Отчёт о работе учителя-логопеда за 20-21 учебный год
материал по логопедии

Абрамова Виктория Валерьевна

Отчёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_20-21.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                    учреждение

«Детский сад №11   комбинированного вида»

                               

Годовой отчёт учителя-логопеда

                         

                                            Выполнила: учитель-логопед

                                                                             Абрамова В.В.

             

Гатчина 2020-2021гг.

1. Краткая характеристика группы:

Всего детей в группе

Из них девочек

Из них мальчиков

       18

      13

     5

2. Результаты педагогической диагностики

Образовательное направление

Уровень овладения

необходимыми навыками и умениями

(начало года) %

Уровень овладения

необходимыми навыками и умениями

(конец года) %

     Речевое  развитие  

1.Звукопроизношение

2.Фонематические процессы

3.Словарный запас

4.Грамматический строй      речи

5.Связная  речь

6.Слоговая структура

7.Артикуляционная моторика

8. Мелкая моторика

                  46%

                  58%

                  60%

                  56%

                  60%

                  56%

                  62%

                  64%

                 

 

              82%

              92%

              88%

               84%

               82%

               84%

                88%

                90%

3. Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики.

В первом учебном полугодии (сентябрь 2020 года ) в группу комбинированной направленности зачислено 18 детей  в возрасте 6-7 лет с такими нарушениями речи как: тяжелое нарушение речи ( ТНР). Двое с диагнозом ЗПР.

Коррекционно-логопедическая работа строилась  на основе адаптированной  образовательной программы  дошкольного образования  под редакцией  Н.В Нищевой. Так же использовались пособия Гомзяк О.С., Теремковой Н.Э.

Мониторинг проводился по материалам Бадяевой Н.Е., Десюковой Н.В.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

Целью работы является воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов таких как:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Развитие понимания речи;
  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания);
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие слоговой структуры слова;
  • Расширение пассивного и активного словаря;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Развитие фразовой и связной речи;
  • Развитие психических функций.

Были поставлены общие задачи на учебный год:

- обследовать состояние устной речи детей

- организовать систематические логопедические занятия;

- организовать работу с родителями и воспитателями по коррекции речи дошкольников.

Проводилась  работа с детьми.

Задачи

Выявленные

проблемы

Причины

Решение

проблем

1.Проведение диагностики детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2.Учет детей с нарушениями речи.

3. Реализация коррекционной работы в соответствии с выявленным нарушением у детей.

4.Проведение логопедических занятий с детьми 6-7 лет по индивидуальным программам.

5.Оформление индивидуальных речевых карт.

6.Ведение индивидуальных тетрадей.

7.Проведение подгупповых занятий (по признаку однотипности нарушений речи):

- работа над формированием и развитием фонематического слуха;

- коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

- предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

- коммуникативное общение.

Недоразвитие артикуляционного аппарата и слуховой функции, несформированность лексико-грамматического строя и связной речи.

Разработка индивидуальных программ.

Коррекция нарушений речи.

Индивидуальная работа с детьми и ее результативность.

Ф. И. ребенка

Направление работы

   Динамика

1.  Сафия А.

 Коррекция речи

 Положительная

2.  Тимофей Б.

Коррекция речи

Положительная

3.  Сева Б.

Коррекция речи

Волнообразная

4.  Соня Д.

Коррекция речи

Положительная

5.  Вика Д.

Коррекция речи

Положительная

6. Вика З.

Коррекция речи

Положительная

7. Дима К.

Коррекция речи

Положительная

8.  Настя К.

Коррекция речи

Положительная

9. Лиза Л.

Коррекция речи

Положительная

10. Соня М.

Коррекция речи

Положительная

11.Карина О.

Коррекция речи

Положительная

12. Таня П.

Коррекция речи

Положительная

13. Полина Р.  

Коррекция речи

Положительная

14. Сережа С.

Коррекция речи

Положительная

15. Ваня С.

Коррекция речи

Положительная

16.Катя С.

