Создание условий для воспитания и развития слабослышащего дошкольника в детском саду.
консультация по коррекционной педагогике
Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_slaboslyshashchego_rebenka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для воспитания и развития слабослышащего дошкольника в детском саду.
Когда в обычную группу детского сада приходит слабослышащий ребенок, перед воспитателями встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.
«Закон об образовании в РФ гласит, что родители имеют право выбирать формы получения образования, формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они имеют право на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально – педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого – медико – педагогической коррекции». Создание таких условий – наша задача.
Основу теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха составляют общедидактические принципы: сознательность, активность, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, научность, прочность, индивидуальный и дифференцированный подход.
Одна из основных целей работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки, мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от умения общаться, слушать и понимать речь.
Именно поэтому коррекционный процесс должен охватить все формы деятельности ребенка, учитывать его индивидуальность, его общее психоречевое и психомоторное развитие, его интересы и предпочтения.
ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет педагогам, воспитателям построить воспитательно-образовательную работу с детьми, учитывая их потребности, индивидуальные особенности.
В данной статье мы не будем писать обо всем материале, который есть (или должен быть) в центрах развития для работы со всеми детьми. Это займет слишком много времени и места. Мы отметим лишь дополнительный материал, который, несомненно, будет интересен всем детям группы и просто необходим для коррекционной работы с ребенком – инвалидом по слуху. Для удобства сразу распределим материал по центрам активности. На утреннем сборе необходимо использовать больше демонстрационного материала: картинки, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы. С их помощью проводим и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи, приветствия. Часто используем пантомиму, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, «театр жестов». Большое значение здесь приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая, опорная (картинки, символы, мимика, жесты). Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того, как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше. Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты). Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су – Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (синквейн, игры с песком, сказкотерапия, мнемотаблицы, точечный массаж и др.) является очень эффективным средством для развития речи всех детей и слабослышащих, в частности.
Вернемся к оснащению центров активности, перечислим некоторые приемы работы с детьми с нарушением слуха.
Центр ИЗО: используем схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации, складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и слепи», «Ощупай и нарисуй». Хороший результат дают карточки – слова к упражнению «Нарисуй картинку по опорным словам». Хорошо использовать приемы «Работаем рядом», «Работаем вместе», «А я умею так».
Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для рассматривания по методике «Образ и мысль», дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по очереди», «Книжка рассыпалась».
Центр строительства оснащаем большим количеством схем построек (зданий, мостов, транспорта, животных).
В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый кукольный театр, перчаточный театр.
Центр настольных игр дополняем звуковыми музыкальными игрушками, инструментами, шумовыми игрушками – самоделками. Здесь может быть и настольный кукольный театр, и теневой театр. Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Игру Никитина», «блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Чудесный мешочек», игра «Прищепки», «Волшебные рамки и вкладыши Монтессори», «Шумящие коробочки».
Еще один немаловажный прием! Индивидуальные занятия со слабослышащими детьми можно и нужно проводить в разных условиях.
- Слуховая тренировка (упражнения) проводится в тишине, когда вопросы и задания даются ребенку, находящемуся напротив педагога, т.е. «лицом к лицу».
- В специально осложненных условиях (в группе, где играют дети) при наличии шумов; в разных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по группе).
- В комфортных условиях (т.е. в тишине), но при наличии нескольких поочередно говорящих людей (ребенок должен отвечать или выполнять задание одного из взрослых).
Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с педагогами – специалистами. В первую очередь, это учитель – логопед (звукопроизношение, речевое дыхание, звуковая культура речи, артикуляционная гимнастика, начальная грамотность, схемы слов, звуки, буквы, слоги и т.д)
Большая работа ведется музыкальным руководителем (пропевание высоких и низких звуков, подбор песенок-распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты, движения).
Инструктор по физической культуре подбирает индивидуальные физические упражнения, движения, подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.
Педагог- психолог наблюдает за психическим развитием и корректирует психоэмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, память.
Здесь представлена лишь малая доля возможных игр, пособий. Насыщение центров активности зависит от педагога, от его фантазии, желания, умения работать с детьми с нарушением слуха. И цель оправдывает средства!
Литература.
- Головчиц Л.А. «Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексным) нарушением развития».
- Лопатина Л.В. «Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи».
- Леве А. «Развитие слуха в игре».
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
- Головчиц Л.А.» 2003г. «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.
Обучение дошкольников конструированию и ручному труду.Условия для успешного творчества....
Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум...
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...
Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада
Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....
Создание педагогических условий для осуществления интегрированного (инклюзивного) обучения слабослышащих дошкольников в детском саду
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклю...