Педагогический проект «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Блаченова Гульнур Халимовна

Педагогический проект «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста»

Актуальность: : «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.

Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.

Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.

Цель: Обогащение игровой деятельности дошкольника, по средствам взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи проекта: Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру

Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями

Развивать педагогическую компетентность родителей.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта.

Ребёнок:

  • Увлечение детей различными видами игр.
  • Сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности
  • Развитие у детей самостоятельности в организации всех видов игр.
  • Формирование правил норм поведения.
  • Развитие инициативы, организаторских способностей.

Родители:

  • Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
  • Родители познакомятся  с принципами организации детской игровой в домашних условиях;
  •  Изготовление игрушек, пособий и оборудования и для игрового пространства, совместно с детьми и педагогами (на родительских мастерских);
  • Обмен опытом среди родителей на тематических  встречах;
  • Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.

Педагоги:

  •  накопление и использование наработанных и обобщенных материалов по игровой деятельности в педагогической практике.
  • Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

Продукт проектной деятельности:

  • картотеки игр
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта;

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей разновозрастной группы детского сада:

1. Оформление игровых зон.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр .

Методическая копилка:

  • составить перспективный план работы по развитию игровой деятельности  старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию игровой деятельности у старших дошкольников.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • Повышение компетентности родителей по развитию игровой деятельности  у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, день открытых дверей «круглый стол», детско–родительские проекты, собрания – конкурсы, выставки, вернисажи детских работ.

Основное содержание реализации проекта:

  1. Аналитическая деятельность (анкетирование, наблюдение, интервью , анализ игровой деятельности; формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)
  2. Пополнение развивающей среды (как готовым игровым материалом, так и материалом, сделанным своими руками, а так же использование предметов заменителей)
  3.  Подбор художественной литературы, иллюстраций для детей.
  4. Подбор информационного материала для родительского уголка.
  5. Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.

Обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение: 

  1. Антонова О.В. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей пяти лет[Текст]/ Авт.-сост. О.В. Антонова.- Новосибирск: Сиб.унив.изд.-во,2007.-153с.-( Все лучшее для моего малыша)
  2. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.
  3. Кодиненко Г.Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет/Геннадий Кодиненко.- М.: Айрис- пресс, 2013. -112с.: ил.-(Внимание дети!).для маленьких гениев.
  4.  Котова Е.В. 244 упражнения Развитие креативных способностей ребёнка- дошкольника/Е.В. Котова, С. В. Кузнецова, Т.А. Романова. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 138,с.
  5. Михайлова З.А, Носова Е.А., «Логико-математическое  развитие дошкольников: игры с логическими блоками .Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.»,-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013г.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
  7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 1Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Ворнеж: ЧП Лакоценин С.С.,, 2007 г.- 79с.
  8. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Ворнеж: ЧП Лакоценин С.С.,, 2007 г.- 96 с.
  9. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет», 2006г.
  10. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.
  11. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». СПб., «Корвет», 2008г.
  12. Шаехова Р.К. « Играя – размышляем»- Казань: РИЦ «Школа»,2004г.

Материально-техническое оснащение проекта:

Перечень игрового оборудования

Старшая и подготовительная группы (5 - 7 лет)

Оборудование для игровой деятельности

Тип материала  

Наименование            

Количество на 
группу    

Игрушки     

Куклы средние (20 - 35 см) разные,                      

8 разные   

Персонажи и    
ролевые атрибуты 

Мягкие антропоморфные животные       
(средние и мелкие)                  

8 - 10 разные

Набор кукол: семья (средние или 10 - 
15 см)                              

1    

Набор персонажей для плоскостного    
театра                              

3 -разные 

Набор персонажей для пальчикового    
театра                              

2 разные 

Наборы мелких фигурок (5 - 7 см):   

 

домашние животные                   

1      

дикие животные                      

1      

динозавры, морские обитатели,        
пресмыкающиеся, насекомые           

по 1     

сказочные персонажи                 

3 - 4 разные 

Условные фигурки человечков, мелкие  
(5 - 7 см)                          

6 разные  

Корона, кокошник                    

2   

Наборы масок (сказочные,             
фантастические персонажи)           

1  

Костюмы-накидки для ролевых игр по   
профессиям (военный, пожарный, врач, 
полицейский и пр.)                  

3   

Игрушки - предметы
оперирования   

Набор столовой и чайной посуды       
(средний)                            

2      

Набор кухонной посуды (средний)     

1     

Набор чайной посуды (мелкий)        

2      

"Приклад" к куклам среднего размера 

2      

"Приклад" к мелким куклам           

2      

Набор медицинских принадлежностей   

2      

Весы                                

1    

Чековая касса                       

1      

Коляска для средних кукол, складная 

1    

Телефон                             

3      

Часы                                

1     

Грузовик средних размеров           

4     

Автомобили разного назначения        
(средних размеров)                  

10    

Корабль, лодка (средних размеров)   

1

Самолет, вертолет (средних размеров)

2      

Игрушка-трансформер (средних         
размеров)                           

2      

Автомобили мелкие (легковые,         
гоночные, грузовички и др.)         

