Социализация детей с ОВЗ и включение их в совместную деятельность в инклюзивной группе
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация детей с ОВЗ | 2.77 МБ |
Описание презентации | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Нормативно - правовое обеспечение инклюзивного образования Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013г. «О коррекционном и инклюзивном образовании»; Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Принципы инклюзивного образования: Принцип индивидуального подхода. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Принцип междисциплинарного подхода. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута; разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.
Взаимодействие со специалистами Взаимодействие с родителями Взаимодействие с воспитателем ПМПк ДОО Взаимодействие с воспитанниками Сетевое взаимодействие Модель взаимодействия в инклюзивной образовательной среде
Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; • составляет индивидуальные планы развития;
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
П роводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов) ; УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
Инструктор по физической культуре Осуществляет укрепление здоровья детей, применяя здоровьесберегающие технологии. Совершенствует психомоторные способности дошкольников. Консультирует родителей и педагогов по вопросам физического развития детей.
Музыкальный руководитель Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Воспитатель: проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Воспитатель: организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) ;
Работа с родителями Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы, где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Заключение В заключение хотелось бы сказать, что каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья в которой есть дети с ОВЗ ждет отзыва и участия. Именно мы формируем восприятие мира у детей - мир в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.
У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ДРУГИМ! КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МИР!
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Социализация детей с ОВЗ и включение их в совместную деятельность в инклюзивной группе
Слайд 2
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.
Слайд 3
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 4
Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об инклюзивном образовании закреплены в таких документах как:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
- Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
- Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).
Слайд 5 Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Слайд 6
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка.
Слайд 7 Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:
- диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута;
- разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
- разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий
Слайд 8 Модель взаимодействия в инклюзивной образовательной среде
- взаимодействие со специалистами;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с воспитателем;
- Взаимодействие с воспитанниками;
- Сетевое взаимодействие;
- ПМПк ДОО
Слайд 9 Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада
Слайд 10 Учитель - логопед
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
Слайд 11 консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Слайд 12 Посмотрим отрывок коррекционного занятия учителя-логопеда
Слайд 13 Учитель – логопед проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
Слайд 14 Инструктор по физической культуре
Осуществляет укрепление здоровья детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Консультирует родителей и педагогов по вопросам физического развития детей.
Слайд 15 Музыкальный руководитель
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Слайд 16 Медицинский персонал
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Слайд 17 Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Слайд 18 А также, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)
Слайд 19 Работа с родителями Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы, где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Слайд 20 Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Слайд 21 Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья в которой есть дети с ОВЗ ждет отзыва и участия.
Именно мы формируем восприятие мира у детей - мир в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.
Слайд 22 У каждого из нас есть то, что мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир.
Слайд 23 Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственной общеобразовательной совместной деятельности в средней группе Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность». Тема: «Правила дорожного движения»
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность». Тема: «Правила дорожного движения» ...
Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...
Отчёт по самообразованию «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно-эксперементальную деятельность»
Отчёт по самообразованию...
Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе. «Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности»
Наш детский сад является участником регионального проекта «Социализация дошкольников в двигательной деятельности». Совместно с инструктором по физической культуре нами был разработан консп...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...
статья "Содержание центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной группе среднего возраста "
описание соответстивия содержания центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) ООП ДО в инклюзивной средней группе с учётом нозологических особенностей (ТНР, ЗПР)...
Социализация дошкольников-инофонов по средством экологического воспитания в совместной деятельности педагогов и родителей
В последнее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, которые попадают в дошкольное учреждение полностью или частично не понимая русскую речь.Данная категория детей испытывает значите...
- Мне нравится (1)