Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Аксененко Юлия Александровна

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".

Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_u_detey_s_ovz.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства.

Доказано, что на успех развития ребѐнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального.

Как показывает практика, у детей с ОВЗ помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ).

Большинство детей с ОВЗ (85%) имеют низкий уровень развития самооценки

и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. Если это не корректировать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей. Помимо данных предпосылок на развитие EQ ребенка также оказывают

влияние и социальные предпосылки: эмоциональная реакция окружения на

действия ребенка, уровень образованности родителей и семейный доход, а также эмоционально благополучные отношения между родителями.

Структура эмоционального интеллекта:

  • самосознание (самооценка, эмпатия, умение распознавать чувства

свои и чужие, внутренний локус контроля);

  • мотивация к обучению (внутренняя);
  • самоконтроль чувств и поведения;
  • социальные навыки (самостоятельность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)).

Упражнения для развития эмоционального интеллекта:

I. Самосознание.

  • Начинать развитие самосознания ребенка необходимо с упражнения «Что я чувствую?», «Что я вижу, слышу,  ощущаю телом?»

Только после развития телесной чувствительности, можно переходить к осознанию своих и чужих чувств!

  •  Эмпатию хорошо развивает техника «Активного слушания».
  • Умение распознавать чувства свои и чужие – упражнения:

«Дневник эмоций»: ежедневно необходимо ребенку фиксировать свое эмоциональное состояние, в течение 21 дня.

II. Самоконтроль чувств.

  • Изучить техники саморегуляции негативных эмоций. С помощью которых ребенок научится нейтрализовать негативные эмоции, и на первый план выводить рационализацию: сначала думать, а потом адекватно эмоционально реагировать на возникшую ситуацию.
  • Упражнения на основе ощущений - «Стоп!». Как только ребенок чувствует, что может повысить голос, ударить. Он говорит себе: Стоп!
  • Упражнение на основе дыхания - «Коктейльная трубочка».

III. Социальные навыки (самостоятельность, ответственность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)):

  • Игровое упражнение «Зона ответственности/самостоятельности».

Важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно.

И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то

значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет:

самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным

действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким, какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ОВЗ, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"

практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...