ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Игровой мобильный центр по рабочей профессии на территории ДОУ» Тема: «Профессия - моряк»
проект по коррекционной педагогике
В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников с ОВЗ по теме «Профессия – моряк». Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Данные дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игровой мобильный центр
по рабочей профессии на территории ДОУ»
Тема: «Профессия - моряк»
Разработали:
учитель – дефектолог:
Якунина Н.П.
воспитатели:
Шаяхметова З.Ф.
Сулейманова Г. Р.
Туймазы, 2020г.
Название проекта | Игровой мобильный центр по рабочей профессии на территории ДОУ |
Тема | Профессия – моряк |
Аннотация проекта | В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников с ОВЗ по теме «Профессия – моряк». Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Данные дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников. |
Нормативно – правовое обеспечение проекта | - Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155; - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - Приказ от 23 июля 2013 года №611 « Об утверждении порядка формирования функциональной инновационной инфраструктуры в системе образования» - Конвенция ООН о правах ребенка - Основная адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ. |
Участники | Педагоги, обучающиеся, родители. |
Характер участия | Сотрудничество |
Продолжи тельность | Среднесрочный |
Типология проекта | Практико-ориентированный |
Вид проекта | Игровой, по числу участников - групповой |
Предназначение | Для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Образовательные области | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. |
Направленность | Совершенствование системы ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ, через ознакомление с профессией моряк. |
Проблема | Недостаточные знания дошкольников старшего возраста с ОВЗ о том, что есть такая профессия, как моряк; о службе и труде людей на флоте. |
Актуальность | Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – моряк и даже президент.… «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. В игре закладываются первые основы ранней профессиональной деятельности, а также возможность принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов). Профориентация дошкольников - это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересную профессию. А игры для дошкольников по ранней профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда – нибудь и станет смыслом жизни. Наше образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей с ОВЗ, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Для себя мы отметили, что важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому наша главная задача как педагогов поддержать мечту ребенка с ОВЗ и связать стремление к ней с желанием трудиться. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении педагоги работают над разработкой собственной концепции ранней профориентационной работы с дошкольниками, создавая педагогические проекты по профессиям. Использование игрового мобильного центра с детьми с ОВЗ по ранней профессиональной ориентации, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, облегчит им самостоятельный выбор в дальнейшем; поможет сформировать у них положительное отношение к труду и рабочим профессиям, и обеспечит преемственность в рамках непрерывного инклюзивного образования. Какой мальчик в своём детстве не мечтал стать моряком? У любого человека эта профессия ассоциируется с мужественностью и романтизмом. Привлекает возможностью покорять бесконечные пространства на большом, современном судне, увидеть другие страны, морских обитателей. В этой профессии много интересного, захватывающего. Замечательная это профессия! Многие дети мечтают быть моряками. Особенно мальчики нашей группы. Ведь о моряках написано много интересных книг. О них созданы фильмы и спектакли. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор и систематизировать представления и знания детей о труде моряка нами был разработан педагогический проект по ранней профориентации на тему «Профессия - моряк». Актуальность темы проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде моряков. Получая такие знания, у ребенка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду моряков. В данном проекте представлена система работы по социально-коммуникативному развитию детей и содержит круг тем, позволяющих в игровой форме познакомить с миром профессии – моряк в рамках раннего профориентирования старших дошкольников, помочь ребенку накопить социальный опыт. |
Цель проекта | Совершенствовать систему ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ, формировать у детей с ОВЗ ценностное отношение к выбору будущей профессии - моряк. |
Задачи проекта | Коррекционно - образовательные: - обогащать представления дошкольников с ОВЗ о профессии – моряк, познакомить с группой смежных профессий - капитан, рулевой, радист, судовой врач, кок, боцман, моряк, штурман; - формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; - обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности моряка, инструментах, используемых в работе, о важности и значимости его труда для окружающих; - закреплять умение детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления о профессии - моряк; - активизировать и расширить словарь детей по профессиональной тематике «Профессия - моряк»; - обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием; - расширять базу педагогического мастерства; - формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, помочь усвоить нормы, принятые в обществе. Коррекционно - развивающие: - развивать познавательный интерес и активную позицию в выборе профессии, веры в свои силы, позитивной установки и уважительное отношение к разным видам общественного труда; - развивать психические процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение; - развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки; - способствовать формированию социально-нравственных норм поведения; - развивать общую, кистевую и мелкую моторики, зрительно-двигательную координацию; - стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. Коррекционно - воспитательные: - актуализировать опыт реальной жизни; - оказать помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости профессии – моряк; - воспит положительного эмоционального отношения и интереса к труду, желания трудиться на пользу людям. |
