Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".
Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_u_detey_s_ovz.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства.
Доказано, что на успех развития ребѐнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального.
Как показывает практика, у детей с ОВЗ помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ).
Большинство детей с ОВЗ (85%) имеют низкий уровень развития самооценки
и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. Если это не корректировать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей. Помимо данных предпосылок на развитие EQ ребенка также оказывают
влияние и социальные предпосылки: эмоциональная реакция окружения на
действия ребенка, уровень образованности родителей и семейный доход, а также эмоционально благополучные отношения между родителями.
Структура эмоционального интеллекта:
- самосознание (самооценка, эмпатия, умение распознавать чувства
свои и чужие, внутренний локус контроля);
- мотивация к обучению (внутренняя);
- самоконтроль чувств и поведения;
- социальные навыки (самостоятельность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)).
Упражнения для развития эмоционального интеллекта:
I. Самосознание.
- Начинать развитие самосознания ребенка необходимо с упражнения «Что я чувствую?», «Что я вижу, слышу, ощущаю телом?»
Только после развития телесной чувствительности, можно переходить к осознанию своих и чужих чувств!
- Эмпатию хорошо развивает техника «Активного слушания».
- Умение распознавать чувства свои и чужие – упражнения:
«Дневник эмоций»: ежедневно необходимо ребенку фиксировать свое эмоциональное состояние, в течение 21 дня.
II. Самоконтроль чувств.
- Изучить техники саморегуляции негативных эмоций. С помощью которых ребенок научится нейтрализовать негативные эмоции, и на первый план выводить рационализацию: сначала думать, а потом адекватно эмоционально реагировать на возникшую ситуацию.
- Упражнения на основе ощущений - «Стоп!». Как только ребенок чувствует, что может повысить голос, ударить. Он говорит себе: Стоп!
- Упражнение на основе дыхания - «Коктейльная трубочка».
III. Социальные навыки (самостоятельность, ответственность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)):
- Игровое упражнение «Зона ответственности/самостоятельности».
Важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно.
И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то
значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет:
самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным
действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким, какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ОВЗ, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"
практические советы "Развитие эмоционального интеллекта у детей"...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей 4-5 лет»...