильно. Значит это  будет у неваляшки что?

Дети: туловище.

Воспитатель: Антон, прикрепи туловище магнитами.

Молодец!  А из этого круга, что мы сделаем?

Дети: голову.

Воспитатель: правильно, потому что этот круг меньше.

Ваня, прикрепи голову неваляшке.

А эти круги какие?

Дети: маленькие.

Воспитатель: что мы из них сделаем?

Дети: ручки.

Воспитатель: Женя, прикрепи ручки Неваляшке.

Какая красивая неваляшка получилась, но мне кажется чего-то не хватает. Давайте разукрасим Неваляшку.

2.10

Игра «Украсим Неваляшку»

Цель. Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой «пальчиками»

Воспитатель достает тарелочки с красками желтого и красного цвета.

Воспитатель: я сложу все пальчики в кулачок, кроме одного указательного. Повторите за мной. Потом опускаю палец в тарелочку с краской красного цвета и прикладываю пальчик к неваляшке, вот так. Потом опять опускаю палец в краску и снова прикладываю палец к неваляшке. Получаются вот такие красивые круги.

Теперь вы нарисуете много красивых кругов и украсите неваляшку.

Воспитатель просит каждого ребенка подойти к мольберту, выбрать краску желтого или красного цвета, назвать цвет краски и нарисовать пальчиком.

Дети по - одному выходят к мольберту, оставляют следы, вытирают пальчики салфетками.

Воспитатель: молодцы, очень красиво получилось.

2.11.

Танец-игра «Мы милашки, куклы-неваляшки»

(Автор слов - М. Пляц-ковский, композитор  В. Шаинс-кий)

Цель. Развитие речевого слуха, чувства ритма, развитие слухового внимания, координации речи с музыкой.

Воспитатель: давайте потанцуем с нашими неваляшками.

Воспитатель раздает детям неваляшки.

Дети танцуют под музыку, имитируя движения неваляшек.

Дин, дон, дили-дон,
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон:
Дили, дили, дили-дон!
Припев: Мы милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.
Не спим, не сидим
И ложиться не хотим,
Днем и ночью мы стоим,
Очень весело звеним.

Припев.

Ох, раз, еще раз,
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.

Припев.

III

Заключительная часть

3.1.

Подведение итога занятия Рефлексия. 

Цель. Выявить успехи усвоения детьми поставленных задач.

Воспитатель: молодцы! Наше занятие подошло к концу. Пришла пора прощаться с нашей гостьей.

Воспитатель: ребята, а с кем мы сегодня играли?

Дети: с Неваляшкой.

Воспитатель: как мы играли?

Дети: рисовали, танцевали.

Воспитатель: все ли у вас получилось?

Дети отвечают.

Неваляшки зазвенела,

С ней плясали, песни пели!

А теперь пришла пора

Попрощаться, детвора!

Говорим всем: «До свиданья!»

В гости ждём по расписанью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированнной НОД "В гости к бабушке-Загадушке"

Конспект Интегрированной непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по Развитию речи...

Интегрированнное занятие с использованием здоровье сберегающих технологий на тему "Путешествие в сказку"

Интегрированнное занятие с использованием здоровье сберегающих технологийна тему "Путешествие в сказку «Золушка»"...

Конспект интегрированнного занятия совместной образовательной деятельности взрослого и детей (Области : познавательная , художественно-эстетическая ,речевая ) для детей младшего возраста( 3-4 года).

Тема: «В гости к ежику»           Ход занятия Воспитатель -Ребята, что это за звуки ? Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу (зву...

Интегрированнное занятие "Путешествие в сказку «Золушка»"

Программное содержание • учить детей преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, внимательно, терпеливо слушать других; • познакомить с моральными чертами характера героев, проявля...

Статья "Комплексные и интегрированнные музыкальные занятия в ДОУ"

В статье предоставлены проекты интегрированного икомплексного занятия в детком образовательном учреждении,в процессе которых происходит обобщение и систематизация различных представлений об явлениях п...

Конспект интегрированнного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности "Путешествие в сказку" в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по закреплению умения составлять модели описательных схем...

Интегрированнное занятие Тема: «Путешествие в лес»

Тема: «Путешествие в лес»Длительность: 20 минутВозрастная группа: средняя группаЦель: создание условий для закрепления счёта до 3.Задачи:        Образова...