Особенности создания дидактических игр для детей с ОВЗ (с нарушением зрения)
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В игре ребенок «живет» и «отпечатки» этой жизни остаются в нем глубже и отчетливее, чем «отпечатки» реальной жизни .» К . Д. Ушинский
Проведение дидактических игр с подключением всех сенсорных систем : нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных, кинестетических, температурных ощущений и других позволяет создать основу для компенсации у детей зрительной недостаточности и коррекции имеющихся у них вторичных отклонений в развитии. цвет форма величина строение В дидактических играх дети знакомятся с характерными признаками предметов качественные характеристики возможности осуществления соответствующих их назначению действий
острота зрения цветовосприятие поле зрения тренировки мышечного аппарата глаз восстановления бинокулярности видения . В целом ряде дидактических игр и упражнений решаются также задачи коррекции имеющихся у детей данной категории отклонений в развитии таких зрительных функций как:
Трудности , возникающие у детей с нарушением зрения в процессе дидактических игр трудности зрительного выделения и узнавания детьми предметов, игрушек и изображений, используемых в игре ; трудности зрительного выделения и анализа деталей ; невозможность целостного зрительного восприятия игрового дидактического материала ; нарушения ориентировки в пространстве игрового поля ; несформированность предметно- практических действий, обеспечивающих успешность в дидактической игре ; замедленность осмысления содержания игры и поставленной в ней задачи; трудности анализа и воспроизведения показанных взрослым действий с предметами, игрушками, картинками; потребность в помощи взрослого (от совместных действий до постепенного перехода к действиям по инструкциям ).
При выборе натуральных предметов для дидактических игр следует соблюдать определенные требования : - предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования; - они должны иметь традиционную, легкоузнаваемую форму с четко выраженными основными деталями . К объемным материалам предъявляется требование передачи характерных признаков изображаемых предметов. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета. Требования к игровому дидактическому материалу и его адаптация для занятий с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Дидактические игрушки для ознакомления детей с предметами быта, с транспортными средствами должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет . Игрушки, изображающие людей или животных , должны передавать все части тела и правильное пропорциональное соотношение; игрушечное животное должно также отражать реальный окрас.
К иллюстративным дидактическим материалам предъявляются следующие требования: - цветовая насыщенность; - контрастность ; - контурированность ; - ограниченное количество деталей; - узнаваемость (т. е. соответствие изображаемым предметам или явлениям ). Графические изображения также должны быть с небольшим количеством деталей и легкоузнаваемыми . Рельефные и барельефные изображения должны точно передавать такие признаки предметов, как форма, строение, соотношение частей.
следует обращать внимание на смысловое содержание и четкость изображения, так как от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми ; учитывать возраст детей, на которых рассчитана та или иная наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении ; передавать реальный цвет, форму и строение изображаемых предметов ; передавать пространственное расположение частей изображаемых предметов и их пропорциональное соотношение ; учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и доступную для него зрительную нагрузку. При изготовлении иллюстративного дидактического материала:
при остроте зрения 0,01-0,03 — не менее 1,5см ; при остроте зрения 0,04-0,08 — не менее 5 мм; при остроте зрения 0,09-0,2 — не менее 3 мм . При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия , восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения ( Л.И. Медведь, Л.А. Григорян ). В коррекционной работе со слабовидящими детьми, имеющими органическое поражение зрения необратимого характера, следует избегать использования дидактического материала темносинего , темно-фиолетового и темнозеленого цветовых оттенков, так как они воспринимаются ими хуже всего (А.В. Потемкина). С учетом возможностей зрительного различения детьми с патологией зрения минимальные размеры предъявляемых им объектов должны быть:
Развитие восприятия у ребенка : учеб, пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. — М. : Школа-Пресс, 2001. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медикопедагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях / Л.А. Григорян. — М., 1994. Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста / науч. ред. Е.Н. Подколзина , ред. Н.С. Плахина . — М.: ИПТК ЛОГОС, ВОС, 2007. Малева , З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому лечению. — М. : Парадигма, 2009, Кишинев : Издательство Штиинца , 1976. Плаксина , Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида : учебно-метод. пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец . — М. : Элти - Кудиц , 2006. Подколзина , Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. — 2005. — № 6. — С. 33-40. Потемкина, А.В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками / А.В. Потемкина // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. Солнцева, Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп / Л.И. Солнцева // Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. — М., 2001. Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»
Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением зрения
В последние годы все большую актуальность приобретает проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и их влияние на психическое развитие детей раннего в...
Особенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация для педагогов...
Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения
Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса в интегративном взаимодействии. Модернизация системы общественного дошкольного образования, появление нового вида – детский сад для дете...
презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...
Методическая разработка "Цветные островки- дидактическая игра для детей с ТНР и нарушением зрения.
Задачи:развитие восприятия и дифференциации цветов и их оттенков;развитие межполушарного взаимодействия;развитие пространственной ориентировки;развитие фонетической стороны речи;расширение активного и...