Словарный минимум по теме «Профессия - моряк» Существительные (слова – предметы): Корабль, капитан, помощник капитана, радист, штурман, судовой врач, судовой повар (кок), боцман, матрос, штурвал, бинокль, спасательный круг, спасательный жилет, якорь, компас, море, капитанская фуражка, бескозырка, маяк, подзорная труба, иллюминатор, трап, шлюпка, рында (колокол), трос, парус, тельняшка, измерительные приборы. Глаголы (слова – действия): Управлять, регулировать, плыть, сигналить, чинить, отчаливать, причаливать, ремонтировать, поднимать, опускать, следить, лечить, варить, драить. Прилагательные (слова – признаки): Водный, пассажирский, быстрый, морской, тяжелый, легкий, внимательный, дисциплинированный, ответственный, смелый, храбрый, веселый, громкий. Словарь наречий: Тяжело, трудно, интересно, необходимо, весело, опасно, много, мало, больше, меньше, столько же, старательно, слаженно, необходимо, умело, бережно. Антонимы: Трудно-легко, весело-грустно, много - мало, собирать - разбирать, делать- бездельничать, завязывать - развязывать, делать-ломать. | |
Новизна проекта | Новизна инновационного проекта заключается в том, что работа по ранней профориентации детей строится на сочетании трех факторов: 1. Обеспечивает формирование развивающей предметно-пространственной среды для работы по ранней профориентации детей через игровые мобильные центры, что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе деятельности, становится субъектом образования; 2. Создает условия для социального партнерства детей и взрослых в процессе деятельности; 3. Использовании ИКТ в формировании у детей представлений о морских профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Игровой мобильный центр по профессии – Моряк - модель условий профессионального труда взрослых, своеобразная тематика обстановки, в которой происходят те или иные действия. Этот современный метод моделирования можно назвать предметно-пространственными условиями труда моряков в миниатюре. |
Ожидаемый результат | - обогащение предметно-развивающей среды группы и территории ДОУ по ранней профориентации и создание необходимых условий для ознакомления детей с трудом взрослых по теме «Профессия – моряк»; - расширение представлений дошкольников старшего возраста с ОВЗ о людях морских профессий, их профессиональной деятельности, о важности и значимости их труда; - усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций; - развитие у детей специфических трудовых и игровых навыков; - обогащение и активизация словаря детей по лексической теме «Профессия – моряк»; - умение имитировать деятельность людей морских профессий в ходе сюжетно-ролевых играх; - формирование уважительного отношения к морякам и результатам их труда; - получение знаний о подготовке и работе моряков; - развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи; - совершенствование моторики и коммуникативных навыков; - вовлечение родителей в воспитательный процесс. Играя в игру «Моряки», дети отразили знания о профессиях «капитан», «боцман», «рулевой», «радист», «моряк», «кок». Знания произведений художественной литературы и мультипликационных фильмов послужили творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Дети воплотили свои идеи, умения. Игры проходили в увлекательной, разнообразной и интересной форме. Были созданы атмосфера творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность проявить себя и в подготовке и в процессе игровой деятельности. В ходе игр возникали всё новые и новые сюжеты. Появлялись «мамы и дети», которые провожали и встречали; в море ловили рыбу и акул; тонули и сами друг друга спасали. |
Виды детской деятельности | - чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, художественная - продуктивная. |
Формы и методы работы | - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов в работе моряка, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). |
Принципы профориента ционной работы | 1. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной, познавательной, исследовательской). 2.Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживается в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого. 3.Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне. 4. Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям, и в целом, к труду моряков. |
Необходимое оборудование | Методическая литература, картотека сюжетно – ролевых игр, сюжетные картинки, иллюстрации, слайды по теме, художественная литература, форменная одежда, накидка, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, счетный материал, настольно-печатные и дидактические игры, пластилин, клей, кисти, бумага и картон, краски акварельные, салфетки, бросовый материал для поделок. |
Составляющие элементы | - календарно-тематическое планирование; - конспекты-сценарии; - список используемой литературы; - приложение (фотоматериалы, художественное слово, работы детей и т.д.); |
Основные достоинства | - поддержание Традиций ДОУ; - речевое содержание; - разнообразие форм и видов деятельности; - занимательность, увлекательность; - эмоциональный позитивный настрой; - удовлетворение естественной потребности ребенка. |
Перспективы развития проекта | - расширение проекта, добавление новых тем, форм работы; - мультимедийная презентация «Профессия - моряк». |
Методологическая база проекта: | - Дыбина О.В. Моделирование предметно-пространственной среды в детском саду. М.,2015. - Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Балашов, 2004. - Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009. - Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004. - Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000. - Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - Пасечников, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – С. 45. - Шарыгина Т.А. Беседы о профессиях. ООО ТЦ Сфера 2014. - Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010. - Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет: ТЦ Сфера, 2010. - Савина, И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. – 2012. № 3. – С. 9. |
Интернет-источники: | https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/201189008.4/0_117634_19d6ede3_XL.jpg Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/617668/ Учительский портал. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление для презентации к педагогическому проекту " Игровой стретчинг в детском саду"
Выступление для презентации перед аудиторией на конкурсе. Отражены важные аспекты презентации....
Педагогический проект «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста»
Педагогический проект «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста»...
Стенгазета по теме "Профессии" во второй младшей группе " Профессии наших мамы и папы"
Во второй младшей группе была проведена беседа с детьми о профессии мам и пап. Родители прислали свои фотографии с места работы, а детки рассказали о том, чем занимаются их родители. На следующий день...
Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...
Педагогический проект "Игровой стретчинг - средство развития детей с ОВЗ"
Педагогический проект «Игровой стретчинг - средство физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ »...
Педагогический проект" Игровая деятельность в период адаптации"
Педагогический проект" Игровая деятельность в период адаптации"...
Педагогический проект «Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...