15 разные  

Набор: военная техника              

3    

Подъемный кран (сборно-разборный,    
средний)                            

1      

Сборно-разборные автомобиль        

 1

Маркеры игрового  
пространства   

Универсальная складная ширма/рама   

1      

Игровой модуль "Кухня" (соразмерный  
ребенку) с плитой и аксессуарами    

1      

Игровой модуль "Мастерская"          
(соразмерная ребенку) с инструментами

1      

Комплект (модуль-основа и аксессуары)
для ролевых игр (например, "Магазин",
"Парикмахерская", "Больница")       

3      

Кукольный дом (макет) для средних    
кукол                               

1       

Кукольный дом (макет, сборно-        
разборный, для мелких персонажей)   

1      

Макет: замок/крепость               

1      

город                                

1      

крестьянское подворье (ферма)       

1      

зоопарк                             

1      

крепость                            

1      

гараж/бензозаправка (сборно-         
разборная)                          

1      

Набор дорожных знаков и светофор, для
мелкого транспорта                  

1      

Набор мебели для средних кукол      

1      

Набор мебели для мелких персонажей  

2      

Объемные или силуэтные деревья на    
подставках, мелкие (для ландшафтных  
макетов)                            

10- 20 разные

Полифункциональные 
материалы    

     

Ящик с мелкими предметами-           
заместителями                       

1      

Крупные куски ткани (полотняной,     
разного цвета, 1 x 1 м)             

5      

Емкость с лоскутами, мелкими и       
средними, разного цвета и фактуры   

1      

Оборудование для игры с правилами

Тип материала  

Наименование            

Количество   
на группу  

Для игр на     
ловкость     

Летающие колпачки                   

1      

Кегли (набор)                       

1      

Ракетки с мячиком                   

1      

Мячи, разные                        

5 - 7    

Для игр на "удачу"

Настольные игры разнообразной        
тематики (с маршрутом до 50 ходов и  
игральным кубиков на 6 очков)       

5

Лото (картиночное, поле до 8 - 12    
частей)                             

8

Лото цифровое                       

1      

Для игр на развитие
интеллектуальных  
способностей   

Домино (с картинками)                

2      

Домино точечное                     

1      

  

Шашки                               

2      

Шахматы                             

1      

Сроки реализации проекта: июнь – декабрь 2019 г.

План реализации проекта

Организационный  этап

(июнь 2019 г.)

мероприятия

цель

участники

сроки

1.

Побор материала по теме проекта

Систематизация полученного материала

Воспитатели

1неделя июня

2.

Диагностическое обследование

Планирование деятельности по реализации проекта

Воспитатели, дети

1 неделя июня

3.

Планирование деятельности по теме проекта

Составление календарного плана работы

Воспитатели

2-3 неделя июня

4.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

Ознакомление родителей с проектом

Воспитатели,

родители

4 неделя июня

Основной этап

(Июль 2019 г. – декабрь 2019 г.)

Содержание деятельности

Задачи

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

ООД, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели,

родители

Июль- ноябрь

2

Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

ООД, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

  Июль- ноябрь

3

Речевое развитие

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

физкультминутки

на занятиях и т.д.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры

 

Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

Июль- ноябрь

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам»

Дети и

воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Июль- ноябрь

5

Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки;Народные игры;«Краски», «Прорыв цепи»

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей

Народные игры,

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

Июль- ноябрь

Взаимодействие с семьями воспитанников

Проведение

Содержание работы

Методическое обеспечение

1

июнь

Анкетирование «Нужна ли игра ребенку и зачем?»

 «Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2007 г. № 6-8

2

июль

Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника»

Л.И. Сорокина

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3

август

Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома

 

4

сентябрь

Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др.

Е.В.Сербина «Математика для малышей»

5

октябрь

Семинар – практикум «Играем вместе» 

Семушина Ж. А. Сайт https://urok.1sept.ru/

6

декабрь

Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

 

Аналитический этап

(декабрь 2019г.)

 Итоги

1. Ожидаемый и полученный результат (чему научились и какими технологиями овладели)

  • Дети увлечены  различными видами игр.
  • Сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности
  • Развитие у детей самостоятельности в организации всех видов игр.
  • Формирование правил норм поведения.
  • Развитие инициативы, организаторских способностей.

Родители:

  • Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
  • Родители познакомились с принципами организации детской игровой в домашних условиях;
  •  Изготовление игрушек, пособий и оборудования и для игрового пространства, совместно с детьми и педагогами (на родительских мастерских);
  • Обмен опытом среди родителей на тематических  встречах;
  • Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.

Педагоги:

  • накопление и использование наработанных и обобщенных материалов по игровой деятельности в педагогической практике.
  • Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями

2.Форма представления результата проектной деятельности:

  • презентация проекта.

Дальнейшее развитие проекта:

  1. Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации игр.
  2. Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.
  3. Привлечение в проект ребят старших групп, для организации совместных игр.

Литература:

1.        Антонова О.В. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей пяти лет[Текст]/ Авт.-сост. О.В. Антонова.- Новосибирск: Сиб.унив.изд.-во,2007.-153с.-( Все лучшее для моего малыша)

3.        Кодиненко Г.Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет/Геннадий Кодиненко.- М.: Айрис- пресс, 2013. -112с.: ил.-(Внимание дети!).для маленьких гениев.

4.         Котова Е.В. 244 упражнения Развитие креативных способностей ребёнка- дошкольника/Е.В. Котова, С. В. Кузнецова, Т.А. Романова. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 138,с.

5.        Михайлова З.А, Носова Е.А., «Логико-математическое  развитие дошкольников: игры с логическими блоками .Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.»,-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013г.

6.        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

7.        Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 1Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Ворнеж: ЧП Лакоценин С.С.,, 2007 г.- 79с.

8.        Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Ворнеж: ЧП Лакоценин С.С.,, 2007 г.- 96 с.

Интернет ресурсы:

https://detsadik3.ru/wp-content/uploads/2017/03/detskie-novosti.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/14/pedagogicheskiy-proekt-razvivay-ka

https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/11695-pedagogicheskij-proekt-igraj-i-razvivajsya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»

Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»

Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству....

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников- это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения....

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обыч...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...