Статья "Комплексные и интегрированнные музыкальные занятия в ДОУ"
статья
В статье предоставлены проекты интегрированного икомплексного занятия в детком образовательном учреждении,в процессе которых происходит обобщение и систематизация различных представлений об явлениях природы через музыку,коммуникацию и художественное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 15.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему
»Комплексные и интегрированные музыкальные занятия в ДОУ»
Что такое комплексные и интегрированные занятия?Сначала попробуем разобраться в терминологии.Приведём трактовку понятий»комплекс»и «интеграция».
«Словарь иностранных слов»:
Комплекс-совокупность предметов и явлений,составляющих одно целое,
Интеграция-восстановление,восполнение,объединение в целое каких-либо частей.
Отталкиваясь от этих определений,попробуем разграничить понятия»комплексные занятия» и «интегрированные занятия».
В комплексных занятиях прослеживаются именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками,сочетание материала(поэтического,музыкального,игрового,познавательного)к одной теме.Например,в конце осеннего периода,подводя итоги наблюдений за природой в разные осенние месяцы,проводим комплексное музыкальное занятие»Осень-перемен восемь».В содержание этого занятия включаем всё,что дети узнали,выучили ,запомнили за три последних месяца:и про урожайный сентябрь в золочёном уборе,и про пёстрый разноцветный октябрь,и про хмурый ноябрь с первым снегом.Дети поют песни,читают,танцуют,играют и вся их испольнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года-осени.На таком занятии могут прозвучать радостные стихи об урожае,печальные-об улетающих птицах,светлая песня»Сарафан надела осень» и грустная «Дождь стучится к нам в окно».Дети будут слушать»Осеннюю песню» П.И.Чайковского,весело танцевать с листочками,включаться в игры(«Осень спросим»,»Дождик»),заводить хороводы(«Вейся,капуста»,»Щгородная-хороводная») и т д. В содержании занятия вокруг темы «Осень» объединяется самый разнообразный музыкальный материал-здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Совсем другое дело ,когда в основе содержания занятия-тема или образ в одной тональности. Если речь идёт об осени,а точнее,об осени первоначальной(тихой,светлой,хрустальной) ,тогда весь репертуар-и стихи,и песни,и музыка для слушания-должны соответствовать этому настроению.
В этом случае можно говорить о взаимосвязи,взаимовлиянии,взаимопроникновении(об интеграции) различных искусств и видов детской(в данном случае художественной) деятельности,работающих на создание одного образа.
Комплексные занятия очень удобно использовать в качестве варианта досуговой деятельности,и темы их чаще всего связаны с временами года и праздничными датами.На таких занятиях исполнительская деятельность детей представлена во всём своём разнообразии, требуется предварительная работа, заключающаяся в разучивании с дошкольниками тех или иных номеров.
Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире,чем занятий комплексных.Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года,но и знакомство с кокнкретными природными явлениями(«Серебряные росы»,»Восходы и закаты»,»Радуга»,»Зимние узоры» и т д.).,представителями растительного и животного мира(«Пошляди,подсолнушки!»,»Люблю берёзку русскую»,»Прекрасные лебеди»).Для интегрированных занятий могут быть предложены и темы,имеющие патриотическую и социальные направленности:»Моя малая Родина(О месте,где живёшь,),»Санкт-Петербург,град Петра»,»Болдинская осень(о творчестве А.С.Пушкина).
В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности.Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности:трудовой,познавательной(развитие речи,ознакомление с окружающим миром),двигательной(решение задач физической культуры).Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности(музыкальной).
Так,если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки,пению,музыкально-ритмическим движениям,элементарному музицированию,музыкальному творчеству,то они,несомненно,глубже осознают основные средства музыкальной выразительности:мелодию и ритм.Примерные темы таких занятий:»Ритм-сердце музыки»,»Музыка и настроение»,»Вальс в музыке,песне,движении,сказке».
Механизмом интеграции является образ,создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка,его эмоционального,интеллектуального,социально-нравственного здоровья,выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников:сочинение песен,малентких историй,рассказов на заданную тему,танцевальные,музыкально-игровые,инструментальные импровизации,творческое экспериментирование.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире,но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".
В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....
Районное методическое объединение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Конспект музыкального занятия в старшей группе. Тема: «Развитие творчества, инициативы, навыков самостоятельности у дошкольников на музыкальных занятиях».
Комплексное развитие музыкальности детей объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира....
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя музыкальная прогулка»...
Консультация для родителей: ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Каждый из нас, наверное, помнит, когда ходили в детский сад, на занятия музыкой приходилось надевать чешки. Как ни удивительно, это правило действует и с
ЧЕШКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ Каждый из нас, наверное, помнит, когда ходили в детский с...