Методические рекомендации к дидактическому пособию «Чудесный барабан».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Данное пособие позволяет показать возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Это позволяет решить задачу инклюзивного обучения детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_posobiyu_chudesnyy_baraban.docx | 390.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Чудесный барабан».
Пособие представляет собой круг (размер: 50х50 см), разделенный на секторы (изготовлен по типу магнитной доски). В середине круга находится вращающаяся стрелка (рис. 1). К «Чудесному барабану» прилагаются магнитные карточки – символы (рис. 2).
рисунок 1 рисунок 2
Использование пособия. Данное пособие позволяет показать возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет. Пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Это позволяет решить задачу инклюзивного обучения детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности. На начальном этапе дети знакомятся с моделями на карточках - символах (смотреть приложение). А затем с правилами игры с барабаном: ребенок крутит стрелку и выполняет задание, выпавшее на секторе барабана. Задания могут быть различными, все зависит от цели, поставленной на занятии.
Цель пособия: всестороннее развитие речи детей с ОВЗ 5-7 лет.
Задачи:
- Развитие артикуляционной моторики, воздушной струи, звуковой стороны речи, фонематического слуха.
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи:
- упражнение в употреблении имен существительных во множественном числе, употреблении притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои), образовании существительных при помощи уменьшительно–ласкательных суффиксов, суффиксов в увеличительном значении, образовании притяжательных и относительных прилагательных, согласовании числительных с существительными, согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе), употреблении предлогов.
- Обогащение словарного запаса посредством существительных, прилагательных, глаголов: образование синонимов, антонимов;
- Развитие связной устной речи:
- совершенствование навыков употребления предложно-падежных конструкций, работа над усвоением синтаксических связей в составе простого и сложного предложения, обучение составлению пересказов, рассказов, описательных рассказов.
1-й вариант игры.
Игра «Стрелку крути и про звук расскажи»
Цель игры: закрепление знаний об изученном звуке, развитие фонематического слуха.
Ход игры: предлагается изучаемый звук. Ребенок крутит стрелку, называет заданный звук и выполняет его анализ по выпавшим карточкам. Если стрелка остановилась на карточке, которая уже была в игре, то игрок выполняет следующее задание по ходу стрелки.
I вариант карточек.
Стрелка на карточке - «Синий, зеленый, красный круг». Игрок определяет согласный или гласный звук.
«Подушка - бревно». Игрок характеризует звук по твердости – мягкости, если звук согласный. «Наушники и колокольчик». Игрок характеризует звук по звонкости – глухости, если звук согласный. «Ладошки». Педагог называет звуки, слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат заданный звук. «Светофор» Педагог называет звуки, слова, дети должны поднять карточку на заданный звук. «Звуковые окошки». Педагог показывает картинку или называет слова, дети определяют место заданного звука в слове. «Слоговые домики». Педагог показывает картинку или называет слова с изучаемым звуком, дети определяют количество слогов в слове. «Вопрос». Игроки подбирают слова на заданный звук.
2-й вариант игры.
Игра «Стрелку крути и обо всем расскажи» II вариант карточек (можно использовать при описании овощей, фруктов, ягод, деревьев, животных, птиц и т.д., для составления рассказов по лексическим темам).
Цель: составление описательных рассказов, рассказов по плану, развитие связной устной речи, развитие грамматического строя речи.
Ход игры: задается тема игры. Ребенок крутит стрелку и затем описывает предмет согласно карточке - символу, выпавшей на секторе барабана.
II вариант карточек.
Стрелка на карточке - «Ладошка». Игрок говорит, какой на ощупь описываемый предмет. «Цветовая палитра». Игрок определяет цвет предмета. «Язык» - вкус предмета. «Треугольники» - образование сравнительной степени. «Круги: большой и маленький» - образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. «Геометрические фигуры» - определение формы предмета. «Кружки» - образование множественного числа предмета, если возможно. «Столбики» - определение размера предмета. «Цифры» - согласование числительных с существительными. Игроки играют в игру «Посчитай-ка». «Сердце и квадрат» - определение живой или неживой описываемый предмет. «Огород и сад» - определение, чем является описываемый предмет фруктом, овощем или ягодой. «Сок из фруктов», «Салат из овощей» - игроки упражняются в образовании относительных прилагательных. «Посуда». Игроки говорят, что можно приготовить из описываемого предмета.
Другой вариант этой игры используем при описании животных или птиц.
Ход игры: задается тема игры. Ребенок крутит стрелку и затем описывает предмет согласно карточке - символу, выпавшей на секторе барабана.
Стрелка на карточке - «Дом и лес». Дети определяют домашнее, дикое животное или птицу будут описывать. «Коляска» - назвать детенышей животных, птиц. «Хвосты и лапы животных» - образование притяжательных прилагательных. «Миска» - чем питаются животные, птицы.
И еще один вариант этой же игры используем при описании семьи,.
Ход игры: задается тема игры. Ребенок крутит стрелку и затем описывает предмет согласно карточке - символу, выпавшей на секторе барабана.
Стрелка на карточке - «Семья» - составление рассказа о семье, подбор родственных слов, определение родственных связей. «Забавы детей» - описание занятий детей в разные времена года. «Занятия членов семьи» - составление рассказа о семье, чем заняты все члены семьи дома. «Девочка и мальчик» - образование мужского и женского рода существительных, притяжательных местоимений. «Части тела человека» - называние частей тела человека.
3-й вариант игры.
Игра «Играем – предлоги изучаем» III вариант карточек.
Цель: закрепление умения правильно использовать предлоги при составлении предложений, развитие связной устной речи.
Ход: Начало игры: ребенок крутит стрелку и затем составляет предложение с выпавшим предлогом.
Символы предлогов: На, Под, В, Над, Из, С, К, От.
4-й вариант игры.
Игра «Стрелку вращай - гимнастику выполняй» IV вариант карточек.
Цель: развитие артикуляционной моторики и правильной воздушной струи.
Ход игры: Ребенок крутит стрелку на барабане, выполняет то упражнение, которое выпало на секторе барабана.
Список литературы:
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И.В. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.
Пилипенко Т.В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Образование и воспитание. - 2018. - №1. - С. 22.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д. - 2001 г.
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия).
Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88.
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»
Пособие направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...