Логопедические сказки как эффективное средство развития речи у старших дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В материале обоснована важность использования логопедических сказок в работе с детьми. Приведены примеры сказок, в которые можно играть с детьми как на занятиях, так и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические сказки как эффективное средство развития речи у старших дошкольников. | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Сказка является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.
Для усиления эмоционального воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать. Так же это способствует лучшему понимания основного смысла сказки.
Предлагаемые сказочные истории помогут ребёнку с речевыми проблемами, а также и без таких проблем, на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка.
В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память.
История (сказка) сначала озвучивается родителем, а затем – самим ребёнком. При этом можно использовать различные игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры, конструкторы и пр.
1.СКАЗКА «ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК»
Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»
Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.
Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.
Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» - безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.
Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».
(После чтения этой сказки родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.)
2.СКАЗКА «КРАСАВИЦА, РЫЦАРЬ И ЧУДОВИЩЕ»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал.
Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.…
Один пастух только был жив - здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
(Родитель спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».)
Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ … | холоднОЕ … | мрачнОЕ … |
Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ … | холоднАЯ … | жестокОЕ … |
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом огорчился? И почему?
Огорчилось? Это о ком? Почему?
А кто обрадовалась? И почему?
За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.
3.СКАЗКА «ПРИНЦЕССА ЦИФИРЬ»
В одном сказочном царстве-государстве жила необыкновенно красивая принцесса Цифирь. Она была строга и пунктуальна. Всё в её королевстве считалось, высчитывалось и просчитывалось. Каждая былинка и пылинка были на учёте. Несколько сот придворных с утра до ночи ходили по государству и считали, считали, считали…
Рядом с этим царством было другое. Оно называлось Хаос. В нём все предметы были свалены в кучи. Сколько чего и у кого было, никто из жителей не знал, потому как считать никто не умел. Из-за антисанитарии и полного отсутствия порядка, в этом государстве разразилась эпидемия. После неё все жители, и так-то не блиставшие математическими способностями, напрочь утратили навык счёта.
Болезнь была так заразна, что перебралась через границу и попала в царство принцессы Цифирь. Сама принцесса, к счастью, не заболела. А вот придворные, все как один, свалились в тяжком недуге. Когда они смогли, наконец, подняться на ноги, то обнаружили, что разучились правильно связывать друг с другом слова.
Приходя с докладами и отчётами к принцессе Цифирь, они говорили: «Первая Советник ещё болеет», «Второй блюдо сегодня подгорела», «Третий день идёт дожди», «Четвёртый люстра в бальном зале не горит», «Пятый ступенька парадной лестницы скрипит», «Восьмая цветок на клумбе завяла», «Девятое котёнок Вашей кошки убежало», «Десятая дерево в Вашем парке упала».
Слушая всю эту белиберду, принцесса злилась, топала ногами, кричала. Но ничего не могла поделать. В государстве принцессы Цифирь начался хаос.… А придворные, по-прежнему, не могли связать правильно и двух слов. Из их докладов и сообщений невозможно было ничего понять! Тогда принцесса Цифирь приказала заточить всех придворных в темницы, дать им словари и не выпускать до тех пор, пока они не смогут правильно согласовывать слова. Бедных придворных ждала страшная участь…
(Родитель спрашивает ребёнка: «Ты хочешь, чтобы придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давай поможем несчастным и научим их правильно говорить!»
Ребёнок тренируется в порядковом счёте, в согласовании порядковых числительных с существительными.
Для наглядности используются наборы счётного материала: «один цыплёнок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыплёнка, пять цыплят …», «один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев…» и т.д. Ребёнок также составляет предложения с этими словосочетаниями.
За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка. Когда набирается нужное количество правильных ответом, придворных «выпускают» из темницы.)
4.СКАЗКА «МАЛЬЧИК ВАНЯ И МУДРЫЙ УЧИТЕЛЬ»
Жил-был Ваня. Он был очень послушным и добрым мальчиком. Но его большие и умные глаза были почему-то всегда грустными-прегрустными. И только мама Вани знала, в чём тут дело. Ваня не мог правильно говорить. А слова во множественном числе он вообще не понимал. Он никогда не употреблял их в своей речи.
Вот, например, приходит он в магазин и говори: «Дайте мне, пожалуйста, ботинок». Удивлённая продавщица продаёт ему один ботинок, и Ваня идёт с этой покупкой домой. Мама вздыхает, берёт коробку с одним ботинком и идёт менять его на … (ботинки).
Или идёт Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки: «Что ты нашёл в лесу?» отвечает: «Гриб!». Мама снова вздыхает и показывает бабушке … (грибы), собранные Ваней.
В начале учебного года Ваня в школьной библиотеке получал только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына все необходимые … (учебники).
Когда приходили гости, он предлагал им лишь один стул. Но гостей было много, и им нужны были … (стулья). Тогда на выручку приходил папа. Он рассаживал гостей по … (стульям).
Весной решено было озеленить территорию вокруг дома. Ваню послали за саженцами. Но он принёс всего одно дерево, а для сквера нужны были … (деревья).
На просьбу бабушки проветрить квартиру, Ваня открывал одно окно. Бабушка же считала, что хорошо проветрить дом можно, лишь открыв все … (окна).
Рисовал Ваня только одним карандашом и одной краской. Поэтому рисунки у него получались скучными. Ведь для того, чтобы картина получилась интересной и красочной, нужны яркие … (карандаши) и разноцветные … (краски).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников
Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....
Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, ...
Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
В данном материале, Сказка рассматривается как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....
«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...
Логопедические пятиминутки, как эффективное средство развития речи.
Создание условий для повышения эффективности взаимодействия специалистов ДОУ....
Консультация для родителей «Сказка как эффективное средство развития речи дошкольников»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличенное количество детей с нарушением речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Всякую выдумку, вп...