Коррекция речи

Положительная

17.Василиса Ф.  Коррекция речи             Волнообразная

18. Тася Ц.          Коррекция речи              Положительная

Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по определенным параметрам. Целью мониторинга является:

Отслеживание уровня развития речи детей (всех её компонентов).

Определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков. Осуществление мониторинга.

 Следуя принципу единства мониторинга и коррекции, работа с детьми организовывается в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем. Это дает положительные результаты коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А также предупреждает возникновение трудностей в обучении и адаптации детей к школе (все данные и результаты обследования представлены в мониторинге речевого развития детей)

Динамика результативности проводимой логокоррекционной работы.

В ходе обследования уровня развития речи дошкольников выявлен достаточный уровень развития фонематических процессов, лексической стороны речи и грамматических категорий, а так же мелкой моторики. Звукопроизносительная сторона  речи на уровне, приближенном к норме. Есть несколько воспитанников, которым ещё требуется коррекция звукопроизношения. Ввиду индивидуальных особенностей строения речевого аппарата, индивидуальных особенностей самого ребенка, сложности и  структуры дефекта, а так же из-за частых пропусков логопедических занятий и игнорирования рекомендаций учителя-логопеда, процесс исправления звуковых нарушений  затягивается и не имеет достаточной положительной динамики.

В заключении можно сделать вывод о том, что:

у всех воспитанников, регулярно и систематически посещающих  занятия учителя-логопеда, родители которых выполняли рекомендации учителя-логопеда, посещали консультации- наблюдается значительная позитивная динамика в преодолении нарушений речи по всем параметрам.

13 человек с IV уровнем речевого развития( для детей с ОВЗ это норма).

5 человек с III уровнем речевого развития.

4.Интересные события в группе.

 В течение учебного года с детьми, совместно с воспитателями и специалистами, были организованы и проведены: конкурс чтецов, на котором двое ребят, принимавших участие, стали призёрами- гран-при и второго места. Проводились спортивные соревнования, музыкальный конкурс «Радуга талантов». А так же подготовка к утренникам и выпускному балу.

5. Работа с родителями.

Работа с родителями проводилась в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года. Но в течение года определенные запланированные мероприятия иногда отодвигаются, а новые, более актуальные и подходящие для текущего момента могут быть проведены. В работе с родителями использую различные способы и методы воздействия: уголок учителя-логопеда является одним из способов подачи информации, тетради для индивидуальных заданий, анкетирование родителей, родительские собрания (сентябрь), консультации, мастер-классы.

  • Результаты диагностики речевого развития воспитанников подготовительной группы (сентябрь).
  • В родительском уголке вывешивалась еженедельно новая лексическая тема с иллюстративным материалом для повторения и закрепления дома, рекомендации по «контролю » за речью ребенка.
  • Индивидуальные консультации для родителей по их запросам. В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные консультации, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.
  • Папки-передвижки: Информационный стенд:«Особенности развития речи детей 6-7-го года жизни»,«Развитие фонематического восприятия у детей 6 лет с нарушением речи»

          «О правильном речевом дыхании. Советы родителям по работе над правильным речевым  дыханием», «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей 6-7лет с ОНР».

  • Консультации и мастер-классы.
  • Тетради взаимосвязи родителей и логопеда- совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей.
  • Наглядная агитация- ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми.

Перечисленные формы работы с родителями считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.

Однако, приходится признавать существование фактов, когда родители индеферрентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и к результатам работы по его преодолению. Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям.

6. Деятельность  педагога.

 Стараюсь регулярно повышать уровень профессионального мастерства как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путем участия в методических объединениях логопедов района. А так же самостоятельно повышаю уровень знаний, ежемесячно пополняя свою « копилку» новыми и интересными приемами в постановке звуков их коррекции и автоматизации.

В марте было дано открытое занятие по развитие речи для учителей базовой школы. В рамках преемственности дошкольного учреждения с начальной школой.

 А так же периодически или по актуальным запросам размещала  статьи, консультации, рекомендации, конспекты занятий на интернет-сайте.

7. Взаимодействие с педагогами ДОУ.

