ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРГАНАЙЗЕРЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
статья по коррекционной педагогике

КОРОЛЁВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Тематический органайзер  - форма оформления и система хранения дидактических игр и пособий. Органайзеры помогают закрепить и систематизировать речевой материал по изучаемым лексическим темам и значительно облегчают работу логопеда позволяя сократить время подготовки к занятиям.

*/ /*-->*/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolyova._statya.docx493.26 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРГАНАЙЗЕРЫ

В РАБОТЕ учителя-логопеда

Королёва О.В, учитель-логопед 

сп д/с «Буратино» ГБОУ СОШ №2 г.о.Кинель Самарской области

Известно, что основная форма представления учебного материала в дошкольном возрасте - это дидактическая игра. Сниженные познавательные интересы и быстрая утомляемость у детей с ОВЗ заставляют искать оригинальные формы представления дидактических игр и пособий. Доказано, что дети запоминают то, что их эмоционально трогает. Тематический органайзер  именно такая форма оформления и система хранения дидактических игр и пособий, которые  нашли эмоциональный отклик у  детей.

Цель органайзера – систематизация игр по одной лексической теме и закрепление полученных детьми знаний.

За основу органайзера-игронайзера мною, как правило, берутся канцелярские папки с кольцами или арочным механизмом. Затем они оформляются в соответствии с определенной лексической темой так, чтобы привлечь внимание ребенка. Так новогодний органайзер выполнен в виде мешка Деда Мороза, овощной в виде капусты, а тема «Посуда» представлена в форме самовара (рис.1,2).

.

Рисунок1. Органайзер «Новый год»

Рисунок 2. Органайзер «Овощи»

Фактура «обложки» органайзера (бархат, ковролин, шерстяная пряжа и т.п.) стимулирует тактильные ощущения детей.

Очень широк диапазон дидактических игр, которые объединяет органайзер. Во-первых, это дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов устной речи:

- звукопроизношения «Звуковая елочка»;

- фонематического восприятия «Ребусы»;

-лексико-грамматических категорий («Волшебные превращения», «Скажи наоборот»);

- связной речи («Рассказ на шнурочке». Ребенок нанизывает на шнурок серийные картинки в нужной последовательности и составляет сюжетный рассказ) .

Во-вторых это упражнения на развитие высших психических процессов: памяти («Что изменилось?»), внимания («Найди пару», «Лабиринты»), мышления («4-й лишний», «Продолжи цепочку» «Домино-загадки») и т.п.

Так же подобрано много полифункционального игрового материла. Например, пособия «Снеговик», «Подарки Деда Мороза», «Волшебный снежок» позволяют решать задачи на развитие любого компонента речи в зависимости от инструкции логопеда. Можно предложить сложить в мешочек картинки с определенным звуком, а можно доставать из мешочка силуэты подарков, называя при этом признаки зимы.

Хорошо себя зарекомендовали перфокарты. Так перфокарта «Ромашка» помогает закрепить согласование существительных с числительными, перфокарта «Волшебная палочка» - закрепить преобразование слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а перфокарты «Звуковые дорожки» атоматизировать поставленные звуки. Помимо основной речевой задачи перфокарты помогают активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; развивать мелкую моторику и графомоторные навыки. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это её многократное использование, достаточно лишь заменить лист бумаги под перфокартой.

Содержание игр рассчитано на детей 5-7 лет.

Все игры соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования и современным психолого-педагогическим теориям. Наполнение органайзера играми на каждое занятие проводится в зависимости от целей занятия и возможностей конкретного ребенка. Наиболее эффективно использование органайзеров в индивидуальной работе или при выполнении заданий в парах. В таком случае педагог имеет возможность проконтролировать и вовремя подкорректировать выполнение дидактической задачи.

Органайзер это не лэпбук, ведь классический лэпбук – это продукт детского творчества. В органайзере нет словесного материала, поскольку дети не умеют читать. Все инструкции к играм, а так же изучаемые чистоговорки, стихи, сказки, находятся в отдельном буклете «Методические рекомендации для педагога».

Обычно, дидактические игры находятся в свободном доступе для детей. Работа же с детьми с ОВЗ имеет свою специфику, опирающуюся на их психические особенности. Примелькавшиеся игры теряют новизну и привлекательность для ребенка со сниженной познавательной активностью. Поэтому я не выставляю органайзер в группе, его внесение является сюрпризным моментом, которого дети заранее ждут. Выполнившего задание ребенка всегда ждет сюрпризный момент: зажигается гирлянда на елке, звучит мелодия (от музыкальной открытки), открывается спрятанная ранее картинка и т.п. По сложившимся правилам по окончании игр дети убирают все картинки и пособия в отведенные им кармашки, а сам органайзер логопед убирает в шкаф до следующего занятия.

Органайзеры помогают закрепить и систематизировать речевой материал по изучаемым лексическим темам и значительно облегчают работу логопеда позволяя сократить время подготовки к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы.

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда....

Тематический план подгрупповой работы учителя-логопеда

Тематический планподгрупповой работы учителя-логопеда...

Использование тематических сенсорных коробок в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Презентация "Использование сенсорных коробок в работе логопеда с детьми с ОВЗ"...

Календарно -тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Календарно -тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Календарно-тематическое планирование работы логопеда ДОУ по АООП для детей с ТНР в подготовительной группе.

Календарно-тематическое планирование работы учителя–логопеда с воспитанниками подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в соответствии с АООП ДОУ...

Календарно-тематическое планирование работы логопеда ДОУ по АООП для детей с ТНР в старшей группе.

Календарно-тематическое планирование работы учителя–логопеда с воспитанниками старшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в соответствии с АООП ДОУ...

Календарно-тематическое планирование работы логопеда ДОУ по АООП ДОО для детей с ТНР в средней группе.

Календарно-тематическое планирование работы учителя–логопеда с воспитанниками средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в соответствии с АООП ДОУ...