КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема физического рзвития детей дошкольного возраста на сегодняшний день является наиболее, актуальной, так как дошкольный возраст решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития физических качеств детей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию,
ловкость, быстроту, сохранение равновесия. Это период, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника, у ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.
В соответствии с ФГОС основными задачами физической культуры в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение детей жизненно необходимым двигательным навыкам.
Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие, гибкости, равновесия, с правильным выполнением основных движений: ходьба, бег, прыжки, повороты в разные стороны, не нанося ущерба растущему организму. Но особенное внимание мы обращаем на развитие координации движений старших дошкольников. Ведь проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: способности ребёнка к точному анализу движений, деятельности анализаторов и особенно двигательного, сложности двигательного задания, уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т. д.), смелости и решительности, возраста, общей подготовленности занимающихся и др. Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики.
Основной формой развития двигательной активности детей в ДОУ являются физкультурные занятия. С целью поддержки интереса дошкольников к ним в нашем детском саду особое внимание уделяется подбору физкультурного оборудования. На физкультурных занятиях в нашем детском саду стала использоваться координационно-силовая лестница. Это позволило разнообразить занятия по физкультуре в зале и на улице. Координационная лестница выполнена своими руками и является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков. Координационная лестница – это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу, позволяющий развивать скоростные навыки при выполнении движений на коротких дистанциях, для развития маневренности, силы, выносливости, координации движений. Скоростная лестница – инвентарь легкий в хранении и транспортировке. Удобство и оперативность в подготовке к занятиям и сборка в конце, с этими задачами могут справиться даже дошкольники. Ее можно использовать на занятиях в зале и на уличной площадке. Применение ее в детском саду имеет большие возможности: от изучения различных видов движений до использования в играх и эстафетах, как основного или вспомогательного инвентаря. Во время выполнения упражнений на координационной лестнице тренируется сердечнососудистая система, вырабатывается выносливость. Выполнение упражнений на координационной лестнице тренирует, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, образующие опорно-двигательный
каркас. Каркасные мышцы расположены очень глубоко, их труднее тренировать, мало видов упражнений, способных их задействовать. Занятия на лестнице помогают ребенку быть быстрее, подвижнее и ловчее, тем, что заставляют неврологическую систему посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп, мозг и нервная система приучаются к более быстрым движениям – именно так достигается стабильный прогресс. В нашей группе разработана серия занятий с координационной лестницей «Чудо – лесенка».
Структура занятий включает вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть – разминка
Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве.
Основная часть
Включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на координационной лестнице и подвижную игру.
Комплекс упражнений проводится с предметами: мячами, обручами, лентами, гимнастическими палками, скакалками, косичками, султанчиками. С целью развития чувства ритма, артистичности, творческих способностей используется музыкальное сопровождение. Дети выполняют упражнения по показу сначала в медленном, затем среднем и потом быстром темпе до получения правильного результата. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, спины.
После выполнения общеразвивающих упражнений дети приступают к выполнению упражнений непосредственно на лестнице.
Способ организации детей – последовательная тренировка (друг за другом, поточным способом). По сигналу инструктора дети друг за другом приступают к упражнениям на лестнице.
От занятия к занятию скорость каждого упражнения увеличивается. С каждым занятием время выполнения упражнения уменьшается. По окончании выполнения каждого задания, во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. После завершения тренировки проводиться подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.
Заключительная часть занятия направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия включают элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, малоподвижную игру.
Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа:
Разучивание упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе уделяю не скорости, а правильности выполнения движений.
Совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая
темп.
Используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности. Координационная лестница выполнена своими руками и является ничем иным как
тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений, а также для развития маневренности, силы,
выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...