В течении учебного года,  могу отметить наши отношения с коллегами ДОУ как партнерские, конструктивные и доверительные. Многие коллеги обращаются за консультативной помощью, в которой я им никогда не отказываю. Так же при обращении мною за помощью к педагогическому коллективу ДОУ всегда встречаю поддержку у коллег.

Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедический пункт.

Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.

В течение учебного года с детьми, совместно с воспитателями и специалистами, были проведены:

 1. Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций — в сроки обследования.

2. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития — по результатам мониторинга.

3. Знакомилась с содержанием работы воспитателей, психолога.

4. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ППк совместно с другими специалистами ДОУ.

5. Проводилось индивидуальное консультирование   специалистов ДОУ (по графику работы логопеда). А так же - общие консультации для воспитателей и специалистов, намеченные в годовом плане.

6. Подготовка к плановой  выездной проверке, целью которой является оценка качества оказания коррекционной помощи воспитанникам с ОВЗ.

7. Работа с педагогами и специалистами ДОУ (консультации, семинары, практикумы, просмотр открытых занятий).

В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в районных методических объединениях учителей – логопедов

( дистанционно- он-лайн)

Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

  • Так же, являясь членом  психолого-педагогического консилиума (секретарь) (ППк) было своевременно выявлено раннее нарушение в речевом развитии(ЗРР). Разработаны рекомендации и консультации для родителей и воспитателей.
  • Составлен план работы ППк  на 2020-2021учебный год.
  • Проведено 4 плановых и 1 внеплановое заседание  ППк.
  • Оформлена нормативно-правовая документация ППк
  • Запросы на обследование ПМПК.

 

8. Инновационная деятельность

 Нередко использую в своей работе следующие инновационные  технологии.

 1.    Арт-терапевтические технологии;

    2.   Современные технологии пальцевого массажа;

      3.   Мнемотехника

      4.    Су-Джок терапия;

    5.    Информационные технологии(компьютер)

1. Что подразумевает под собой каждое направление. Например, арт-терапевтические технологии – музыкотерапия( игра на музыкальных инструментах, вокалотерапия). Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение. И т.д.

 

2.ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;

Существует ещё и САМОМАССАЖ— это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

3.МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. 

4.СУДЖОК-ТЕРАПИЯ- обладает высокой эффективностью и безопасностью. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами.

   5.КОМПЬЮТЕРНЫ ТЕХНОЛОГИИ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще   применяемых в работе педагога. Это дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Очень удобно готовить различные презентации по лексическим темам, оформлять развивающие и закрепляющие игры ит.д. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

9. Перспективы на следующий учебный год.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления работы на следующий учебный год:

-продолжать работу над включением родителей в активный коррекционный процесс;

-развивать активное сотрудничество со всеми сотрудниками ДОУ по их вовлечению в коррекционный процесс;

- повышать собственную профессиональную квалификацию (обучение на курсах повышения квалификации для учителей-логопедов; активное участие в работе методического объединения учителей-логопедов; и т.п.) ;

- продолжить работу над развитием артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста как эффективным средством коррекции звукопроизношения и профилактики речевых нарушений у детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста;

-пополнять и обновлять материально-техническую базу логопедического кабинета;

-продолжать проводить мониторинговые исследования по результатам работы.

- пройти аттестацию на I категорию.

Проанализировав проделанную работу за учебный год, можно наметить пути реализации поставленных целей:

• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;

• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой отчёт о работе учителя - логопеда ДОУ

Годовой отчет учителя- логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учител...

ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за первое полугодие 2017 – 2018 учебного года

Отчет о работе учителя–логопеда Зюляевой М. С. за первое полугодие 2017 – 2018 учебного годаВ 2017 - 2018 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за 2019 – 2020 учебный год

В 2019 - 2020 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям: организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативное....

Отчёт о работе учителя-логопеда за учебный год.

Шаблон отчёта о работе учителя-логопеда логопункта доу....

ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за 2023 – 2024 учебный год

В 2023 - 2024 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям: организационно-методическое, коррекционно-развивающее, консультативное....